МОШКОВСКАЯ н о в ь & ■ 12 сентября 1974 г., № 110 (3360) ——: Из опыта методической работы педколлектива Ташаринской средней школы % УЧИТЬСЯ САМОМУ, УЧИТЬ ДР У ГИХ Г 1 ОВЕРШЕН С Т В О В А Н И Е '-'учебно - воспитательной работы, в конечном счете, зависит от учителя, его знаний, опыта, убежденности, мастерства. Поэтому учитель должен уметь многое, системэтически и серьезно учиться. Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Учитель живет до тех пор, пока учится. Как только он перестал учиться, в нем умирает учитель». Эти слова в наши дни приобретают особенно глубокий смысл. В условиях перехода на новые программы потребность самообразования в обогащении знаниями по преподаваемому предмету, педагогике, методике 'значительно возросла. Повышение квалификации, совершенствование методического мастерства осуществляется, прежде всего, в педагогическом коллективе, и это требует от него совместных поисков наиболее эффективных форм обучения учителей. Деятельность руководителей школы, ее общественных организаций и направляется в первую очередь на то, чтобы решать.эти задачи. Совместно с секретарем партийной организации, завучами, председателем местного комитета мы постоянно думаем над решением проблемы совершенствования педагогического мастерства учителя и пришли к выводу, что выработать у всех потребность учиться можно лишь в обстановке высокой требовательности, заинтересованности и взаимопомощи в коллективе, короче говоря, нужна такая атмосфера, такой климат в коллективе, при котором нельзя не узнавать новое, не искать, не совершенствоваться. 1А 3УЧЕНИЕ и внедрение пере- * * дооого педагогического опыта может идти самыми разнообразными путями, в различных формах. У себя в школе мы считаем основой этого дела политическое просвещение учителей и углубленную методическую работу каждого учителя по своему предмету (через методические объединения, педагогические советы. производственные совещания, открытые партийные собрания, совещания при директоре, завуче и т. п.). Методическая работа у нас преследует цель внедрения в разных формах .передового педагогического опыта и тем самым повышения эффективности преподавания. В школе создано восемь. постоянно действующих методических объединений, охватывающих все учебные предметы. Все руководители объединений имеют высшее образование, не менее 15 лет педагогического стажа, обладают высоким мастерством. Кроме это- 40, в школе работают секция классных руководителей, «треугольник», шкода политпросвещения и школа передового опыта. Основное направление деятельности всех методических объединений из поставленной перед школой общей .проблемы и задач, — это обмен опытом, изучение новых программ, обзор методических журналов, просмотр тетрадей учеников, разработка тематических и поурочных планов по наиболее трудным темам программы, чтение и обсуждение приказов и инструкций вышестоящих организаций, открытые уроки, анализ состояния преподавания того или иного предмета и проведение мероприятий по повышению качества знаний учащихся. Именно в методических объединениях наши учителя знакомились с - работами Сухомлинского, изучали опыт липецких, рязанских, ростовских, новосибирских учителей. Руководители методобъедине- н,ий, получив соответствующий инструктаж от завучей школы, посещают уроки своих коллег, а потом выступают с обобщением их опыта на заседаниях метод- объединений, совещаниях при директоре или педсоветах. За последние 2 года работы методобъ- единений в них разработаны и прочитаны такие, к примеру, доклады: «О развитии интереса учащихся к знаниям» (учитель Т. П. Попова); «О воспитании на боевых, революционных и трудовых традициях нашего народа» (учитель А. Т. Черткова); «О совершенствования методов обучения и повышения качества знаний учащихся по математике» (учитель Г. С. Федотова) и другие. Вся работа внутри методобъе- динений подлежит строгому учету, а в конце учебного года сдается в методический кабинет рукописный методический журнал, в котором отображена вся деятельность мегодобъедмнения за год, причем, журнал этот постоянно пополняется новыми материалами. ЛЕДУЕТ оказать, что приходится не только обобщать, но и организовывать передовой опыт. Так, несколько лет назад была организована школа передового опыта. Школа работала над следующими двумя проблемами: методика опроса учащихся по литературе в старших классах и методика обучения сочинениям. Поскольку такой работы в школе ранее не проводилось, учителя имели слабое представление о ней. Было решено поставить этот вопрос в теоретическом плане на педсовете, К работе школы передового опыта были подключены все учителя русского языка и литературьц руководители метод- объединений, завучи, директор. Разработали в деталях программу занятий, и уже через два года результаты не замедлили сказаться. Качество успеваемости по русскому языку и литературе возросло с 22,3 процента в 1971 году до 29,4 в 1973 году, а в 1974 году оно составило 36 процентов по 5—8 классам. В 9—10 классах за этот же период с 27,4 увеличилось до 37,1 процента. Школа передового опыта пустила свои «корни», элементы ее работы появились во всех методических объединениях, ряд учителей ведут факультатив «Методы обучения сочинениям» и т. д. Как и в каждой школе, у нас ведется большая работа с молодыми специалистами. Им помогают руководители школы, опытные .педагоги. К ним больше заходят на уроки директор, завучи, руководители методобъеди'нений. Рекомендуют, а чаще всего дают необходимую методическую литературу, вместе с ними посещают уроки опытных учителей, беседуют, причем, не официально, а зачастую в дружеской, непринужденной атмосфере! Учителя-шефы вместе с молодыми готовятся к урокам, бывают друг у друга на занятиях и классных мероприятиях, разрабатывают вопросы повышения эффективности проведения урока, классного часа, конференции, диспута и т. п. Большое значение мы .придаем - умело организованной самодеятельной работе учителей по самообразованию, которое контролируется и направляется администрацией и внутри методобъе- динений. Методическая работа и индивидуальные усилия учителей по повышению научно - технического уровня занятий являются главным условием совершенствования профессионального мастерства каждого. I/ОЛЛЕКТИВНЫЕ формы ра- “ боты в школе — педсоветы, научно - технические конференции, кустовые методобъединения, профсоюзные собрания, — помогают изучению и решению вопросов, касающихся всего коллектива. На них были обсуждены следующие вопросы: «Анализ работы школы по научности обучения и повышению качества знаний учащихся», «О состоянии методической работы и мерах ее дальнейшего улучшения в свете требования новых программ», «НОТ учащихся на уроках и дома» и другие. При составлении общешкольного годового плана на основании конкретных задач предусматривается тематика коллективных и индивидуальных форм работы с каждым учителем. Каждый педагог выбирает тему для доклада или реферата, с которыми выступает перед учителями, учащимися,- родителями, общественностью. Этим достигается взаимность в обмене опытом и повышение квалификации, а также сравнительно равномерная внеурочная нагрузка всех членов коллектива. Большую роль в Самообразовании учителя играет его участие в работе родительского лектория, в первичной организации общества «Знание», работа на микроучастке и т. д. На методических заседаниях вырабатываются единые требования учителей - предметников к уроку. От учителя требуется, чтобы он продумывал в поурочном плане учебную и воспитательную цель при изучении темы, оборудование и методику проведения урока, формы самостоятельной работы учащихся и другое. В помощь учителю в школе организован выпуск методических бюллетеней. В учительской регулярно оформляется стенд: «Познакомьтесь — это обогатит вас» с различными рубриками. Огромное значение в повышении педагогического мастерства коллектива имеет регулярная переподготовка учителей, независимо от стажа работы, повышение деловой квалификации через институт усовершенствования учителей или педучилища. Только за летний период этого года прошли переподготовку 26 учителей. Большим подспорьем в работе учителя является личная библиотека и библиотеки коллег, а также накопленный годами материал, что облегчает подготовку к урокам и различным мероприятиям. ОСЯ многообразная методйче- “^ская работа, проводимая в нашей школе, служит, в конечном счете, воспитанию будущих строителей коммунизма. Оценку своей работы мы видим в том, какие пути выбирают наши выпускники, каков их образ мыслей и поведение, насколько ответственно их отношение к труду и людям, среди которых им жить и трудиться. Г. ОБГОЛЬЦ, завуч Ташаринскоц средней Школы. В НЕИСЧЕРПАЕМОМ МИРЕ ПОЗНАНИЙ Начало методическому объединений учителей русского языка и литературы было положено в 1961 поду, когда Ташаринская школа стала средней. Бессменным руководителем объединения является заслуженная учительница школы РСФСР Анастасия Тимофеевна Черткова, ныне уже пенсионерка, но пошрежнему продолжающая трудиться со свойственной ей энергией и вдохновением. В 1973—1974 учебном году ■коллектив объединения, состоящий из 8 человек, работал над .проблемами: пути совершенствования обучения на уроках, развитие инициативы и самостоятельности. Кроме того, продолжалась работа над усилением идейной натр авлейности првпадав аиия литературы в свете требований XXIV съезда КПСС и над совершенствованием методики проведения факультативных занятий по русскому языку и литературе. Каждый учитель, занимаясь самообразованием, разрабатывал какую-либо отдельную проблему. Вот некоторые из них: «.Методика изучения нового материала» — учитель О. Н. Базанова, «.Как помогают факультативные занятия и повышении качества знаний учащихся» - - В. М. Кухта, «<Прав,итие навыков самостоятельности при изучении нового материала» — Т. П. Лев- ченкова, «Идейно - политическое и патриотическое воспитание на уроках литературы» и «Развитие инициативы и самостоятельности при проведении внеклассной работы» — А. Т. Черткова, «Закрепление полученных знаний на уроке» —• учитель О. Т. Чепурнова, «Развитие самостоятельности учащихся при изучении объемных произведений» — Т. П. Митюкова и другие. Любое заседание методобъ- единеиия, будь то заслушивание и обсуждение докладов открытых уроков, итогов проверочных работ или знакомство и изучение статей «Учительской газеты» и методических журналов, — превращалось в обстоятельный и полезный обмен мнениями, опытом. На вооружение учителей бралось все новое, передовое из практики работы с учащимися. Все уроки внеклассного чтения с 8-.го то 10-й классы были открытыми. Проходили они в форме читательских конференций, отзывов о прочитанных книгах, литературных вечеров, конкурсных чтений пионерских сборов. Кустовое методическое объединение, проведенное по этому вопросу просмотрело открытые уроки в. 4— 10 классах и высказало много теплых слов в адрес учителей, взяв все ценное для своей практики. Каждый учебный год начинается традиционным школьным вечером «На просторах Родины чудесной». Звучат песни, стихи, рассказы учащихся и учителей, побывавших летом в различных уголках страны, Через проекционный фонарь или эпидиаскоп показываются цветные открытки о памятных местах, зачитываются лучшие сочинения. На стенах много монтажей, образных высказываний о Родине. Все внеклассные мероприятия проходят живо, интересно, разнообразно. Из последних особенно запомнились литературный вечер, посв£" щенный творчеству М. Припъ- вииа,литературиая ейкторина на тему «Толстой — это целый мир», вечера о русских живописцах А. Г. Венецианове и В. И. Сурикове. Работа методического объединения тщательно планируется, и план неукоснительно выполняется. Все материалы собираются и оформляются в методический альбом. В. ТУМАНОВ. В ЦАР СТВЕ ЧИСЕЛ И ТОЧНЫХ НАУК Основное направление в работе объединения по математике: опережающее рассмотрение теоретических и методических вопросов по изучению новых и трудных тем программы. Были обсуждены доклады: «Теория множеств», «Элементы алгебры и геометрии в курсе математики 1 — 5 классов», «Векторы» и другие. Задачи: работа над повышением качества знаний учащихся, внеклассная работа по предмету, тщательное изучение программ, взаимопосе- щение уроков и взаимопроверка тетрадей, обсуждение новинок методической литературы, шефство над учителями Умре- винской 8-летней школы, всемерное использование в обучении технических средств.' В работе этого объединения, как, впрочем, и других, важное внимание уделялось самообразованию учителя. Осуществлялось это так. Каждый учитель выбирал интересующую его тему, заводил папку, .где накапливал материалы, вырезки, конспекты, разработки. Почти у каждого учителя был свободный или с малой нагрузкой день, который он использовал для повышения самообразования: посещал уроки, делал методические разработки, систематизировал материалы, получал консультации. Периодически заслушивались отчеты по самообразованию. Для того, чтобы урок был эффективным, прежде всего тщательно продумывались детали, определялось его место в общей цепи уроков, связь с другими предметами, научность, идейность, доступность, методика использования технических средств (был введен практикум обучения всех учителей правилам пользования техсредствами: киноamпаратом, фильмоскопом, магнитофоном и пр.). Широко применялись в обучении проблемный подход и проведение открытых уроков. Большое внимание уделялось факультативным занятиям и внеклассной работе, значительно расширяющим кругозор учащихся. Проводились математические вечера и сборы, КВН, выпускалась газета «Физматкин». Живой интерес вызвали у учащихся такие, например, вечера, как «Математика и оборона Родины», «В мире чисел», «Чудеса арифметики» и другие. Ученики нашей школы являются активными участниками районных и областных олимпиад, успешно защищают честь школы. Трое ребят учатся в физико - математической школе, ' Во всем этом, несомненно, заслуга учителей Таша- ринокой средней школы. Г. ФЕДОТОВА, учительница математики.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2