«ошковскля яоаь УГОЛОК АТЕИСТА Основоположник научного атеизма Великий «ыслнтель и революцией и«р Карл Маркс не мыслил себе полного освобождения трудящих- ся без освобождения их сознания от религиозные предрассудков и иозтому был решительным и последовательным борцом против религии. Переход на позиции пролетариата ч дал возможность Марксу научно подойти к религии. Он стремился не? только понять сущность религии, теоретически объяснить причины существования реЛмтиоанык верований, но и наметить пути их преодоления. "Он рассматривал религию как одно из проявлений социального гнета вообще. Вскрыв закономерности общественного развития, Маркс открыл путь к научному пониманию тех (или иных общественных явлений, в том числе и решйпии, дал исчерпывающие ответы с позиций материалистического понимания (истории. Степень господства человека над природой обусловлена степенью развития производства. На ранних этапах истории в условиях примитивной техники, несовершенной организации и крайне низкой производительности труда человек являлся рабом природы. Природа казалась ему чем-то невероятно всесильным, непобедимым. Удивительно ли, что силы, от которых ежедневно и ежечасно зависели благополучие и жизнь человека, обожествлялись им и рассматривались как сверхестест- вемные силы, господствующие над человеком и всецело определяющие его поступки и всю деятель, яость? Но господство человека над природой прогрессирует достаточно быстро, одновременно' с прогрессом производства. Человек (все более и более становится господином природы. А господств; 'религии тем не менее остается. В чем. же причина этого обстоятельства? Главный вывод, сделанный Марксом в этой связи, состоял ь том, что религия порождена не •только и не столько бессилием человека в борьбе с природой, сколько неустройством и неблагополучием его жизни в обществ?. Социальный гнет и эксплуатация — вот плавная особенность того «превратного мира», который порождает и постоянно поддерживает существование религии. В том мире, подчеркивает Маркс, человек теряет себя. Мир устроен таким образом, что человек является в нем беспомощной игрушкой слепых сил. Достаточно вспомнить о таком биче совое- •менного буржуазного общества, как безработица. Трудящийся в мире капитала беден, нищ не только материально, но и духовно: он оторван ог •многих благ культуры, обречен на непосильную, чисто механиче- скую работу, лишенную какого, либо человеческого содержания. Его постоянно угнетает забота о хлебе насущном, неуверенность в завтрашнем дне. Люди пытаются понять эта факты, как-то противостоять им. И почти всегда бесполезно. Слишком силен враждебный им .мир. И тогда человек в отчаянии думает, что ушетение сущссщуег вечно, что несправедливый порядок разрушить невозможно. Люди постоянно живут в страхе пе- РОД неведомой им судьбой, боятся голода, безработицы, войны и Т. д. iB этих условиях реальные социальные силы и принимают з глазах человека форму сил сверхъестественных. И человеку кажется, что его судьба зависит не от неустроенности мира, а от води некоего высшего существа. В нем человек ищет надежду иа спасение, какое-то утешение для себя. Религия — опиум для народа, .творил Маркс. И именно в этом заключается суть дела. Эксплуататорские силы умело используют' религию, чтобы отвлечь эксплуатируемых от реальной борьбы за лучшее положение на земле. Религия служит угнетателям для оправдания существующих порядков. С ее помощью они стремятся заставить угнетенных примириться с существующим положением и пекарио склониться перед власть предержащими, ибо, по их олова,м, «нет власти, аще не от бага». Если религия есть иллюзорное счастье народа, то упразднить ее можно, только добившись действительного счастья. Так ставит вопрос Маркс. Практически это означает устранение тех сторон в 'жизни общества, которые делают неизбежным возникновение религии, и прежде всего уничтожение эксплуатации человека человеком. 'Когда отношения между людьми станут предельно простыми, основанными на доверии и взаимопомощи, когда «таинственные» социальные силы, роковым образом предопределяющие оудьбу человека, будут поставлены под его контроль, когда человек станет свободным и получит полный простор для удовлетворения своих потребностей, тогда судьба и счастье каждого всецело окажутся в руках людей. Тогда не понадобится прибегать к помощи таинственных сил, овархъесгест. венных существ, к их «всесильному заступничеству», лелеять надежду на потусторонний мир. Люди здесь, на земле, будут создавать жизнь, достойную человека. I НОВЫЕ КНИГИ Издательство политической литературы выпустило в свет карающего формата словарь атеиста. В него вошли наиболее употребительные термины и понятия, с которыми сталкиваются лекторы, бсседчики, организаторы атеистической пропаганды в практике своей работы. «Карманный словарь атеиста» подготовлен издательством совместно с кафедрой истории и теории атеизма Московского государственного университета. (ТАСС) 2 апреля 1974 г., ЛЬ 40 (3230) Т^ г . ПОЖАЛУЙТЕ НА КР УГГ Банный вопрос В субботний вечер, какобычно, приятно побывать в бане, помыться горячей водой, попариться березовым веником. В совхозе «Большевик» построили хорошую баню, где есть мужской иженский залы. Но часто бывает так, чтоженщинма приходится заимствовать горячую .воду из мужского зала. Пару им тоже ие достает. И еще ввели одно новшество — выдавать билеты в банючерез бухгалтерию сошхоза(!) Но не все знают об этом. Придет такой товарищ в баню, а банщикне пускает, заставляет идти в контору и брать билет. Что поделаешь, раз желаешь О ЧУТКИХ л ю д я х ?:v-' 4 шшi год. 16.40 — 16.50 Техииче. ский перерыв по системе «Ор- I бита». 16.50 «КАК ЗАКАЛЯП Л Г к С ТА 1 УЧИТЕЛЬНИЦА ПЕРВАЯ МОЯ ВТОРНИК, 2 АПРЕЛЯ ПЕРВАЯ ПРОГРАММА МОСКВА. (1 программа ЦТ). 13-20 НОВОСТИ. 13.30— 14-30 Цветное телевидение. «Клуб ♦ хинопутешествнй». Ведет передачу Ю. А. Сенкевич. НОВОСИБИРСК. 18.30 К 250-летию АН СССР. «Дни технического прогресса». «Системы автоматизации в 'научно-исследовательских, проект- t но-жо№сгрухторских и технологических разработках». 19.05 «Проблемы. События. Факты». Международные обозреватели отвечают на вопросы телезрителей. 19.45 Концерт Государственного академического русского народного оркестра им. Н. Осипова. Художественный руководитель и главный дирижер — народный а р т и с т РСФСР В. Дубровский. Дирижер — заслуженный артист РСФСР В. Гнутов. Солист — народный артист УССР А. Со- ловьянеико. 20.30 ИЗВЕСТИЯ. 20.40 «ОТЕЦ ПО ПРИНУЖДЕНИЮ». Художественный фильм. Рабочее объединение в Белграде. Югославия. 1971 г. МОСКВА. (1 'программа ЦТ). 22.00 НОВОСТИ. НОВОСИБИРСК. 22.15 «КАК ПТИЦА». Дакумеяталь н ы й S bM. ОКБА. (1 программа ЦТ). 22.30 «Человек и закон». Ведет передачу доктор юридических наук А. А. Безуглов. НОВОСИБИРСК. 23.00 . Навстречу V съезду композиторов СССР. Концерт из произведений сибирских композиторов. ный .многосерийный художественный фильм. 2 серия — «ИСПЫТАНИЕ». ВТОРАЯ ПРОГРАММА МОСКВА. (1 программа ЦТ). 19.30 Премьера телевизионного документ а л ь и о г о фильма «Слагаемые успеха». (Минск). 19.55 «Город мастеров». «Наш клуб». 21.00 — 22.00 «Музыканты о музыке». СРЕДА, 3 АПРЕЛЯ ПЕРВАЯ ПРОГРАММА НОВОСИБИРСК. 9.30 — 10.00 Школа животноводов. Заня- ние lil-e. «Устройство и эксплуатация доильной системы «Моленолровод». МОСКВА. (Но системе «Орбита»). 13.30 Программа передач. 13.35 Для школьников. «.Костер». 14.05 НОВОСТИ. 14.15 «ВЕСЕЛЫЙ ХОРОВОД». Концерт. 14.50 «Встречный .план Костромской области в действии». В передаче) принимает участие первый секретарь Костромского обкома КПСС Ю. Н. Баландин. 15.35 «КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАЛЬ». Телевизионный многосерийный художественный фильм. 1-я серия — «РОЖДЕНИЕ». Киностудия им. Довженко по заказу ЦТ. 1973 НОВОСИБИРСК. 18.00 «Ключи жизни». Научно-популярный фильм. 18.20 «На стройках пятилетки». Электродный завод. МОСКВА. (По системе «Орбита»). 19.10 Торжественное открытие Дней польской культуры в СССР. Трансляция из Кремлевского Дворца съездом. 22.25 — 22.35 Технический перерыв по оистеме «Орбита». *22.35 Поет М. Николова. 23.00 «ВРЕМЯ». Информационная программа. 23.30 Н. Долинина — «РАЗНЫЕ ЛЮДИ» Телевизионный многосерийный спектакль. Глава 6-я. ВТОРАЯ ПРОГРАММА МОСКВА. (.По системе «Орбита»), 18.30 Чемпионат СССР по боксу. Финал. Передача из Ижевска. НОВОСИБИРСК. 19.10 Спортивная передача. Международная товарищеская встреча по хоккею. «Сибирь» — «-Мотор» (ЧССР). В перерыве — «ИЗВЕСТИЯ». 21Л5 «Новости киноэкрана». 21.45 «Новое — в производство». Передача для работников автотранспорта и строителей. Еще раз убеждаешься в том, что среди нас многовнимательных и чутких людей, когда знакомишься с письмами, которые поступают в редакцию. Проникновенное письмо и стихи прислали ученики 10 «а» класса Мошковской средней школы. Они желают всего самого наилучшего своим педагогамв их нелегком, кропотливом труде и посвящают им стихи. Каждая строчка проникнута большим уважением к благородному труду учителя. Прихожу, навещаю Бас, Повзрослевший, совсем иной. Теже парты и тот же класс, Каккогда-то осенней порой. Я пришелк Вам,спросите меня Весь преподанный Вами урок. И поправьте так, чтобы я Ошибаться больше не мог. Немало добрых слов сказано в адрес работниц почтового отделения р. п. Ояш. Читатели П. Ворох, А. Лукьяненко, 0. Кобыльнинова отмечают в своих письмах безупречную работу почтальонов 3. Трифи- ловой, 3. И."Дергачевой, а пенсионерка Е. Шмыгля даже написала стихи, предназначенные почтальонке С. Ситниковой. первой учительнице Анне Павловне Орешкиной. Много лет учит она детей в начальных классах школы совхоза «Оя- шинский». Не сразу получается все у ловна рядом с ними, поправляет крючки и палочки. Ее ученики всегда помнят о ней. Желают ей счастья. Т. ХАРИТОНОВА. Мошковская средняя школа. V А ВОЗ И НЫНЕ ТAM...“ Жители,Тасино обратились в газету с просьбой: «Просим помочь в организации постановки кинофильмов. У нас в поселке есть клуб, но он не служит своим целям. Вот уже два с половиной года не было ни одного фильма». Редакция сделала запрос в дистанций пути ПЧ-10 ст. Болотная и получила такой ответ от местного комитета ПЧ-10: «Красный уголок для демонстрации фильмов в Тасино оборудован. До 1971 года киноустановкой н фильмами жителей обслуживали пз с. Верх-Балты. Просимрайонную киносеть организовать демонстрациюкинофильмов в названном пункте». Директор же Мошковской киносети М. С. Усольцев сослался на то, чтоТасино должен обслуживать вагон-клуб от железной дороги. Районная киносеть заниматься этим вопросом не может, так как Тасино не в их ведении. Но вагон- клуб давно стоит на приколе на ст. Сокур и не работает. Итак, одна инстанция ссылается на другую, та, в свою очередь, на первую. А жители Тасино ждут, ктоиз них примет определенное решение. Если судить по ответам, долго им еще придется ожидать. Л. Г0РЕЛИК0ВА. Редактор А. Т. ПОДДУБСКИП. < помыться — спеши в контору, У кого нервы послабее, тот идет домой с «легким паром» и с сухим веником. Дорогая редакция! Разьясни- те администрации совхоза, где должны продаваться билеты в банюи какой порядок должен бытьв ней, чтобы спокойно и с удобствами можно было помыться. 05 этом просят помочь жители села Сарапулки. От редакции. Разъяснение пока одно. Билетный и байный вопрос действительно вырос в целую проблему в этом хозяйстве. Она изучается администрацией. Какое же будет принято решение? Как говорится, поживем —увидим Присоединяются к такому пожеланию ученица 10 класса Н. Гусеница (ст. Ояш), десятиклассники Белоярской средней школы и многие другие ученики, которые просят поблагодарить своих наставников. НАШ АДРЕС: Новосибирская область, р. п. Мошково, ул. отделов писем — 92-298, сельского хоэяйства Советская, 16. ТЕЛЕФОНЫ: редактора — 92-204, зам. и радиоорганиэатора— 92-440. типографии — 92-362. единения «Кедр»-Индекс 50903. Тираж4191, Заказ 307 редахтора, отв. секретаря—92-216, Млодшкоккнй филиал полиграфов!
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2