Мошковская новь, 1974, № 155

28 декабря 1974 г., № 155(3405) =5 МОШКОВСКАЯ НОВЬ СОВЕТСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ТРУД В СССР—ДЕЛО ЧЕСТИ, СЛАВЫ, ДОБЛЕСТИ И ГЕРОЙСТВА Бр и г а д и р ,сидел за столом крохотного помещения элехгроцеха я думал, кого из ребят взять с собой на монтаж электрической части башенного крана, ■только что установленного на второй ле- собирже. Работа была срочной, требовала не только обьгчныхумений инавыков, но шейного крана, толыко что ния электросхем. Нет, он ни ■на минуту не сомневался в большинстве своих подчиненных, в их готовности справиться с трудным делом. Но все,- тагси предиочтение следовало отдать одному. И Москалев остановил выбор на Валерии Козенко — лучшем своем ученике. Виктор облегченно вздохнул, не торопясь, закурил. Вспомнил годы, проведенные в шахтах Прокопьевска, где приобщался к труду, где вырос до машиниста шахтного электровоза, .попутно приобретя специальность электрослесаря. Девять лет работы под землей закалили .волю и характер. Высокий, по-спортивному скроенный, Москалев трудился легко и радостно. Было в нем с избытком энергии и ■молодого задора. И когда о;н в 1962 году с женой переехал в Та- шару и устроился грузчиком на погрузку круглого леса, не испугался трудностей. Правда, недолго Виктору пришлось ходить в грузчиках. Комбинат расширялся, наращивал производственные мощности. Позарез нужны были толковые электрики. И Виктор принимает предложение о переходе в электроцех. Сразу же окунулся в круговерть больших 'и малых Дел, одинаково важных и нужных. Через год Москалеву присваивают пятый разряд. Помогли упорство и жажда знаний. Допоздна засиживался он над книгами и журналами по специальности и... за школьными учебниками: учился в ту пору в выпускном классе вечерней школы. Бригадир встал из-за стола и вышел из помещения. Валерия он застал за ремонтом многожильного кабеля, что питает энергией крановое электрооборудование. Подойдя к ученику, оказал: «Пойдешь с > ПО ТРУДУ и ЧЕСТЬ Вот уже третий год работает Галина Гейдун в комбинате бытового обслуживания с. Са- рапулка закройщицей верхней одежды. После окончания школы колебаний в выборе профессии не было. Она поступила в Новосибирское училище, и в родное село Галина возвратилась уже специалистом. Трудовой стаж у нее сравнительно невелик, но тепло отзываются о ней товарищи по работе. Довольны и заказчики. За добросовестный труд Галина награждена значком ЦК ВЛКСМ «Ударник-74». Комсомолка Галина Гейдун выполняет и большую общественную работу, она редактор стенной газеты. Ю. БЫКОВСКИЙ, с. Оарапулка. мной монтировать башенный». Козенко воспринял слова, бригадира спокойно, но в душе возникло радостное чувство. Не впервой -им вместе выполнять серьезные задания. Валерий всегда был благодарен своему наставнику, когда тот доверял ему трудное дело. Так уж у них повелось, что Валерий вместе с Москалевым Много работал с ним Москалев, приобщая к тайнам профессии. Да и у парня было огромное желание овладеть мастерством. Помогали трудолюбие, природная сообразительность. Сейчас он электрослесарь 5-го разряда. Или Алексей Гончар. Тоже не имел специального образоСтупени роста (РАССКАЗ О НАСТАВНИКЕ И ВОСПИТАТЕЛЕ ВИКТОРЕ МОСКАЛЕВЕ) ■монтировали панели портальных и кабельных кранов, устанавливали осветительную anilаратуру, элактрообор.удование на бревнотасках. Не жалея труда и сил, Виктор Москалев воспитывал и обучал молодежь. На первых порах, когда назначили бригадиром, было нелегко. 18 человек под началом. Раньше было проще: за одного себя отвечал, а тут, хоть и небольшой, но коллектив. Ребята в основном молодые. Разные судьбы, характеры, неодинаковые знания. Пришлось стать учителем и воспитателем. Щедро дарил Москалев свои знания молодежи. Сам постоянно совершенствовал мастерство и от подчиненных требовал этого же. В иные минуты с чувством благодарности вспоминал наставник трехлетнее учительство в средней школе, куда был приглашен вести основы производства. Как это пригодилась ему в новой работе! Теперь уже намного легче. Такие, как Козенко, сами стали помощниками в обучении молодых и неопытных электрослесарей. Гордится своими учениками электромеханик 1-й лесобиржи (им Москалев стал четыре года назад). Славные все-таки ребята! Взять, к примеру, Владимира Лехтина, чью любовь к электротехнике Виктор еще в школе отметил и всячески поощрял. «Зеленым» несмышленышем пришел он в электро- цех. Был робок, мало что умел. вания, начинал с азов, ныне у него 4-й разряд. Электромеханик, характеризуя своих питомцев, говорит: — Конечно, хлопот мне с этими парнями было с избытком. Каждый стремился как можно быстрее обрести мастерство, но теоретических знаний не хватало. В свое время не кончили среднюю школу, а после службы в армии обзавелись семьями, забот прибавилось, мол, не до учебы сейчас. Пришлось и убеждать, и на конкретных примерах показывать, что без знаний школьного курса трудно в нашей профессии достичь высот. Закончили одиннадцатый класс. ■Гончар поступил- на -заочное отделение в Томский лесотехнический техникум, думают продолжать учебу и В. Лех- тин, и другие ребята. Виктору Москалеву нет и сорока, но у него уже около десятка учеников, успешно выполняющих сложные электро- ■слесарные работы, умеющих думать. Он полностью им доверяет, знает, что сделают асе на совесть, переделывать не придется. Его питомцы г платят своему наставнику признательностью за все, что тот сделал для них. Часто можно слышать от ребят: «Виктор Филиппович для нас не только толковый руководитель, с которым интересно работать. Эт.о умный и вместе с тем строгий наставник: требует постоянного совершенствования, у .него не остановишься на полтути». А вот что говорит механик, о своимх учениках: — Валерий Козенко, например, покорил меня неутомимостью, страстным стремлением познать вое, что прямо или косвенно относится к профессии. Упорство ,во всем проявляет. Я не припомню случая, чтобы, взявшись за новое дело, он не довел бы его до конца., И что характерно. Он не бежит от трудной работы, наоборот, ищет ее — в ней он находит возможности для твоего роста, наьхо.дит вдохновение и радость. Гончар и Лех- ти« •— ребята спокойные, уравновешенные, делают все чисто и аккуратно. Сильные элетрослесари, постоянно работают над собой. Обо всех учениках Москале-^ ва не расскажешь, но и приведенные примеры свидетельствуют о том. значительном ■влиянии, которое он оказывает на молодежь. Сам электромеханик — достойный образец для подражания. Он лично монтировал электрическую часть четырех башенных кранов, устанавливал ксеноновые лампы — эти маленькие солнца, которые при сравнительно небольшом потреблении энергии дают хорошую освещенность рабочих мест в ночное время. В зимний период обычно Москалев с верными помощниками своими силами монтируют по 3—5 панелей кранов, резво удешевляя таким образом их стоимость. Все работы отличаются высоким качеством и надежностью. ■На электрослесарях лесоперевалочного комбината лежит обязанность следить за сложным, порой уникальным, электрохозяйством, содержать его в исправности, вовремя и качественно вести ремонт, замену вышедшего из строя оборудования. Со всеми этими задачами они успешно оправляются. И в том, :,что труженики ■комбината борются за выполнение пятилетки в четыре с половиной года, есть определенная . заслуга коллектива элактрослесарей, которыми руководит Виктор Москалев. В. ТУМАНОВ. с. Ташара. В СТРАНАХ КАПИТАЛА: БЕЗРАБОТИЦА, НИЩЕТА Б Е Л Ы Е Белые рабы — так иногда называют рабочих - иностранцев в странах Западной Европы. Общее их количество вместе с семьями достигает там двадцати миллионов человек. Главная причина, которая заставляет их покидать родные места, — это поиски работы, хотя бы временной. Больше всего иностранных рабочих сейчас в ФРГ — более 2,5 миллиона, в Англии и во Франции — по 2,5 миллиона, и в Швейцарии — более _ одного миллиона. Значительна доля рабочих - иммигрантов также в Бельгии, Голландии, Люксембурге, Швеции, Дании и Норвегии. Примечательно, что в самих этих странах растет безработица, вызванная сокращением производства или закрытием предприятий. Казалось бы, власти не должны были разрешать въезд иностранным рабочим, раз они не в состоянии обеспечить работой даже собственных граждан. Но дело здесь, оказывается, вот в чем. Предпринимателям чрезвычайно выгодно нанимать иностранных рабочих. Не имея фактически никаких социальных и политических прав в этих странах, они соглашаются на любые условия, за любую плату выполняют самый тяжелый труд. Нефранцузские рабочие составляют почти половину всех рабочих французской сталелитейной промышленР А Б Ы ности. На шведском автомобильном заводе «Вольво» в Гетеборге около половины 'рабочих и служащих — иностранцы. На автомобильном заводе Форда в Кёльне почти все работающие на конвейере также иностранцы. В крупнейших городах ФРГ — Мюнхене, Франкфурте и Штутгарте подавляющее большинство мусорщиков и уборщиков улиц— рабочие-иммигранты. За свой труд они получают денег намного меньше, чем лица местного происхождения. В Швейцарии иммигрант занят 85 часов в неделю, в ФРГ турецкие рабочие у владельца фирмы «Торфверк» трудятся 80 часов в неделю. Пользуясь бесправным положением иностранных рабочих, фабриканты не принимают мер по охране их труда. Ни власти, ни предприниматели не заботятся о жилищных условиях иностранных рабочих. Турецкий рабочий-торфяник, приехавший на заработки в ФРГ, Мехмет Мюрен сказал в беседе с сотрудником профсоюзной газеты «Металл»: «Моя семья из шести человек живет в тесной комнате в давно не ремонтированном доме, в котором нет никаких удобств. Тем не мен;г я вынужден платить хозяину третью часть своего заработка, так как нам, иммигрантам, не всегда удается найти и такое жилье. К нам здесь вообще относятся, как к людям второго сорта». Л. СКОБЕЛЬСКИЙ. (ТАСС). ГОРДОЕ ИМЯВЕТЕРАН Более 30 лет безупречно трудится на железнодорожном транспорте Романашенко Иван Никитич. В 1940 году Иван Никитич был призван в Советскую Армию. В суровом 1941 году связал свою судьбу с железнодорожным транспортом. Начинал со стрелочника, потом работал помощником составителя, составителем поездов. Не все быстро давалось И. Н. Романашенко. Добрые помощники, товарищи по работе заботились о молодом рабочем, да и сам старался глубже вникнуть в существо дела. Со временем в совершенстве изучив свою профессию, Иван Никитич становится квалифицированным специалистом. В Ташаринском предприятии «Промжелдортранс» Иван Никитич работает со времени его создания в 1962 году составителем поездов. К своему делу относится с огоньком, с особой бдительностью, энергично, несмотря на пожилой возраст. У движенцев железнодорожного транспорта существует правило: «Каждый квалифицированный рабочий должен обучить молодого специалиста». Многие прошли школу составителя поездов И. Н- Романашенко. Около 20 специалистов подготовил он за свою трудовую деятельность и в настоящее время обучает своей нелегкой профессии В. Н. Южакова, прививая трудолюбие, мастерство, смекалку. Сын Ивана Никитича, Игорь, пошел по стопам отца, второй год работает на нашем предприятии помощником составителя. Третий год подряд коллектив Ташаринского предприятия «Промжелдортранс» избирает И. Н. Романашенко членом местного комитета. К порученным обязанностям он относится добросовестно, оправдывая доверие коллектива. Когда бы ни поинтересовался его работой, всегда слышишь одно и то же: «Отлично работает, без брака». Да иначе и быть не может, потому что И. Н. Романашенко гордится своей профессией, беззаветно любит ее. Сейчас идет общественный смотр безопасности движения поездов. Еще внима- , тельнее, еще бдительнее относится к маневровой работе И. Н. Романашенко, понимая, что безопасность движения — забота каждого железнодорожника. Труд Ивана Никитича по достоинству оценен. Он имеет десятки благодарностей и поощрений, является ударником коммунистического труда, награжден знаком «Победитель социалистического соревнования 1973 года». И в завершающем году 9-й пятилетки Иван Никитич полон решимости трудиться еще лучше, еще продуктивнее. Б. КЕЛИН, заместитель начальника Ташаринского предприятия «Промжелдортранс». В Федеративной Республике Германии растет безработица. Общее количество полностью безработных превышает сейчас 527 тысяч человек. Только в августе работу потеряли более 36 тысяч западногерманских граждан. На снимке из журнала «Квик»: люди, мечтающие получить работу, в коридорах эссенской биржи труда. Фотохроника ТАСС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2