Мошковская новь, 1974, № 023

партийном пропаганде-лёнинские научные основы В тесной связи и — с жизнью необходимость д а л ьн е й ­ шего упрочения связи проп а ганды с жи знью , с п о ­ требностями общественной пр ак ти ки подчеркнул XXIV съ е зд КП СС , поставивший п еред партийными ор ган ам и з а д а ч у — « сд ел ат ь более активной , целеустремленной п роп а ганду коммунистических и деалов , конкретных з а д а ч , поставленны х перед тем или иным колл ек ти ­ вом» У р а с § совхо зе р аб о таю т д в е ш колы коммуни стиче ­ ского труд а , ш кола основ экономики и управления сельским хозяй ством и ш ко ­ л а . рсров . советского з а к о н о ­ д а т е л ь с т в а . Во всех этих ф о рм а х учебы з ан я то около д вух со т рабочих , н ач ал ьн и ­ к о в , цехов и сп ециалистов совхоза . П роп а ган ди сты совхоза , р уковод ству ясь реш ениями XXIV с ъ е з д а КПСС и п о сл е ­ дующ и : ш постановлениями ЦК, о зн аком и вш и сь с о т к ры ­ тым письмом п р оп а ган ди с ­ тов М осковско го э л е к тр ом е ­ ханическо го з а в о д а имени В л ад им и р а И льича Л енина (ж у р н а л «П оли тическое с а ­ м о об р а зо в ани е» № 2, 1973 г о д ) , полож или в основу своей рабо ты тесную св я зь теории с практикой , кон ­ кретность и ц е л ен ап р а в л ен ­ ность. Хотя у ди р е к то р а совхоза н ем ало хозяйственны х з а ­ бот, но Н. П . Г во здарен уж е второй год яв л я е тся р у ко в о ­ ди тел ем сем и н а р а по осно ­ в ам эконом ики п у п р а в л е ­ ния прои зводством . З н ан и е п рои звод ств а , плюс о сн о в а ­ т е л ьн а я теор е тич еск ая п од ­ готовка помогаю т ему п р о ­ води ть з а н я т и я на высоком идейном уровне , ум ело н а ­ п р а в л я т ь творческую а к т и в ­ ность слуш а тел ей . З д ес ь и с ­ п оль зую тся всевозмож ны е ф ормы и методы активного вовлечения слуш ателей в об суж д ени е м а т ер и ал а . Н а д о с к а з а т ь , что личное уч асти е руковод ящ их р а ­ ботников с е л а в п р о п а г ан ­ ди стской р аб о те мы р а с ­ см а тр и в а ем к а к в аж н о е у с ­ л о ви е . д ал ьн ейш е го со в ер ­ ш ен ствовани я политической и экономической учебы т р у ­ д ящ и х с я , укреплени я ее с в я ­ зи с реш ением практических з а д а ч д ев я той пятилетки . Н ап рим ер , при изучении т е ­ мы «П овыш ени е эф ф е к т и в ­ ности сельскохо зяй ств енн о ­ го п рои зв од ств а» р а зго во р з аш е л о неи спользованных р е зе р в а х , о применении п е ­ редовы х методов ведения х о зяй с т в а , о повышении прои зводи тел ьно сти тр у д а , эфф екти вно сти совхозного п р ои зв од ств а . Н. П . Г в о з ­ д а р е в п р ед лож и л сл уш а т е ­ л ям п р одум ать меры по со ­ кр ащ ен ию трудовы х з а т р а т 3 хо зяй стве , по улучш ению к ач е ств а сдаваемой п родук ­ ции, С луш атели семинара ком : мунисты В. С. Болтунов , В. П. Евстифеев , В. М. Х о ­ лодов и другие стали ими-, ц и а то р ам и по р а зр а б о т к е а применению в хозяйстве конкретных мер для р еш е ­ ния поставленных вопросов. Так , по инициативе В. С. Б о л тун ова р аб о та ко рм о ­ кухни была переведена в одну смену. В р езультате сократили число рабочих , улучш илась ор гани зация труд а , меньше стало н а р у ­ шений рациона кормления зверей . В. П. Евстифеев р а з ­ р а б о т а л м еханизацию при за го то вк е кормов. С пециалисты , бригадиры норковой и лисофермы р а з ­ р аб о т ал и меры д л я улучш е ­ ния * каче ств а шкурковой продукции и повышения плодовитости самок . Р е ­ зу л ь т а т — совхоз продает ш курку лисицы на 7 рублен 63 коп ., а норки — на 1 р уб л ь 77 копеек д орож е плановой . П олучено и вы ­ р ащ ен о м олодняка норки на 200 голов больш е план а , а в то р а я б р и г а д а выполнила план вы р ащ и вани я м олод ­ няка на 110,6 процента . С луш атели семинара с т а ­ ли более основательно вни ­ к а ть в вопросы экойомики. При проведении балан совы х комиссий они сами хорошо р а зби р аю тся , из чего с к л а ­ ды в а е т с я себестоимо с т ь продукций , где допущ ен пер ер а сх од средств и что н уж ­ но сд ел а т ь д л я улучш ения экономической работы того или иного уч астк а . В р е ­ зу л ь т а т е улучш ения эконо ■ мической служ бы снижена себестоимость вы р ащ и в а ­ ния м о л од н я к а норки з а гот на 16 тысяч 800 рублей. Интересно , при большой активности слуш ателей п р о ­ шло, н априм ер , зан я ти е по теме: «С оциалистическое с о ­ ревновани е и управление производством» . Боевой л о ­ зунг в сен ародно го соревно ­ вания — д а т ь продукции больш е , лучш его качества , с меньшими з а т р а т ам и—оп р е ­ д елил н аправлени е р а з го в о ­ ра на семинаре. П осле зан я ти я слуш атели сем инара провели большую р аботу в своих колл ек тив ах . Во всех цехах , б ри гад ах б ы ­ ли приняты конкретны е с о ­ циалистические о б я з а т е л ь - . ства , оформлены - и вы веш е ­ ны на видных м е стах . Кро.-, ме того, свыше семидесяти работников зв ероводс тв а и ж ивотноводства взяли и н ­ диви ду ал ьны е i о б я з а т е л ь - ; ства.' Итоги их выполнения подводились регулярно . З з третий год пятилетки и з се-, мидесяти соревнующихся 48 * выполнили свои повышен*" ные с о ц об я за те л ьс тв а .- П л а х продаж и го суд ар с тву , м о л о ­ ка выполнен на 125 проц ен ­ тов, м я са — на 104,8, а про- дукцпп звероводства — т * 104 процента . Совхозу при- . суж дено переходящ ее К р а с ­ ное зн ам я Р К КПСС , рай* иополкома и р ай ком а п р оф ­ сою за зй успехи в ж и во тно ­ водстве. С тар ейш ая р аботниц а ли*; софермы Н. И. К а з а к о в а н а гр аж д е н а орденом Трудо- , вого К расного Зн ам ени , р а ­ ботница норковой фермы М. П. Б а з л о в а — орденом « З н ак Почета» . Восемь р а ­ ботниц н а гр аж д е ны зн аком . «П обедитель соревнования» 1973 года» , сорона ш е с ти ' рабочим совхо за п р и с у щ е й вымпел «Лучший , по про ­ фессии» и вручены ценные подарки . В н астоящ ее время т р у ­ женики совхоза во всех ш колах и сем и н а р ах , на производственных уч астках и зучаю т О б р ащ ен и е е Ц К , КПСС к партии , к советско ­ му н ароду н П остановлени е Ц К КПСС , С овета М инистров ССС Р , ВЦ СП С н Ц К ВЛКСМ о Всесоюзном с о ­ циалистическом со р евн о в а ­ нии работников сельско го , х о зяй ств а з а увеличение производства н заго товок продуктов з ем л ед е ли я и ж и - ; вотноводства в 1974 году. • Н а общ есовхозном рабо - ' чем собрании звероводы , . м еханизаторы , живоТново-. . ды и полеводы з а я ви л и о своей решимости прилож и ть все усилия и творческий по- иск к тому , чтобы досрочно , к 20 д е к а б р я 1974 года, справи ться с з ад а ч ам и , с то ­ ящими в четвертом го д у .л я - . . . тилетки , обсудили и приняли встречный план , в кото ­ ром особое вним ани е о б р а ­ щено на и спользовани е ре-. ■зервов и возможностей у в е ­ личения прои зводи тел ьно ­ сти тр уд а , повыш ения к а ч е ­ ства продукции . Впереди — новые з ад а ч и л - . З а к р е п л я я накопленный опыт, мы будем д а л ьш е с т а ­ р а ть ся вести эту работу о р ­ гани зованно , на высоком идейном уровн е , в тесной связи с жизнью , с п р ак ти ­ кой. Н. РУСАКОВА, секретарь парткома совхоза «Белоярский», Г а зе та у ж е сообщ ала о том , что в район е состоя ­ л а с ь м етодическая конф еренция пропаганди стов на тему «П едагогические и психологические основы п ар ­ тийной пропаганды» . С. д о к л ад ом выступил зам ести тел ь заведующ его Д ом ом политпросвещ ения обком а КПСС В. С. Вяткин. Сердцевиной всей партийно -воспи тательной работы явл я е т с я ф ормирование у широчайших масс тр у д я ­ щихся коммунистического м и рово ззрения , воспитание их на идеях м аркси зм а -л енини зм а . Об этом говорил Л . И. Б р еж н е в на XXIV съ е зд е КПСС , в этом з ад ач а партийной п роп а ганды .. Ее эфф ективное реш ение зави си т от р яд а ф акторов , в том нисле и от зн ания и понимания пропагандистом психологии слуш ател я , в частности , психологических законом ерностей усвоения научных знаний , п р ев р ащ е ­ ния этих знаний в уб еж д ени я личности . Но тр ебую тся зн ания не только психологии; С овер ­ ш енствование методики проп а ганды непосредственно с в я зан о с педагогической наукой . О; ной из важ н ейш их частей педагогической науки я в л я е с я дид ак ти к а . Зн ани я таких дидактических припмпов , к а к доступность, н аглядность , научность о б у ч е т я , его систематичность, последовательность , инди вауальны й подход в процессе обучения, всесторонность влияния на слуш а тел я — не только на его ум, н<( и на чувства ,— необходимы каж д ом у п р о п а г а н ­ дисту] чтобы наилучшим образом во здействовать на ауди’тЬрию. Психология помогает пропагандисту понять, к ак пролсюднт восприятие человеком знаний , понимание и осмысление нх, каким зак он ам подчиняется д е я т е л ь ­ ность памяти и мышления, каков механизм п р ев р ащ е ­ ния наний в уб еж д ени я и формирования научного мировоззрения. П еда го ги ка , о сновы ваясь на этих з ц ; коном арностях, д а е т наиболее эфф ективны е методы и ср ек тв а влияния на слуш ателей . Та шм обр азом , з аб о т а о повышении идейного •|УРОВН!, об эффективности партийной пропаганды ло- В. И. Ленин считал п едаго гику в аж н ейш им элемен / |ичесп ; npiA jM iT к пониманию того, что успеха мож ет том партийной работы . «В политической д еятельно - ^ о б и т ся лгаГь тот пропаганди ст , который вооружен сти... п ар тии ,— писал он ,— в се гд а есть и будет извест- не то. ько общ етеоретическими и специальными , но ный элем ен т педагогики» . также педагогическими и психологическими зн аниями ; Внимание каждому слушателю Уже несколько лет в нашей школе работают клубы «Глобус», «Прометей», «Радуга». В них занимаются ученики н, надо сказать, с большим интересом. В теоретическом семинаре ио произведениям В. И. Ленина, теории научного коммунизма в текущем учебном, году учителя школы самостоятельно изучают работу «Детская болезнь «левизны» в коммунизме». Теоретическая подготовка слушателей семинара, их жизненный опыт требуют от пропагандиста не только знаний, но Ф умения передавать эти знания возможно более убедительно. . В. И. Ленин характеризовал умелую работу пропагандиста как искусство «...сделать известную истину для данной аудитории 1) возможно более убедительной, 2) возможно легче усвояемой и 3) возможно нагляднее и тверже запечатлеваемой». Познавательный процесс предлагает несколько взаимосвязанных сторон; первичное ознакомление с материалом, его осмысление, закрепление и практическое применение полученных знаний. £- Из этого следует, что задача пропагандиста —- еще н в умении владеть разнообразными приемами, средствами, методами в своей работе. Важной -формой общения с аудиторией является рассказ. Еак правило, изучение новой темы у нас начинается е рассказа пропагандиста. Излагаются теоретические положения, сообщается фактический материал, статистические данные, анализируются, обобщаются факты, явления, делаются выводы. Большое внимание на занятии Уделяем созданию обстановки, располагающей к беседе, к обмену мыслями, к товарищеским спорам, вызывающим желание обсудить неявные вопросы и прийти к правильному (решению. Наша задача — вызвать на разговор слушателей, в&йтн завязку беседы, заинтересовать аудиторию. Например, на .одном из занятий, где речь шла/ об отношении буржуазии к молодому Советскому государству, утверждавшей, что болыпевики-де умеют только разрушать, а создать они ничего не смогут, я зачитал письмо английского капиталиста Уркварта. Он просил Советское правительство в 1927 году предоставить ему концессии. «Не дадите ли мне,— писал Уркварт, — возможность поковыряться в Киргизской степи около Балхаша и дальше? Раньше, чем через 50, а может быть и 100 лет вы этими местами не займетесь, а я поищу и, может быть, что-нибудь найду». Что можно ответить сейчас этому писаке? Не через 50 лет, а уже через год, в 1928 году, советские геологи открыли около озера Балхаш крупное месторождение меди, а еще через несколько лет здесь был построен мощный Балхашский медепла в и л ь н ы й завод. Вот вокруг этого факта мы и завязали интересный разговор. Очень много приходится работать со слушателями, которые редко выступают, одни — стесняются, другие — не чувствуют себя подготовленными. Таким слушателям даем индивидуальное задание и обязательно приглашаем выступить хотя бы с небольшим добавлением. Слушатели бывают очень довольны, если беседы превращают’' cj в откровенные товарищеские дккуссии. Это заставляет ак- тшо думать, учит умению рассылать, отстаивать свои убежД1НИЯ. важнейший метод овладения знниями — самостоятельная равна над книгой. При самостоятельном чтении у ттрищей могут встретиться те и-и иные трудности: непонятны нгкоторые определения,, трудно удвоить содержание статьи. Дро- iK*андисту надо это предусмотреть и обязательно разъяснить вер, чтХ непонятно. Рекомендую слушателям делать некоторые записи для памяти в виде плана, тф!сов, конспекта. Чаще останав- ;|)заемся на тезисах. важным местом в работе на семинаре и при самостоятельном качении теории является анализ и обобщение фактов. Как писал В. И. Ленин, (...чтобы каждое теоретическое положение рассматривалось а) исторически; б) лишь в связи с жизнью; лишь в связи с конкретным опытом истории». В. БЕТЕНЕК0В, руководитель теоретического семищра Мошковсной средней оШОЛЫ. И. Ф. Плохих руководит теоретическим семинаром в Сокур- ской средней шноле. Ежемесячно собираются на занятия слушатели семинара по проблеме «Формирование нового человека-— одна из главных задач коммунистического строительства». Темы и вопросы для каждого очередного занятия даются заранее. Все учителя имеют возможность ознакомиться с вопросами, найти нужную литературу (чаще всего эту литературу предлагает руководитель теоретического семинара). Изучаемый по теме материал учителя конспектируют, принимают активное участие в проведении занятий. Особенно это можно сказать о таних слушателях, как Н. П. Ночубей, Г. А. Родина, Ю. И. Благинин, Н% А. Антонюк, В. А. Плохих, Н. С. Шик. Все учителя стремятся приобщить теоретический материал к практической жизни школы, класса, к работе с родителями. С этой целью изучали педагогическое наследие Н. К. Нрупской. A. С. Макаренко. Слушатели убедились, что теоретический семинар имеет большое значение в деле усовершенствования педагогического мастерства (через пропаганду педагогических статей), роста политической зрелости (учителя постоянно изучают труды B. И. Ленина, документы партии и правительства). Растет личная ответственность каждого члена коллектива за выполнение своего долга. 3. МИТИНА, секретарь парторганизации. ЭЛЕМЕНТЫ ПЕДАГОГИКИ— В ПРАКТИКУ РАБОТЫ I ! \ \ * * \ t * t ( t t t t * * f * t t В. И. Ленин предавал исключительное значение знанию психологии людей, без чего не мыслима плодотворная воспитатель пая работа с ними. «К массам, — подчеркивал он, — надо научиться подходить особенно терпеливо и осторожно, чтобы уметь понять особенности, своеобразные черты психологии... этой массы». Внесшие элемента педагогики в пропагандистскую работу означает, что при подготовке и проведении политических занятий необходимо постоянно руководствоваться принципами коммунистического воспитания, соблюдать основные педагогические требования. Глубокое и ясное понимаете пропагандистами основной цели воспитания, постоянное стремление к ее осуществлению обеспе^ чивают правильное направление пропагандистской работы, повышение ее идейно-политического уровня. Отсутствие такой работы приводит к Просчетам. Реализация принципа идейности и целеустремленности воспитания предполагает также усиление борьбы с проявлениями буржуазной идеологии, аполитичности. В советскую педагогику, в практику (воспитательной работы прочно вошел ленинский принцип тесной связи воспитания с жизнью, с активным участием всех членов общества в коммунистическом строительстве. Жизнь социа.ти:тического общества, активная борьба за коммунизм открывают неисчерпаемые возможности для марксистско- ленинского .воспитания. Нужно стремиться к тому, чтобы изучение марксистско-ленинской теории оказывало на трудовую деятельность людей существенное -влияние. Повышению действенности партийной учебы способствует умелое применение практических заданий. Здесь, прежде всего, нужно поставить цель и уяснить значение этого задания. Если за. нягис сводится к практицизму, то это уводит слушателей от темы, нет теоретических выводов и обобщений. В пропагандистской работе следует опираться и на такой принцип коммунистического воспитания, как воспитание в коллективе. В Программе КПСС указывается, что коммунистическое общество будет состоять из самоуправляющихся ассоциаций. Зародышем таких ассоциаций являются в известном смысле трудсвы», учебные и другие коллективы. Задача пропагандиста заключается в том, чтобы силой слова, убеждения формировать такие коллективы. В организации политического просвещения необходимо руко. водсгвоваться и таким принципом, как систематичность и последовательность процесса обучения и воспитания. Далее, преемственность воспитательной работы школы, учебного коллектива с коллективами, производящими материальные блага. В пропагандистской работе надо соблюдать и такой педагогический принцип, как изучение и учет индивидуальных особенностей слушателей. Доступность или посильность изучаемого материала — важное условие успешной учебы. Идет постоянное усложнение материала: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого н далекому. Педагогические принципы надо применять в пропагандистской работе творчески, сознательно, а не механически. Важно учитывать возраст слушателей, их место в производственном коллективе. Лишь при соблюдении этих принципов можно обеспечить научный подход к постановке партийного просвещения. И. ПЛОХИХ. НАН РАЗВИВАТЬ ИНТЕРЕС Главный агроном совхоза «Барлакский» Н. А. Галузин, один из лучших пропагандистов района, накопил богатый опыт работы с людьми. Сегодня он рассказывает о работе пропагандиста по формированию интереса у слушателей к политзанятиям. Эти уровни разжигая интересов даны не раз и навсегда, они достаточно гибки и динамичны. При правильной организации политической учебы менее глубокий интерес к ней превращается в устойчивый. Вместе с этим растет сам человек, расширяется его культурный кругозор, пополняется идейный багаж. Пропагандисту, призванному формировать и развивать в людях устойчивый интерес к изучению революционной теории, все это необходимо хорошо знать. Однако надо иметь ввиду, что в политических школах системы партийной учебы занимаются, как пра. вило, люди, уже имеющие сложившиеся интересы. Поэтому формирование новых интересов, относящихся к самим изучаемым предметам, нередко связано с перестройкой уже имеющихся интересов. А. это — дело нелегкое, оно требует систематической целенаправленной деятельно с т л пропагандиста. Задача пропагандиста состоит в том, чтобы постоянно, при помощи различных педагогических, методических средств и приемов создавать условия, вызывающие живой интерес слушателей. И нтерес как форма проявления познавательной потребности имеет важнейшее значение при выполнении человеком любой работы. При наличии интереса к партийной учебе зна ния уев айв т- ются легче, основательнее, прочнее. И наоборот, гари отсутствии его учебный материал дается с трудом, усваивается формально, быстро забывается/ Вот почему пропагандисту важно знать основные свойства интереса, уметь использовать педагогические средства, способствующие формировавшие и развитию у слушателей интереса к изучению марксистско-ленинской теории. Слушателям системы партийно, го образования, бесспорно, присущ интерес к общественно-политической жизни. Однако степень развития интереса у людей неодинакова. Одни довольствуются простой информацией о событиях внутренней и внешнеполитической жизни страны; другие проявляют активный интерес, пытаются самостоятельно разобраться в событиях и явлениях, исходя из своих знаний и опыта; третьи стремятся глубоко понять ход и перспективы общественного процесса рошо понимали, какой смысл имеет для них изучение той или иной проблемы, нужно, прежде всего, чтобы пропагандист сам отчетливо понимал этот смысл, мог более конкретно и доходчиво преподнести материал слушателям. Если они хорошо понимают значение и смысл учебы, у ’ них, естественно, появится и интерес к знаниям. Важное условие возбуждения интереса — новизна как в содержании изучаемых вопросов, так и в самом подходе к их рассмотрению. Ко всему новому, пусть даже и связанному с уже иэвест. ньгм, но расширяющему и углу '', ляющему его, люди всегда относятся с большим интересом. Большое влияние на формирование интереса слушателей оказывают интересы руководителя занятий. Это вызывает у Людей стремление следовать примеру пропагандиста, что является немаловажным стимулом формирования устойчивого интереса к политической учебе. Важную роль в развитии интереса слушателей играет оценка их знаний и успехи в усвоении пройденного материала. Изучая основы советского законодательства, приходится часто прибегать к п р а к т и ч е с к и м заданиям слушателям. И особенно изучая основы трудового з а . конодательства. В этом случае они полнее понимают отдельные статьи закона применительно к условиям труда в совхозе. Рассмотренные условия формирования познавательного интерг са обеспечивают осмысленный сознательный подход к учебе я сети политпросвещения. Каждое интересно проведенное занятие оставляет глубокий след в сознании и чувствах слушателей, влияет на формирование у них устойчивого интереса к марксистско-ленинскому образованию. Н. ГАЛУЗИН, пропагандист начальной политшколы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2