Пролетарии всех стран, соединяйтесь) КОМИТЕТА КПСС И РАНО ИНОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ОРГАН МОШКОВСКОГО Газета основана в 1931 году №118 (3368) ЧЕТВЕРГ, 12 сентября 1974 г. Цена 2 коп. Г о т о в и т ь к а д р ы д л я с е л а . Быть механизатором- великая честь Каждый из механизаторов помнит тот день, когда впервые протянул удостоверение на право управления сельскохозяйственной техникой руководителю совхоза или колхоза. Помнит свою первую борозду, первый прокос в необъятном пшеничном поле, срезанный и обмолоченный полновесный колос. Не раз он мысленно поблагодарит педагогов, опытных мастеров училища, которые ввели его в мир труда, передали не только производственный, но и жизненный опыт. Для многих молодых механизаторов нашего района такими людьми стали мастера производственного обучения Константин Максимович Сви- рид, Иван Петрович Чвора, преподаватели Иннокентий Леонтьевич Осеев, Николай Андреевич Ерышев, Мария Ивановна Смакотина и многие другие. Немало юношей получили в училище трудовую закалку, стали настоящими хлеборобами, передовиками сельскохозяйственного производства. Известны в нашем районе имена механизаторов В. Яковлева из совхоза «Восход», М. Тихоновича из совхоза «Мошковский», С. С. Аносова из совхоза «Ояшинский», П. У. Безбородова, И. К. Хемченко, М. Т. Яцученко, В. Федосеева и многих других. За сорокалетний период работы училище воспитало более 29 тысяч механизаторов. Кабинеты, мастерские и лаборатории, оснащенные новейшими сельскохозяйственными машинами и оборудованием, способствуют применению высокоэффективных методов обучения, осуществлению тесной связи теории с практикой (сочетание обучения в мастерских училища с работой в колхозах и совхозах). Производственные навыки, полученные в училище, изучение технологических, общетехнических и общеобразовательных предметов позволяют стать высококвалифицированным механизатором широкого профиля. учащиеся находятся на государственном обеспечении: получают трехразовое питание и спецодежду. Особые условия обучения распространяются на юношей и девушек, имеющих среднее образование и прошедших обучение по автоделу или работу на тракторах. Им, взамен питания и спецодежды, выплачивается стипендия в размере 104 рублей 70 копеек, а срок обучения сокращен до 8 месяцев. Юноши, уволенные в запас из Вооруженных Сил СССР,' зачисляются в особые группы с сокращенным сроком обучения. Им также выплачивается стипендия. Для*"' девушек-механизаторов в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР установлены определенные льготы после окончания училища. Девушкам - трактористкам предоставляется дополнительный отпуск и понижены нормы выработки. За ними закрепляются специально приспособленные тракторы. Всем учащимся обучение засчитывается в трудовой стаж. Ояшинское училище готовит трактористов - машинистов широкого профиля, трактористов 3 класса,, шоферов- слесарей, электрогазосварщиков. Принимаются юноши и девушки не моложе 15,5 лет, с образованием 8—10 классов. Приглашаем в свое училище. Н. НЕДОСЕКО, зам. директора по учебно- воспитательной работе Оя- шинского СПТУ-8. КОММУНИСТ НА ЖАТВЕ-74 Коммунисты первого ^отделения совхоза «Бардак-скин» е самого начала уборки урожая задают тон в работе, своим примером увлекают тех, кто работает рядом с ними. Имя коммуниста Ф. Я. Кочубея известно в районе многим. Уже не един год он в первых рядах соревнующихся за успешное выполнение планов, производственных заданий, социалистических обязательств. Вот и в этом гейу, работая на уборке зерновых, он добился наивысших показателей и держит первое место среди механизаторов совхоза. Федор Яковлевич уже подобрал валки более чем на 300 гектарах, выдав из бункера комбайна около пяти тысяч центнеров зерна. А его обязательство на уборку этого года — подобрать валки на 400 гектарах и намолотить не менее шести тысяч центнеров зерна. Бесспорно, . свое обязательство коммунист Кочубей выполнит уже в ближайшие дни. Этот успех не пришел сам собой. Еще задолго до убор-, ки Федор Яковлевич подготовил комбайн к работе. Да и ' сейчас, несмотря на то, что дорог каждый час, находит время для техосмотра машины, делает все необходимое, чтобы во время работы она не подвела его. Хорошая герметизация комбайна дает воз-можцрсть сохранить урожай до последнего АГИТИРУЕТ ДЕЛОМ зернышка. А иначе и быть не может: ведь Федор Яковлевич является членом совхозной группы народного контроля. А кому, как не ему. народному дозорному, по-хозяйски беречь каждый, колосок, каждое зернышко. Такое же ошссЭДе качество работы и у тех, кто трудится рядом с ним. Добрый пример отношения к делу показывает коммунист Н. Г. Шолом. Работая на комбайне СК-4, Николай Григорьевич уложил в валки зерновые -на 265 гектарах и об-' -молотил валки на 100 гектарах, отправив от комбайна 1368 центнеров зерна. Ведущим на уборке является и наш картофелевод коммунист А. А. Надеждин. Член парткома совхоза, ударник коммунистического " труда, Алексей Александрович с начала отрады убрал картофель с площади 48,6 гектара, получив >342,6 тонны картофеля. Как правило, постоянно он перевыполняет д-нев-ную норму. Н. ГАН ЕВ, секретарь парткома совхоза «Барлакский». На снимке: Ф. Я. Кочубей. ВЫСОКИМИ ТЕМПАМИ В нынешнюю уборочную страду хлеборобам совхоза «Барлакский» предстояло убрать 2200 гектаров зерновых. На 11 сентября убрано 2027 гектаров и намолочено 22454 центнера зерца. Средняя урожайность зерновых составила 15,4 центнера с гектара. Отрад-но • отметить, что хлеборобы с первых дней уборочной страды взяли высокие темпы, трудятся с подъемом, используют каждый погожий день и час производительно. Первыми закончили косовицу зерновых хлеборобы первого отделения. Завершили косить зерновые и механизаторы второго отделения. На свале выполнил свое сезонное задание Н. Н. Колганов. При обязательстве 500' гектаров скошены зерновые более чем на 560 гектарах. Победителям соревнования, механизаторам первого отделения, в торжественной обстановке был вручен переходящий вымпел. В честь передовиков участники агитбригады «Зоренька» Барлакского Дома культуры дали концерт. шдгщшш шширадщ КОРМА, КАК ХЛЕБ Среди хозяйств района планы по заготовке сена выполняли и перевыполнили совхозы «Сок-урский», «Белоярский», «Смоленский», «Вою-х-од», «Ояшинский», «Мошковский», колхоз «Ленинец», п-о сенажу — совхозы «Барлакский», «Большевик». Наступил самый ответственный пер од уборочной страды. Труженики нашего района прилагают все усилия для ее завершения. В районе скошено почти 80 процентов зерновых, из них обмолочено 65,1 процента, убрано кукурузы свыше 84 процентов. Жатва-74 с первых же дней называет сво- .их героев. Среди них Анисимов Николай Михайлович, комбайнер совхоза «Большевик», намолотивший 5061 центнер и сваливший зерновые на площади 318 гектаров. Сейчас он лидирует в боевом отряде комбайнеров района на обмолоте зерновых. Отличные показатели у Баймлера Виктора Егоровича, комбайнера совхоза «Восход» (намолотил 4875 центнеров зерна), Кочубея Федора Яковлевича, комбайнера совхоза «Барлакский» (свалил зерновые на площади 291 гектар и намолотил свыше 4500 центнеров). На свале зерновых высокой выработки добивается комбайнер совхоза «Большевик» Никулочкин Геннадий Иванович, скосивший 722 гектара пшеницы. Не снижает темпы на уборке кукурузы комбайнер совхоза «Смоленский» Стародубцев Тимофей Павлович. При норме 70 тонн цвлучает по 270 — 280 тонн зеленой массы. Высокую выработку комбайнеров обеспечивают передовые шоферы района, такие, как Семенов Михаил Михайлович из районного объединения «Сельхозтехника». Работая в совхозе «Большевик» на машине ЗИЛ-555, перевез 116 тонн зеленой массы кукурузы, 1250 тонн зерна. Тарасов Яков Иванович из совхоза «Сокурский» на машине ГАЗ-53 перевез 4537 центнеров зерна, ежедневно выполняет норму на 130 — 140 процентов. Передовикам уборочной страды районный комитет партии направил более 30 приветственных писем, в которых горячо поздравил комбайнеров, шоферов, трактористов с высокими производственными показателями и пожелал дальнейших успехов в труде по выполнению социалистических обязательств четвертого, определяющего гбда девятой пятилетки. Сегодня сельские труженики нашего района живут одной заботой — успешно завершить весь комплекс полевых работ, выполнить первейшую заповедь — сдачу хлеба государству, создать прочный фундамент будущему урожаю. В. ПИЛАТОВ, инструктор РК КПСС. Остальные хозяйства не выполнили планов. Ниже всех показатели в совхозе «Галинский», колхозе «Союз строителей», где соответственно заготовлено: сева на 75 и 81,2 процента, сенажа — на 11,5 и 73 процента. За исключением совхоза «Белоярский» еще ни одно хозяйство не выполнило планов по закладке силоса, хотя уборку кукурузы полностью завершили колхоз «Союз строителей», совхозы «Зеркальный», «Барлакский», «Галинский». По' району в целом план заготовки сена выполнея на 95,5 процента, сенажа — на 45 ,4 , силоса — на 58,4, травяной муки — на 59,4 процента. В оставшееся время необходимо полным ходом продолжать заготовку грубых и сочных кормов. Ревервы для этого имеются большие. И прежде всего в полную меру требуется использовать вторые укосы отавы, скирдовать и силосовать солому. Однако в отдельных хозяйствах этим возможностям не придают особого значения. Если в колхозе «Союз строителей» заскирдовано 2100 центнеров соломы, в совхозе «Галинский» — 2412 центнеров, то один совхоз «Мошковский» уложил ее в скирды почти 10 тысяч центнеров. Корма, как хлеб! Все силы и средства для пополнения их запаса, для подготовки теплой и сытней зимовки ската!
МОШКОВСКАЯ н о в ь & ■ 12 сентября 1974 г., № 110 (3360) ——: Из опыта методической работы педколлектива Ташаринской средней школы % УЧИТЬСЯ САМОМУ, УЧИТЬ ДР У ГИХ Г 1 ОВЕРШЕН С Т В О В А Н И Е '-'учебно - воспитательной работы, в конечном счете, зависит от учителя, его знаний, опыта, убежденности, мастерства. Поэтому учитель должен уметь многое, системэтически и серьезно учиться. Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Учитель живет до тех пор, пока учится. Как только он перестал учиться, в нем умирает учитель». Эти слова в наши дни приобретают особенно глубокий смысл. В условиях перехода на новые программы потребность самообразования в обогащении знаниями по преподаваемому предмету, педагогике, методике 'значительно возросла. Повышение квалификации, совершенствование методического мастерства осуществляется, прежде всего, в педагогическом коллективе, и это требует от него совместных поисков наиболее эффективных форм обучения учителей. Деятельность руководителей школы, ее общественных организаций и направляется в первую очередь на то, чтобы решать.эти задачи. Совместно с секретарем партийной организации, завучами, председателем местного комитета мы постоянно думаем над решением проблемы совершенствования педагогического мастерства учителя и пришли к выводу, что выработать у всех потребность учиться можно лишь в обстановке высокой требовательности, заинтересованности и взаимопомощи в коллективе, короче говоря, нужна такая атмосфера, такой климат в коллективе, при котором нельзя не узнавать новое, не искать, не совершенствоваться. 1А 3УЧЕНИЕ и внедрение пере- * * дооого педагогического опыта может идти самыми разнообразными путями, в различных формах. У себя в школе мы считаем основой этого дела политическое просвещение учителей и углубленную методическую работу каждого учителя по своему предмету (через методические объединения, педагогические советы. производственные совещания, открытые партийные собрания, совещания при директоре, завуче и т. п.). Методическая работа у нас преследует цель внедрения в разных формах .передового педагогического опыта и тем самым повышения эффективности преподавания. В школе создано восемь. постоянно действующих методических объединений, охватывающих все учебные предметы. Все руководители объединений имеют высшее образование, не менее 15 лет педагогического стажа, обладают высоким мастерством. Кроме это- 40, в школе работают секция классных руководителей, «треугольник», шкода политпросвещения и школа передового опыта. Основное направление деятельности всех методических объединений из поставленной перед школой общей .проблемы и задач, — это обмен опытом, изучение новых программ, обзор методических журналов, просмотр тетрадей учеников, разработка тематических и поурочных планов по наиболее трудным темам программы, чтение и обсуждение приказов и инструкций вышестоящих организаций, открытые уроки, анализ состояния преподавания того или иного предмета и проведение мероприятий по повышению качества знаний учащихся. Именно в методических объединениях наши учителя знакомились с - работами Сухомлинского, изучали опыт липецких, рязанских, ростовских, новосибирских учителей. Руководители методобъедине- н,ий, получив соответствующий инструктаж от завучей школы, посещают уроки своих коллег, а потом выступают с обобщением их опыта на заседаниях метод- объединений, совещаниях при директоре или педсоветах. За последние 2 года работы методобъ- единений в них разработаны и прочитаны такие, к примеру, доклады: «О развитии интереса учащихся к знаниям» (учитель Т. П. Попова); «О воспитании на боевых, революционных и трудовых традициях нашего народа» (учитель А. Т. Черткова); «О совершенствования методов обучения и повышения качества знаний учащихся по математике» (учитель Г. С. Федотова) и другие. Вся работа внутри методобъе- динений подлежит строгому учету, а в конце учебного года сдается в методический кабинет рукописный методический журнал, в котором отображена вся деятельность мегодобъедмнения за год, причем, журнал этот постоянно пополняется новыми материалами. ЛЕДУЕТ оказать, что приходится не только обобщать, но и организовывать передовой опыт. Так, несколько лет назад была организована школа передового опыта. Школа работала над следующими двумя проблемами: методика опроса учащихся по литературе в старших классах и методика обучения сочинениям. Поскольку такой работы в школе ранее не проводилось, учителя имели слабое представление о ней. Было решено поставить этот вопрос в теоретическом плане на педсовете, К работе школы передового опыта были подключены все учителя русского языка и литературьц руководители метод- объединений, завучи, директор. Разработали в деталях программу занятий, и уже через два года результаты не замедлили сказаться. Качество успеваемости по русскому языку и литературе возросло с 22,3 процента в 1971 году до 29,4 в 1973 году, а в 1974 году оно составило 36 процентов по 5—8 классам. В 9—10 классах за этот же период с 27,4 увеличилось до 37,1 процента. Школа передового опыта пустила свои «корни», элементы ее работы появились во всех методических объединениях, ряд учителей ведут факультатив «Методы обучения сочинениям» и т. д. Как и в каждой школе, у нас ведется большая работа с молодыми специалистами. Им помогают руководители школы, опытные .педагоги. К ним больше заходят на уроки директор, завучи, руководители методобъеди'нений. Рекомендуют, а чаще всего дают необходимую методическую литературу, вместе с ними посещают уроки опытных учителей, беседуют, причем, не официально, а зачастую в дружеской, непринужденной атмосфере! Учителя-шефы вместе с молодыми готовятся к урокам, бывают друг у друга на занятиях и классных мероприятиях, разрабатывают вопросы повышения эффективности проведения урока, классного часа, конференции, диспута и т. п. Большое значение мы .придаем - умело организованной самодеятельной работе учителей по самообразованию, которое контролируется и направляется администрацией и внутри методобъе- динений. Методическая работа и индивидуальные усилия учителей по повышению научно - технического уровня занятий являются главным условием совершенствования профессионального мастерства каждого. I/ОЛЛЕКТИВНЫЕ формы ра- “ боты в школе — педсоветы, научно - технические конференции, кустовые методобъединения, профсоюзные собрания, — помогают изучению и решению вопросов, касающихся всего коллектива. На них были обсуждены следующие вопросы: «Анализ работы школы по научности обучения и повышению качества знаний учащихся», «О состоянии методической работы и мерах ее дальнейшего улучшения в свете требования новых программ», «НОТ учащихся на уроках и дома» и другие. При составлении общешкольного годового плана на основании конкретных задач предусматривается тематика коллективных и индивидуальных форм работы с каждым учителем. Каждый педагог выбирает тему для доклада или реферата, с которыми выступает перед учителями, учащимися,- родителями, общественностью. Этим достигается взаимность в обмене опытом и повышение квалификации, а также сравнительно равномерная внеурочная нагрузка всех членов коллектива. Большую роль в Самообразовании учителя играет его участие в работе родительского лектория, в первичной организации общества «Знание», работа на микроучастке и т. д. На методических заседаниях вырабатываются единые требования учителей - предметников к уроку. От учителя требуется, чтобы он продумывал в поурочном плане учебную и воспитательную цель при изучении темы, оборудование и методику проведения урока, формы самостоятельной работы учащихся и другое. В помощь учителю в школе организован выпуск методических бюллетеней. В учительской регулярно оформляется стенд: «Познакомьтесь — это обогатит вас» с различными рубриками. Огромное значение в повышении педагогического мастерства коллектива имеет регулярная переподготовка учителей, независимо от стажа работы, повышение деловой квалификации через институт усовершенствования учителей или педучилища. Только за летний период этого года прошли переподготовку 26 учителей. Большим подспорьем в работе учителя является личная библиотека и библиотеки коллег, а также накопленный годами материал, что облегчает подготовку к урокам и различным мероприятиям. ОСЯ многообразная методйче- “^ская работа, проводимая в нашей школе, служит, в конечном счете, воспитанию будущих строителей коммунизма. Оценку своей работы мы видим в том, какие пути выбирают наши выпускники, каков их образ мыслей и поведение, насколько ответственно их отношение к труду и людям, среди которых им жить и трудиться. Г. ОБГОЛЬЦ, завуч Ташаринскоц средней Школы. В НЕИСЧЕРПАЕМОМ МИРЕ ПОЗНАНИЙ Начало методическому объединений учителей русского языка и литературы было положено в 1961 поду, когда Ташаринская школа стала средней. Бессменным руководителем объединения является заслуженная учительница школы РСФСР Анастасия Тимофеевна Черткова, ныне уже пенсионерка, но пошрежнему продолжающая трудиться со свойственной ей энергией и вдохновением. В 1973—1974 учебном году ■коллектив объединения, состоящий из 8 человек, работал над .проблемами: пути совершенствования обучения на уроках, развитие инициативы и самостоятельности. Кроме того, продолжалась работа над усилением идейной натр авлейности првпадав аиия литературы в свете требований XXIV съезда КПСС и над совершенствованием методики проведения факультативных занятий по русскому языку и литературе. Каждый учитель, занимаясь самообразованием, разрабатывал какую-либо отдельную проблему. Вот некоторые из них: «.Методика изучения нового материала» — учитель О. Н. Базанова, «.Как помогают факультативные занятия и повышении качества знаний учащихся» - - В. М. Кухта, «<Прав,итие навыков самостоятельности при изучении нового материала» — Т. П. Лев- ченкова, «Идейно - политическое и патриотическое воспитание на уроках литературы» и «Развитие инициативы и самостоятельности при проведении внеклассной работы» — А. Т. Черткова, «Закрепление полученных знаний на уроке» —• учитель О. Т. Чепурнова, «Развитие самостоятельности учащихся при изучении объемных произведений» — Т. П. Митюкова и другие. Любое заседание методобъ- единеиия, будь то заслушивание и обсуждение докладов открытых уроков, итогов проверочных работ или знакомство и изучение статей «Учительской газеты» и методических журналов, — превращалось в обстоятельный и полезный обмен мнениями, опытом. На вооружение учителей бралось все новое, передовое из практики работы с учащимися. Все уроки внеклассного чтения с 8-.го то 10-й классы были открытыми. Проходили они в форме читательских конференций, отзывов о прочитанных книгах, литературных вечеров, конкурсных чтений пионерских сборов. Кустовое методическое объединение, проведенное по этому вопросу просмотрело открытые уроки в. 4— 10 классах и высказало много теплых слов в адрес учителей, взяв все ценное для своей практики. Каждый учебный год начинается традиционным школьным вечером «На просторах Родины чудесной». Звучат песни, стихи, рассказы учащихся и учителей, побывавших летом в различных уголках страны, Через проекционный фонарь или эпидиаскоп показываются цветные открытки о памятных местах, зачитываются лучшие сочинения. На стенах много монтажей, образных высказываний о Родине. Все внеклассные мероприятия проходят живо, интересно, разнообразно. Из последних особенно запомнились литературный вечер, посв£" щенный творчеству М. Припъ- вииа,литературиая ейкторина на тему «Толстой — это целый мир», вечера о русских живописцах А. Г. Венецианове и В. И. Сурикове. Работа методического объединения тщательно планируется, и план неукоснительно выполняется. Все материалы собираются и оформляются в методический альбом. В. ТУМАНОВ. В ЦАР СТВЕ ЧИСЕЛ И ТОЧНЫХ НАУК Основное направление в работе объединения по математике: опережающее рассмотрение теоретических и методических вопросов по изучению новых и трудных тем программы. Были обсуждены доклады: «Теория множеств», «Элементы алгебры и геометрии в курсе математики 1 — 5 классов», «Векторы» и другие. Задачи: работа над повышением качества знаний учащихся, внеклассная работа по предмету, тщательное изучение программ, взаимопосе- щение уроков и взаимопроверка тетрадей, обсуждение новинок методической литературы, шефство над учителями Умре- винской 8-летней школы, всемерное использование в обучении технических средств.' В работе этого объединения, как, впрочем, и других, важное внимание уделялось самообразованию учителя. Осуществлялось это так. Каждый учитель выбирал интересующую его тему, заводил папку, .где накапливал материалы, вырезки, конспекты, разработки. Почти у каждого учителя был свободный или с малой нагрузкой день, который он использовал для повышения самообразования: посещал уроки, делал методические разработки, систематизировал материалы, получал консультации. Периодически заслушивались отчеты по самообразованию. Для того, чтобы урок был эффективным, прежде всего тщательно продумывались детали, определялось его место в общей цепи уроков, связь с другими предметами, научность, идейность, доступность, методика использования технических средств (был введен практикум обучения всех учителей правилам пользования техсредствами: киноamпаратом, фильмоскопом, магнитофоном и пр.). Широко применялись в обучении проблемный подход и проведение открытых уроков. Большое внимание уделялось факультативным занятиям и внеклассной работе, значительно расширяющим кругозор учащихся. Проводились математические вечера и сборы, КВН, выпускалась газета «Физматкин». Живой интерес вызвали у учащихся такие, например, вечера, как «Математика и оборона Родины», «В мире чисел», «Чудеса арифметики» и другие. Ученики нашей школы являются активными участниками районных и областных олимпиад, успешно защищают честь школы. Трое ребят учатся в физико - математической школе, ' Во всем этом, несомненно, заслуга учителей Таша- ринокой средней школы. Г. ФЕДОТОВА, учительница математики.
мошковская НОВЬ 12 сентября 1974 г., № 110 (3360) НАСТАВИИЧЕСТБУШИРОКИЙ РАЗМАХ СОРЕВНУЯСЬ СО СТАРШИМ НА ПАХОТЕ - С ПЕРЕВЫПОЛНЕНИЕМ НОРМ Третий год работаю трактористом. Опыт, конечно, накапливается, как говорят, по крупицам. Особенно, когда рядом с тобой трудится старший товарищ, наставник. Перед заготовкой силоса Павел Михайлович Кучер сказал: — Работаешь ты, Владимир, неплохо, стараешься. А раз так, т о давай соревно- ваться. Трудновато, конечно, вступать в единоборство с опытным механизатором. Ведь Павел Михайлович почти пятнадцать лет трудится на тракторе, сноровки и знаний у него хоть отбавляй. Но все же решил с ним «потягаться». На вывозке зеленой массы кукурузы мы за день доставляли до 400 — 500 центнеров. Результаты неплохие. И меня, и моего наставника это радовало. Мы и дальше будем соревноваться за большую выработку, за качество на взмете зяби, на любой другой работе. В. БЕЛИКОВ, тракторист совхоза «Мошковский». На снимке: В. П. Беликов и П. М. Кучер. Фото Е. СЫСОЕВА. С 1958 года работает трактористом Григорий Федорович . Рауш. Его имя известно не только в совхозе «Мошковский», но и в' районе. - Весною он засевал зерновыми по 60 — 70 гектаров пашни, а это почти две нормы. В период сенокоса тоже перевыполнял задание. А когда начали закладку силоса, Григорий Федорович работал Животноводческая ферма в селе Коларово Томской области стала учебной базой для животноводов, которым предстоит освоить новую технологию летнего содержания крупного рогатого скота. Ферма по существу превращена® прогулочную площадку с рядами виброкормушек и поилок/ В животноводческом помещении такого типа значительно проще механизировать труд доярок и . скотников, добиться снижения затрат. Будущее молочного животноводства — крупные комплексы. Строительство таких фабрик молока на тысячу и более голов уже ведется в Томской области. Но их создание — дело не одного года. Чтобы сократить процесс внедрения новой технологии, томские животноводы решили реконструировать уже имеющиеся фермы. Первым таким опытом и стала коларовская ферма. Переоборудование на беспривязное содержание показало, что при небольших затратах за два—три месяца можно реконструировать - ферму и довести число коров с 400 до 450, а численность обслуживающего персонала, сократить в несколько раз. После реконструкции коларовскую ферму обслуживают вместо десяти скотников — четыре, из двадна трамбовке зеленой массы. И здесь показывал пример хозяйского отношения ч работе. Сейчас Г. Ф. Рауш приступил к взмету зяби. Его трактор всегда в отличном состоянии, а это позволяет ежедневно вместо семи гектаров по норме поднимать до 10 и более гектаров. На снимке: Г. Ф. Рауш. Фото Е. СЫСОЕВА. цати доярок осталось пять /Н а каждую из них приходится по 95 коров. Работают они по семь часов в две смены. Р еконструкция иредусматри- вает устройство щелевых полов. Йз-под пола отходы убираются при помощи гидросмыва. В помещении оборудуются боксы с деревянными полами, где животные могут полежать. На ферме полностью механизированы раздача корм,ов, переоборудованы доильные установки «елочка». Их пропускная способность НОВЫЕ КНИГИ В книжный магазин р. п. Мошково поступила новая техническая литература. Для специалистов представляет интерес справочник «Организация и оплата труда в сельском строительстве», где приводятся новые нормы и расценки труда рабочих совхозов, «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей», «Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей». В сёрии «Библиотечка сельского электрика» вышла книга Е. Л. Маршака «Расчет асинхронных двигателей при ремонте». В ней описываются свойства схем обмоток, указываются способы их составления, даются основные справочные материалы, необходимые д^тя расчетов. «Справочник молодого электрика» А. М. Виштока рассчитан на элактромонггера, занятого эксплуатацией и ремонтом электроустановок. Учебное пособие К. С. Шестопалова «Устройство и эксплуатация автомобиля» рассматривает устройство и техническое обслуживание автомобилей марки «ГАЗ» и «ЗИЛ». Л. ГРЯЗНОВА, товаровед по книге. увеличилась от 25 до 40 коров в час. В этом году затраты труда на центнер молока составили на ферме 3,5 человеко-часа, тогда как- до реконструкции они были почти в шесть раз выше. Более ста человек уже детально изучили опыт коларов- цев. К. МИРОШНИЧЕНКО, корр. ТАСС. .Томск. - У НАШИХ С0СЕДЕЙ-Т0ГУЧИНЦЕВ ОПЛАТА ТРУДА К ОМБ А Й Н Е Р А- Н А С Т А В Н И К А Комбайнерам-наставникам, работающим на уборке урожая на нескольких комбайнах с молодыми механизаторами (окончившие СПТУ, курсы при СХТ и в хозяйствах, | выпускники средних школ с производственным обучением, 1 а также молодежь, имеющая практический опыт работы I на комбайнах и получившая соответствующий допуск), ; производится доплата от своего сдельного заработка в размере: на косовице на подборке При работе на 2 комбайнах 30 проц. 40 проц. При работе на 3 комбайнах 50 проц. 60 проц. Доплата производится при условии выполнения сменной нормы молодым комбайнером. Оплата утверждена ' решением исполкома районного Совета депутатов трудящихся. На снимке: закладка силоса в совхозе «Восход». На новую технологию КАК ВСТРЕЧАЕМ ЗИМОВКУ СКОТА Стремление у всех одно АД ГЮГО забот у главного зоотехника совхоза «Мош- ковокий» Юрия Тимофеевича Сауцжина. Надо, успеть побывать на дойке, у скотников на пастбище. Ведь сейчас главное — держать на уровне надои,.не сбавлять их. Как обстоят дела с выполнением годового плана по сдаче молока государству? Из 23 тысяч центнеров сдано около пятнадцати. За четыре месяца, по расчетам, будет отправлено на приемные пункты еще около восьми тысяч центнеров. План, очень напряженный. К тому же, в период «большого молока» были допущены промахи. Во-первых, •не рационально использовались имеющиеся пастбища, во- вторых, запоздали "с. подкормкой, в-третьих, не полностью укомплектованы кадры животноводов. Конечно, эти упущения сказываются на надоях: в день от коровы получают 9 килограммов молока. Правда, этот показатель выше уровня прошлого года, но можно добиться большего. Подтверждение тому —работа передовых доярок. На четвертой ферме Надежда Левченко от каждой коровы надаивает в день 11 килограммов молока. Молодая доярка пришла на ферму из школы. Ее наставницей стала мать, Галина Федоровна. По крупицам передает она свой . опыт по уходу за коровами, правильному их раздою. И дела идут на лад. Надежда Левченко обязалась за год получить от коровы 27 центнеров молока. — У меня лишь на центнер больше. Смотрю, догонишь, — улыбается Галина - Федоровна. На второй ферме совхоза крепкий, сплоченный коллектив. Каждый рабочий, механизатор «болеет» за животноводство. Летом было заготовлено 13 тысяч центнеров добротного сена. Из них пять тысяч центнеров уже подвезено к местам зимовки скота. Причем сено уложено надежно, по всем правилам. На полях фермы выращена •отличная кукуруза, каждый гектар дает почти по 20? центнеров зеленой массы. Это позволит заготовить не менее 40 тысячиентнеров силоса. У.п.равля ю щ и й Николай Кондратьавич Мерц уверенно заявляет: — В день каждая корова будет получать по 30 килограммов силоса, по пять — сена, соломы — вдоволь, не менее двух килограммов концентратов. Неплохо здесь идут дела с надоем и сдачей государству молока. Из плата- 11 тысяч центнеров молока сдано более восьми тысяч. Сейчас принимаются меры, чтобы не снижать надоев. Коровам дают вволю зеленой массы кукурузы, пасут животных на убранных полях, а также в колках, где еще достаточно травы. На этой ферме трудятся опытные доярки и скотники. Среди них Нелли Ивановна Саланда. Перед дойкой она обязательно подмоет и оботрет вымя, потом тщательно массажирует. У этой доярки свой почерк в работе. Сейчас •от коровы она получает по 12 килограммов молока. За восемь прошедших месяцев надоила по 2600 килограммов. Значит, рубеж ее — за год получить от коровы до 38 центнеров молока—будет взят. Стараются и ее подруги Анастасия Лукинична Попова, Вера Ефимовна Крашиленко. Первая е начала года надоила от каждой коровы по- 2300 килограммов молока, вторая — по 2500. Они. безусловно, также войдут в число «трехты- сячниц». Многое зависит от скотников. Отлично выглядит гурт, за которым ухаживает Николай Штопиель. Он первым, как только начали косить кукурузу, пригнал сюда животных. Ка.к истинный хозяин рассуждает: — Пока остаются зеленые, сочные остатки кукурузы, следует без промедления их скармливать. А -чтобы пожирнее было молоко, перегоняю скот к березнячку. Там хватит травы. Также соблюдает правила пастьбы животных скотник Николай Глазарь. Он говорит: — До заморозков следует брать сполна весь зеленый, •витаминный корм. Вот и будет молочко. На ферме заранее позаботились о ремонте животноводческих помещений. Ведь тёплая зимовка скота — второе важ ное условие для увеличения его продуктивности. Здесь постарались Иван Разумников, Михаил Осипов и другие, сумевшие в короткие сроки произвести ремонт полов, кормушек, дверей. Так. что зима не страшна. ...Осень вступила в свои права. Все больше хмурится небо, идут дожди. Все больше и больше забот у животноводов, чтобы обеспечить теплую и сытную зимовку общественному стаду, чтобы выполнить годовые планы сдачи продукции. Кто по-хозяйски решает эти вопросы, тому сопутствует успех. Е. СЫСОЕВ. совхоз «Мошковский».
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2