Мошковская новь, 1974, № 152

МОШКОВСКАЯ НОВЬ 21 декабря 1974 г., № 152 (3402); В системе политического просвещения Важное место в учебном процессе принадлежит средствам наглядности. Они способствуют более яркому, до- ходчиному и убедительному изложению материала, лучшему его усвоению и запоминанию слушателями.. Наглядные методы в- партийной учебе имеют самостоятельное значение. Однако следует подчеркнуть, что они играют не основную, а вспомогательную роль. Наглядность ■ииш ака дополнять словесные методы, делать их более доходчивыми. Наглядные средства не только оживляют замятия, но и способствуют более глубокому и прочному усвоению, изучению материала. Но эти средства в о-прсделенььх случаях могут сыграть и отрицательную роль. Например, один пропагандист принес на занятие "карту, несколько диаграмм, сравнительные таблицы, подобрал - красочную кармину по теме. Однако, увлекшись рассказом, он забыл об их существовании. В результате они лишь отвлекли внимание слушателей, которые больше смотрели на картины, пытаясь разобраться в том, что. на них изображено, нежели слушали своего руководителя. НА РОДИНЕ КАРЛА МАРКСА Небольшой город Трир в. Федеративной Республике Германии известен всему миру как родина основоположника научного коммунизма. Карл Маркс провел здесь детство и школьные годы. На снимке: Дом-музей Маркса. Здесь он родился 5 мая 1818 года. Фото А. Урбана. (Фотохроника ТАСС). Наглядность в обучении Демонстрация пропагандистом наглядных пособий не самоцель, а лишь прием для глубокого, т'очного, яркого раскрытия той или иной проблемы. Поэтому перегружать занятия не следует. Только отбор главного, существенного окажет пользу. Полезными бывают лишь те лособия, которые убедительно лодпвёрждают основные положения и выводы изучаемой темы. Поэтому рекомендуется подбирать иллюстративный материал уже после того, как обдуман план и целевая установка занятия. Видную роль "в использовании наглядности играют тех- ' нические средства. Они делятся на две большие группы: 1. Средства массовой информации, которые рассчитаны на массовые аудитории. ним относятся печать, радиовещание, телевидение, кино. Какова же методика использования наглядных пособий в. ходе изложения нового материала? Недостаточно просто показать ту или другую картину, требуется подготовить слушателей к восприятию, рассказать, какой момент запечатлен художником. На политзанятиях надо широко использовать .местный материал. Рассказывая, например, об индустриализации, о коллективизации сельского'хозяйства или других знаменательных вехах истории нашей Радины, следует попользовать факты из жизни своего района, совхоза, колхоза, свои личные воспоминания, воспоминания сослуживцев. Пользуясь наглядными пособиями, пропагандисту надо учить слушателей обращать внимание на главное, вдумываться в содержание изображаемых событий, явлений. 2. Локальные технические средства пропаганды. О.ни рассчитаны на сравнительно небольшие группы людей ипредставлены маломощной аппаратурой. Сюда относятся магнитофоны, проигрыватели, диапроекторы, кинопроекторы. За последние годы кабинеты политпросвещения пополнились различной проекционной аппаратурой. У нас, например, имеется диапроектор «Свет», на котором можно демонстрировать диафильмы и диапозитивы; диапроектор «люд», фильмоскоп «Ф 68», эпидиаскоп, кадропроектор «Горизонт», электрофон «Аккорд». Имеются технические средства в ЛПК-2*, на наливной 'станции GoKiyip, в совхозе «Восход». Ежегодно студия «Диафильм» выпускает свыше 400 диафильмов. Тематика, их широка и разнообразна. Видное место занимают диафильмы на общественно - по.тити ч е с к и е темы. Немало диафильмов воссоздают образ В. И. Ленина и 'его соратников. Значительное место среди диафильмов занимают ленты, посвященные современным событиям. Они рассказывают о решениях XXIV съезда КПСС, о Пленумах ЦК КПСС, о борьбе советского народа за построение коммунизма, за мир во всем мире. Студия «Диафильм» выпускает ежемесячные световые журналы. Одним из них является «Мир на экране», рассказывающий о важнейших международных событиях. Есть диафильмы по различным проблем<ам комму.ниегического .воспитания трудящихся, о пё- - родовом опыте в промышленности, сельском- хозяйстве. Значительную ценность для пропагандистов представляют граммофонные записи речей В. И. Ленина. Ведь что может быть более ярким и. запоминающимся, чем прослушивание на занятиях живого голоса В. И. Денина. Его .речи имеются и на долгоиграющих, и да обычных грампластинках. У нас в библиотеке ведутся каталоги на диафильмы, диапозитивы, пластинки. Любой пропагандист может воспользоваться ее помощью. Некоторых пропагандистов может заинтересовать вопрос, где взять технические средства на местах. Большим количеством различной звуковой и проекционной аппаратуры располагают общеобразовательные школы района. Не секрет, что совсем недавно некоторые пропагандисты сомневались в целесообразности' применения технических средств. Однако практикой, опытом доказано, какую существенную помощь они оказывают в работе и пропагандисту, и слушателям. Успешно используют техни чеокие средства в работе про паган-дисты совхоза «Восход» .В районе хорошо знают руко водителя школы основ экояо миш и управления произвол ством ДСР-.1 П. Ф. Карпенко. Не раз рассказывалось на страницах районной газеты, об - эффективности в работе этой школы, о ее большой отдаче производству. А успех обеспечен добросовестным отношением к порученному самого пропагандиста. П. Ф. Карпенко много внимания уделяет подготовке к занятиям, умело использует наглядные пособия, технические Средства, теоно увязывает теоретический материал с экономическими результатами деятельности коллектива. На конкретных примерах показывается значение борьбы за бережливость и экономию рабочего времени, электроэнергии и стройматериалов. Наглядность, технические средства помогают пропагандисту доходчиво раскрывать с.вджные темы, а слушателям - 3» понять новый материал, усвоить его. Эффективность учебы здесь видна во всех делах коллектива. Она дает должную отдачу, способствует развитию творческой мы-сли. Если, например, в 1974 году было внедрено в производство 25 рационализаторских предложений с экономическим эффектом в 11 ты- ся рублей, то за неполный текущий год уже внедрено 30 рацпредложений, эффект от внедрения в производство которых превысил 42 тысячи рублей. Приобретенные на занятиях знания помогают слушателям увеличить свой трудовой вклад в общее дело, быть примером в борьбе за досрочное выполнение заданий пятилетки. Успешно используют технические средства в своей работе и такие пропагандисты, ‘ как руководитель теоретического семинара А. А. Вяткин (совхоз «Барламский»), руководитель теоретического семинаре Е. Е. Назарова (средняя школа № 19, ст. Сокур), пропагандисты В. А, Горбалев (наливная станция Сокур), И. П. Беляев (районное нефтепроводное управление) и другие. Технические средства — хорошие помощники пропагандистов в улучшении марк- систоко - ленинского образования коммунистов, комсомольцев и беспартийных. Следует сделать все возможное, чтобы они нашли широкое применение на практике, чтобы постоянно повышался коэффициент их полезного действия. ЦК КПСС неоднократно указывал, что партийная пропаганда должна быггь по своему содержанию, увлекательной, яркой, доходчивой, близкой и понятной трудящимся. Именно эти требования наилучигам образом можно выполнить, если к вдохновенному слову пропагандиста добавятся различные средства наглядности, особенно технические. А. МИНЕНКОВА, заведующая кабинетом политпросвещения РК КПСС. СЕМИНАРЫ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Задачи идеологических р а ­ ботников в свете Постановления ЦК КПСС «О работе по подбору и воспитанию идеологических кадров в партийной организации Белоруссии» — вот тема кустовых семинаров агитаторов, политинформаторов и лекторов нашего района. Такие семинары уже прошли в селах Ташара, Сокур, в р. п. Оянг. На днях состоялся кустовой семинар в р. п. Мошкс- во, В его работе приняли участие агитаторы, политинформаторы и лекторы учреждений, предприятий и организаций райцентра, совхозов «Большевик» и «Мош- ковский». Участники семинара' прослушали лекцию о международном положении, с которой выступил лектор районной организации общества «Знание» Н. М. Богомолов. О некоторых вопросах устной политической агитации рассказал инструктор РК КПСС В. И. Пилатов. Конкретные дела агитаторов, политинформаторов, лекторов в трудовых коллективах, эффективность их работы — темы выступлений агитаторов Г. Н. Путько — библиотекаря Мотковской сельской библиотеки, А. Т. Штоппель — заве д у ю щ е й клубом совхоза «Мошков- ский», политинформатора П. В. Ильинского — начальника железнодорожной станции Мошково, заведующей районной библиотекой Л. А. Рудь. Заведующий отделом пропаганды и агитации РК КПСС П . . А. Федоренко в своем выступлении особо остановился на задачах идеологических работников по выполнению Постановления ЦК КПСС и постановления обкома КПСС. Подобный семинар сейчас готовится для агитаторов, политинформаторов и лекторов совхоза «Восход». Наша Галина Ивановна Не раз фамилия Галины ИвановныТребунской появлялась на страницах газеты. Она работает в школе старшей пионервожатой. Кроме того, Галина Ивановна еще и наш «ласоный руководитель. Дел и забот у нее много. Утром торопится в школу: нужно встретиться с пионерами, вожатыми, звеньевыми, командирами отрядов, посмотреть дневники, выполнитьеще множество текущих дел. После уроков она спешитдомой:ведь там ждет маму маленький Андрейка. А затем вечером — снова в школу: опять различные мероприятия. С каждого класного часа мы уносим что-нибудь полезное для себя. Б общественной жизни класса и школы каждый из нас принимает активное участие. В настоящее время готовимсявступить в комсомол. И снова помогает Галина Ивановна.Она рассказывает об истории комсомола, объясняет Устав ВЛКСМ. Беспокойная и веселая, всегда поможет, расскажет, объяснит, научит, укажет на недостатки. От всего класса желаем мы Галине Ивановне Требунской крепкого здоровья, много счастья и большой плодтоворной рабоыт с пионерами. Н. СУДНИЦЫНА. с. Дубровино. С о с т я з а н и е ю н ы х м а т е м а т и к о в ШКОЛЬНЫЕ В Татаринекой средней школе провели КВН, посвященый математике. Впервые приняли в нем участие -учащиеся четвертых классов. К этому мероприятию они выпустили стенную газету с фотографиями лучших математиков - четвероклассников. Каждая команда ' выступила под своим девизом, придумала оригинальные эмблемы, представляющие собой круг, внутри которого нарисованыизмерительные приборы и таинственные буквы. Значение их следовало расшифровать. Впоследствии оказалось, что ЮСМ означает юный смекалистый математик,ЮВМ — юный веселый математик, юнм — юный находчивый математик. Перед началмо КВН выстроились участники — «числа». Главенствовала над ними «царица всех наук» — математика. ВелаКВН преподаватель Валентина Иванонва Мельникова. Оценивало состязание юных представительное жюри из учителей. Были вопросы и задачи на сообразительность, внимание. Побдеили сильнейшие — комада 4 «б» класса, набравшая 23 очка. Им был вручен подарко — наборшоколадных конфет. Отшумели страсти, разошлисьи болельщики, и участники встречи. Организатора,втор сценария этого вечераВ. И. Мельниоква рассказала, как создавался математический кружок, как пришло к ребятам увлечение точнойнаукой. Теперьюные математикидаже на уроках оперируют материалами, с которыми познакомились на занятиях кружка. Последний КВН еще раз подчеркнул любовь учеников к математике. Г . ЕВТУШЕННО . I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2