мошковская новь 28 ноября 1974 г., № 142 (3392) $ & К 30-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ СОВЕТСКОГО НАРОДА V £ -4 V ВРЕМЯ НЕ ВЛАСТНО D Р.ЕМ.Я нс властно над памятью. События тридцатилетней давности, с которыми столкнулся девятнадцати- летним, забыть невозможно. Тогда, на фронте, прощаясь с павшими товарищами, мы клялись им в вечной памяти, клялись отомстить врагу за их гибель. Ежедневно и ежечасно помнили об этом. Мечтал-о знойном цветущем Казахстане, о возвращении домой после победы и сапер Абдулла Усенов. Ему было 19 лет, когда он совершил подвиг. В 1943 году бои шли за освобождение Правобережной Украины, на Ко- ростенщине... У деревни Пески час назад отражена атака вражеских- танков. С передовой было видно, как на дальней опушке леса снова группируются' фашистские танми. Нескольким связистам и взводу саперов предстояло их остановить. Силы были неравными. И командир взвода отдал приказ саперу Усенову — создать минный форпост в трехстах метрах от линии передовой. Абдулла взял с собой около 40 килограммов мин. Следовало добраться до места, зарядить мины, растащить их по полю, ■©реме.ни было слишком мало. Танки приближались. Мы считали, что Усенов пропустит первую волну танков и поставит заграждение перед следующей. Поняв, что не успеет заминировать поле, Усенов поступил совершенно иначе... Незамеченный врагом, он по-пластунски пополз- наперерез «тигру» и на наших глазах бросился под танк со своим смертельным грузом. Фашисты, очевидно, решили, что нарвались на минное ■иоле. Произошло невероятное — «тигры» отошли на исходные позиции. Через полчаса подоспел противодан- "ковый артполк, разгромивший танковый кулак врага. О подвиге Героя Советского Союза Абдуллы Усенова напоминает памятник в г. Коррстене. Сюда, спустя 30 лет после освобождения, прибыли участники боев. В 1944 году мы про1 Ходиди через город, представлявший руины, пожарища. В 1973 году он встретил нас цветущим, возрожденным. Больше всего ветеранов тронуло радушие крростен- щев. В памятниках, названиях улиц мы встретились с однополчанами, отдавшими жизнь за Родину. Местный поэт М. Туровец в эти дни писал: И пусть сегодня многих нет в живых, Они шатают рядом с нами снова, Живут в названьях улиц городских Усенова,, Жмачешао, Кулакова... Мы поднимаем их на пьедестал, Пропавших и затерянных войною. Лежат у молчаливых серых окал Народом не забытые герои. «Народом не забытые герои» ожили в воспоминаниях ветеранов, выступивших перед колхозниками, рабочими, интеллигенцией, комсомольцами, пионерами сел Коростешцины. Герой Советского Союза, бывший командир батареи М. Бойко, генерал-майор М. Зайкин рассказали о том, как мужественно сражались гвардейцы на подступах к Коростелю за каждую пядь родной земли. На тематическом вечере «Этих дней не смолкнет слава», пО(С£вящешшм 30- летию освобождения Коростенщины, всем ветерана,м вручили памятные сувениры. Также гостеприимно встретил своих защитников в 1972 году и Волгоград. В числе приглашенных на встречу ветеранов был и я. Мы побывали там, где когда-то, шли жаркие бои за Сталинград: в Вишневой балке, на тракторном заводе. Среди имен защитников Сталинграда, высеченных на Мамаевом кургане, фамилии сибиряков: Егора Шамова из Бибеево, Сергея Купряжки- на из Ояша, Ильи Аникина из Балты. Землю с братской могилы у Мамаева кургана я привез в Сибирь. Мне часто приходится выступать с воспоминаниями перед школьниками, и я радуюсь тому, что спустя столько лет, «никто не забыт и ничто не забыто». Вот и в этом году меня глубоко тронуло письмо из Волгограда от школьного совета музея Боевой славы: «Дорогой Василий Петрович! Педколлектив и учащиеся Волгоградской школы-интерната № 4 поздравляют Вас с 31 годовщиной Сталинградской битвы. Желаем Вам, защитнику Сталинграда, На снимке: В. П. Жгулев. Фото Е. СЫСОЕВА. крепкого здоровья, благополучия. Ждем Вас у нас в музее». И хотя я не смог в этот раз принять приглашение, меня глубоко тронуло внимание волгоградских школьников." В. ЖГУЛЕВ, участник Великой Отечественной войны. р. п, Мошково. Нескончаем людской поток к местам былых сражений. На снимке: у монумента Матери-Родины на Мамаевом кургане в Волгограде. Фото А. ЛАПТЕВА. Встреча ветеранов Василий Яковлевич Степаненко работает электриком на лесоперевалочном комбинате. В годы войны участвовал в прорыве блокады Ленинграда, а освобождении Калининграда, воевал с японскими захватчиками. Перед демобилизацией однополчане обещали не терять связей между собой. В 1948- году сержант’ - связист В. Я. Степанеико отбылна Родину. Боевые награды украшали его грудь. Среди них — два ордена Красной Звезды. Около 30 лет отделяет его от военных событий. И вот радость! Получена телеграмма, в которой Совет ветеранов дивизии пригласил В. Я. Степаненко принять участие во встрече однополчан. К поездке готовилась, как к семейному празднику. В Ленинград В. Я. Степаненко прибыл с женой и внучкой. Остановились в гостинице «Советская». * Место сбора ветеранов — площадь А. Невского. Отсюда они и отправились на автобусах по местам былых сражений. В. Я. Степаненко побывал там, где земля хранит до сих пор раны войны. Это Ивановский и Невский пятачки, Санявекая высота. Не увядают цветы, зеленеют деревья, любовно посаженные, пионерами у братских могил, у памятников павшим. Особенно волнующей была встреча с бывшими партизанами. — У местечка Лисино, — вспоминает Василий Яковлевич, — мы отбросили фашистов и соединились с партизанами, громившими врага в тылу. Самое главное, что вынес из этой поездки Василий Яковлевич, — это впечатления от встречи с боевыми друзьями. Годыизменили их внешний облик, но нестареющая память сердца объединяла однополчан крепче, чем родственные узы. Много оказалось среди бывших защитников Ленинграда земляков - ■сибиряков. На торжественном товарищеском ужине выступали командиры, политработники,, бывшие воины. В воспоминаниях ветеранов ожили далекие события военных лет. Г. ЕВТУШЕНКО. с. Ташара. Сам оуправление ОБШИРНЫЙ круг вопросов решается ученическим самоуправлением Ташаринской средней школы. Цели различные. Но есть одно общее — это развитие творческой инициативы, самостоятельное га, ■чувства ответственности перед ■коллективом. Самоуправление помогает выявлять и развивать в учащихся определенные способности, склонности, формировать личность. Одним из наиболее' действенных органо» самоуправления является учебный сектор. Он, кстати, и самый старейший, создан был почти 10 лет назад. Его бессменный руко-' водитель Валентина Ивановна Мельникова, заведующая учебной частью школы. Учебный сектор состоит из 22 завучей классов и их заместителей. На первом организационном заседании избирается от учащихся старший завуч школы. Третий год в этой должности пребывает Люда Митрюшина, .ныне ученица 9-го класса. Ее помощники — секретарь Лена Петрова (8 «б») и диктор Лена ’ Гончарова (9 «в»). Они оформляют и выпускают раз в неделю «Голос учебного сектора». Имеется также светящееся табло, которое отражает _успеваемость классов по школе за неделю. Главная задача учебного сектора — борьба за высокую успеваемость и качественные знания. На каждую четверть составляется план работы. Завучи классов составляют недельные планы-дневники. Вот выписки из одного плана завуча 6 класса: сделать экран .^успеваемости, проверить дневники, организовать помощь отстающим ученикам, провести политинформацию, подготовиться к КВЦ и т. д. . (Каждую субботу учебный сектор собирается на заседания, на которых подводятся итоги успеваемости, дисциплины по imaccaiM, выясняется, что сделано, чего добились, что упущено, и ставятся задачи на очередную неделю. В конце четверти, полугодия подводятся итоги по всей школе. Учебный сектор готовит и проводит традиционный слет лучших учащихся. На нем отчитывается о проделанной работе старший завуч, принимается обращение р<о всем школьникам. Старший завуч контролирует деятельность классных завучей, оказывает им помощь, проводит инструктаж. Какие методы использует учебный сектор в борьбе за высокие знания и дисциплину? Это — проведение заседаний в классах, рейдов, беседы с отдельными учениками, с активом. С неуспевающих учебный сектор учиняет строгий опрос. Но особенную' действенность, это доказано практикой, имеет приглашение на заседание учеников вместе с их родителями. Здесь нерадивому приходится краснеть не только перед товарищами, . но и перед своими папой и ма'.мой. Зачастую ученик, давший слово, исправляется, редко второй раз попадает на такое заседание. Учебный сектор ведает шефством старших над младшими. Шефы знакомятся с планом уч'ебно - воспитательной работы классного руководителя, получают от него задание. В соответствии с этим строят свою работу. Они помогают отстающим ученикам, проводят сборы, беседы, готовятся к праздникам, читают книги, помогают в оформления классов и делают еще много по- лезного,_ Поощряется практика, когда ученики идут в младший класс к своей бывшей учительнице. Нынче, к примеру, 4 «а» шефствует над 1 «а», 4 «б» — над 2 «в». У тех и других была одна учительница, а сейчас они вновь пришли к ней, ужецв качестве помощников. Все, конечно, шефы стараются. Но особенно хороших результатов, кроме названных, добиваются шефы 7 «в», 9 «а», 9 «б» классов. Учебный сектор ищет новью формы и методы работы с учащимися. С этого года введены _ семинары для членов сектора, на которых они учатся новому. Решено создать классные библиотечки, чтобы прививать любовь к книге, проводить конференции, диспуты. Участие в работе учебного сектора дисциплинирует самих ребят, они строже относятся к себе и своим товарищам. В целом же, несомненно, учебный сектор Тагааринокой школы проводит большую и нужную работу, добивается положительных результатов в повышении у,спеваемости. В. ТУМАНОВ, наш внештат. корр. < 4 ■ М
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2