Мошковская новь, 1974, № 096

м ош к о в с к а я НОВЬ 10 августа 1974 г., №96 (3346) • в т Ш И М IB12 (DД1ФI*(I) Ш Щ Щ НА СЦЕНЕ один человек. А над притихшим залом, заполненном зрителями, льются соловьиные трели, раздается пение лесной кукушки, звучит торжественная органная музыка Баха. Играет лауреат Международного и Всесоюзного конкурсов музыкантов - исполнителей баянист Александр Полудницын... Впервые имя Александра По- лудницына я узнал вскоре после Отечественной войны. В газете «Молодежь Алтая» была помещена статья, рассказывающая о необычной, а в общем-то характерной для советского общества судьбе талантливого человека. РОДИЛСЯ Александр По- лудницын в небольшом селе Огнево-Заимка, что в Че- репановском районе Новосибирской области. Любил слушать сибирские песни, которые пели по вечерам женщины, собравшись в доме матери. Первым музыкальным инструментом стала самодельная балалайка, которую он смастерил из дощечек. Потом отец, видя, что музыка для мальчика не просто увлечение, а призвание, купил ему настоящую балалайку. Лишившись зрения, Александр Полудницын начал учиться в школе-интернате для незр'ячих детей. Там он и обучился игре на баяне. Было это в 1934 году. Потом, во время Великой Отечественой войны, А. Полудницын работает баянистом в Доме художественного воспитания детей, выступает с концертами перед ранеными в госпиталях. С 1946 года" — профессиональная сцена. Тринадцать лет проработал Александр Александрович в Алтайской краевой филармонии. Гастрольные поездки по городам и селам края, выступления перед студентами, рабочими и колхозниками на самых разных площадках, от сцены театра вплоть до кузова грузовой машины под открытым нечеловек и З А К О Н Есть заядлыь- рыбаки. Это— истина. Рыбалка — спорт, наслаждение для людей разных возрастов. Разве плохо посидеть, допустим, около тихой заводи и с нетерпением, азартом ожидать клева. Поплавок подскакивает и уходит в глубь, и тут-уж не зевай — подсекай и тащи. А разве плохо участвовать в состязаниях рыболовов? Отличное занятие! Такие рыбаки дорожат природой, рыбой, отлов ведут только разрешенными способами, для них рыбная ловля не средство наживы, а приятное проведение досуга. Но, к сожалению, есть другой сорт «рыбаков» — эю браконьеры- и расхитители. Эти «рыбные мародеры» делятся на две категории. О некоторых мы и расскажем сегодня. Одни из них в естественных водоемах (реках и озерах) хищнически, недозволенными средствами отлавливают в массовом количестве чебака, окуня, редкостную стерлядь, осетров, любую рыбу, какая бы ни. попала в сети, неводы и так далее. Назовем, к примеру, браконьеров из Ташары Петра Никандровича Шекде- лова и Ивана Ильича Невед- рова. Первый — молотобоец из ЛПК-2, второй — такелажник из этого же предприятия. В запретном месте на Оби, как воры, крадучись расставибом — становятся привычными для музыканта. Приходит известность. Мелодии в исполнении Александра Полудницына звучат по Всесоюзному радио, записываются на грампластинки (в настоящее время их уже более шестидесяти) . В 1957 году вместе с другими профессиональными и самодеятельными артистами, представляющими Сибирь и столько слово убеждало слушателей, сколько само исполнение. Мне не раз приходилось слышать игру Александра Полудницына и из зрительного зала, и по радио. И -каждый раз его игра оставляла глубокое впечатление, которое трудно передать словами. Порою, когда приходилось участвовать в разговоре о том, кто играет лучше, я всегда ревниво . отзакрыв глаза, покачивается в ритме вальса. Исполняется фантазия на темы песен войны «Проводы» — суровеют лица ветеранов, женщины подносят платочки к глазам. Врывается в зал игривая «Сибирская подгорная», и все, стар и млад, широко улыбаются, оглядываются по сторонам: жаль, нет места, а то бы ползала пустилось в пляс... Потому что баян,-как сказал поэт: Играет Алек — Полудниц сандр ын = Дальний Восток, А. Полудницын участвует в конкурсных выступлениях на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве и завоевывает звание лауреата. С 1961 года Александр Александрович приказом .министерства культуры переводится на работу в Новосибирскую филармонию. И снова концерты, многочисленные выступления и неизменный успех у публики. Не раз выступал А. Полудницын и в нашем районе. А СОВСЕМ недавно жители многих сел района, труженики совхозов «Восход», «Большевик», «Мошковский» стали участниками новых встреч с замечательным мастером. В течение нескольких дней по заданию областной организации общества «Знание» А. А. Полудницын выступал с лекцией-концертом «Вечер русского баяна». Впрочем, слово лекция не совсем подходит; Это был душевный разговор со зрителем об искусстве, о возможностях музыки, о том, что можно достичь на таком общедоступном инструменте, каким является баян. Собственно, не стаивал искусство Александра Полудницына. Теперь мне довелось позна-" комиться с Александром Александровичем, сопровождать его в поездках по нашему району. Интересно было все: и как он говорит, и как готовится к выступлению, (а подготовка эта шла даже в автобусе, по пути на концерт), и как начинает исполнение того или иного произведения. БАЯН, пожалуй, самый распространенный- .инструмент. Он прочно завоевал признание и в художественной самодеятельности, и у лю’бителей-му- зыкантов, играющих для себя и своих близких. Но только в руках настоящего мастера он становится доступным средством передачи всех духовных богатств, которыми обладает музыка. Казалось бы, знакомая, ставшая привычной мелодия, вдруг раскрывается по- новому, заставляет почувствовать необычайную силу подлинного искусства. И когда смотришь на лица зрителей, на них ясно отражается все, о чем говорит баян. ...Звучат «Сказки Венского леса» И. Штрауса, и девушка, хи ти тел ям и Р а с б р а к о н ь ер ам—бой! - ли они «самоловы» на отлов стерляди. В результате на крючках оказалось немало этой ценной рыбы. Это еще не все, если учесть, сколько сорвалось рыбы с отточенных до предела крючков, и вся она, безусловно, погибнет. Но злостных браконьеров это ни чуть не тревожит, у них свой неписанный «закон»: хоть вся рыба пропади, лишь бы им часть досталась. Здесь уместно напомнить, что существует закон, предусматривающий наказание за незаконное’ занятие рыбным промыслом запрещенными средствами до четырех лет лишения свободы.. Не первый раз эти браконьеры. подвергались штрафу. А теперь поговорим о другой категории «горе-рыбаков», которые явно идут на расхищение. К таким можно отнести Ивана Гавриловича Воронова и Дмитрия Филипповича Хритоненко из г. Новосибирска. Они пошли на воровство. В стороне от третьего пруда совхоза «Зеркальный» раскинули палатку (конечно, в укрытии), взяли снасти и — к водоему. За какие-то считанные минуты в «торбе» оказалось четырнадцать карпов.. Ничего не скажешь — легкая добыча! А ведь расхитители не подумали о том, что труженики совхоза «Зеркальный» специально разводят рыбу, кормят, растят ее, чтобы к осени получить как можно больше этой ценной продукции. Ведь рыбное хозяйство — также отрасль производства, как, допустим, животноводство. Расхитители не подумали и о том, что за такой отлов виновные строго наказываются: привлекаются к лишению свободы до шести лет. Следует заметить и то, что в совхозе «Зеркальный» недостаточно надежно организована сторожевая служба. Например, В. И. Мамонтов, который должен охранять пруды от браконьеров и расхитителей, то бывает на покосе, то просто отдыхает. А уж если он не на «посту», то и ворам приволье, сколько хочешь лови карпа. р ■ В заключение хочется сказать, что на естественных водоемах надо беречь рыбу, отлов производить лишь дозволенными средствами, а в запретных местах, где обитают ценные породы рыб, лов вообще не разрешается. А там, где рыба разводится хозяйственным способом, как отрасль, лов категорически запрещен. Я. ДОНОВ, майор милиции, Е. СЫСОЕВ, сотрудник редакции. «Выговаривает чисто, до души доносит звук». В этих концертах зрители познакомились с Александром Полудницыным не только как исполнителем, Но и композитором. В исполнении его верного друга и помощника Марии Григорьевны Близнюк прозвуНедавно в гостях у тружеников совхоза «Восход» побывал известный сибирский композитор и баянист Александр Полудницын. Перед началом концерта ведущая Мария Близнюк рассказала о жизни и творчестве композитора. Потом на сцену вышел Александр Полудницын и заиграл..." Были в его программе и спокойные мелодии, располагающие к раздомью, и кукушки пели в лесу, и по степным просторам мчался паровоз. В его исполнении чувствовалось дыхание самой жизни, ее стремительный бег. Виртуозно и увлекательно играл баянист. Бурными аплодисментами встречали зрители каждый номер, не хотели отпускать со сцены. чали песни «Сибирские пельмени» на слова Ю. Магалифа, «Говорят, что не красива» на слова А. Прокофьева, «Вологодские припевки». Кстати, песня «Сибирские пельмени» была включена в репертуар Сибирского народного хора и исполнялась во время недавних гастролей коллектива во Франции. Александр Полудницын исполнял и другие произведения как советской, так и классической музыки в своей обработке. И все они одинаково дружно награждались аплодисментами. Сердечный прием оказали труженики нашего района замечательному муз ы к а н т у. «Спасибо! Приезжайте еще!»— то и дело слышалось из зала по окончании концерта. ...На сцене один человек. Над притихшим залом льются звуки пленительного «Полонеза» Огинского. Его сменяют величественная мелодия «Сибирского сказа о Байкале», старинный марш «Прощание славянки». Играет Александр Полудницын. В. ИЗМАЙЛОВ. Александр Полудницын исполнил всем полюбившийся «Полонез» Огинского, «Фантазию на темы русских песен». Не остались без внимания и те, кто любит удалые, лихие русские пляски. С наслаждением послушали мы знаменитую сибирскую «Подгорную» и многие другие захватывающие, веселые мелодии, наполненные духом народного творчества. В программе артистов Марии Близнюк и Александра Полудницына прозвучали также русские шуточные песни. Кайлинцы остались очень довольны, горячо поблагодарили исполнителей и пожелали им больших творческих успехов. В. ШВЕДОВ, рабочий совхоза «Восход». пшхи<Снаших v ч и т а т е л е й ПАУ К И МУХА (басня) Пришедши на собранье, муха Критиковала паука За бесхозяйственность и прочие дела, Его во многом обвинила, Все недостатки собрала. Паук был явно вне себя: От критики трещала голова. И вскоре, потеряв терпенье, Замыслил он обидчице отмщенье: «Мне б только паутину свить И в сети муху заловить...» И вот он сеть большую свил, Да оступился... И в собственной же паутине Удавился. * * * j Кто паутину длядругого вьет, Тот сам в нее и попадет. А. ДУРЕНКОВ. С. Дубр-овшо. Редактор А. Т. ПОДДУБСКИЙ. ОБЪЯВЛЕНИЕ Редакция газеты «Мошковская новь» арен/ для сотрудников. С предложениями обращаться в редакцию в рабочее время. дует квартиры * С НАШ АДР ЕС : 633140, Новосибирская обл-асть, р. п. Мошково, ул. Советская, 15, ТЕЛЕФОНЫ: редактора — 92-204, зам. редактора, отв. секретаря — 92-216, отделов: писем -— 92-298, сельского хозяйства и радиоорганизатора — 92-440, типографии — 92-362. ’Московский филиал полиграфобъединения «Кедр». Индекс 50903. Тираж 4159. Заказ 775

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2