Мошковская новь, 1974, № 023

ОРГАН МОШКОВСКОГО РАЙОННОГО КОМИТЕТА КПСС И РАЙОННОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Газета основана в 19.43 году. Л* 23 (3273) ЧЕТВЕРГ, 21 февраля 1974 г. I $ Г "•*' 1 * \ Цена 2 коп. БОЕВЫЕ ПОМОЩНИКИ партийных организаций Завтра в районном Доме культуры состоится совещание идеологических работников. В нем примут участие секретари партийных организаций колхозов, совхозов, промышленных предприятий, пропагандисты, агитаторы, политинформаторы, лекторы, комсомольские активисты, активисты печати. Участники совещания обсудят насущные вопросы своей работы в свете решений декабрьского (1973 г.) Пленума ЦК КПСС, Обращения ЦК КПСС к партии. к советскому народу, Постановлений ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «О Всесоюзном социалистическом соревновании работников промышленности, строи, тельства и транспорта за досрочное выполнение- народнохозяйственного плана- яа 1974 год» и «О Всесоюзном соцйалястическом соревновании работников , сельского хозяйства за увеличение производства и заготовок продуктов земледелия и животноводства в 1974 году». В организации социалистического соревнования за успешное выполнение планов и обязательств четвертого, определяющего года девятой пятилетки неоценимую помощь партийным организациям оказывают все идеологические работники, в том числе верные помощники печати — рабочие и сельские корреспонденты. Они участвуют в работе редколлегий стенных газет, в подготовке передач местного радиовещания, в общественных рейдах. Это о них мы с гордостью говорим: НАШ ГЛАВНЫЙ КОРР ЕСПОН ДЕНТ! . ' ' I. ' |- . Нельзя представить себе свежий номер газеты без писем, сообщений ее читателей, без острых проблем, сигналов. Поэтому в редакции постоянно с нетерпением ждут очередную почту. В ней чуткий пульс нашей многогранной жизни. Ведь почта рабселькоров — неиссякаемый источник творчества, новых тем, помогает вскрывать и бичевать недостатки, что в общем итоге способствует общему движению вперед. Письма в редакцию. К ним особое внимание, бережное и чуткое отношение. Потому, что приходят они от верных друзей и помощников газеты, от нашего главного корреспондента — рабочих и колхозников. Таких писем в прошлом году поступило 1390. Из них было опубликовано более 1140. С другими же, смотря по назначению, проведена соответственная работа. И в этом году нас радует редакционная почта. За январь и прошедшее время февраля получено 250 писем. На счету добровольных -активистов районной, стенной печати, редколлегий боевых листков, «молний», «Комсомольского про. жектора», народного контроля немало добрых дел, хороших начинаний, рассказов о жизни трудовых коллективов, о передовиках производства, их опыте, его распространении и внедрении. За £вой общественный труд, за бескорыстное выполнение своего гражданского долга, за высокое чувство причастности ко всему окружающему — наши рабочие и сельские корреспонденты снискали всеобщее уважение и признательность. В рядах активистов «районки» сейчас сотни человек. Среди них руководители и специ. алисты хозяйств, рабочие и служащие, колхозники, партийные и советские, медицинские и торговые работники, учителя, школьники, пенсионеры, вообще представители всех слоев населения. Постоянно сотрудничают в нашей районной прессе партийные работники Р. С. Сенокосов, А. Г. Савельев, В. И. Пилатов, В. С. Дятлов, А. Д. Миненкова, П. А. Федоренко, И. Н. Драничникоа, С. И. Иванцов*, свинарки-туринцы Герой Социалистического Труда Т. П. Ивченко из совхоза «Большевик», Н. М. Колчанова из совхоза «Ояшинский», доярка совхоза «Барлакский» Л.ЗГ, Андрющенко, главный государственный' инспектор Инспекции по заготовкам и качеству сельхозпродуктов Г. И. Разгоняева, главный агроном управления сельского, хозяйства райисполкома. А. Г. Мельников, председатель рабочкома совхоза «Большевик» А; П. Бондарев, прецсед>»«ль районного -комитета по физкультуре и., «сиорту А. А, Ботт, старейший селькор П. Ф Павлов, инспектор па кадрам совхоза «Большевик» Т.' М. Егорова, заведующий организационным отделом РК ВЛКСМ В. И. Зиновьев, художник Ояшинского Дома культуры А. Н. Курчеев, председатель райкома профсоюза работников торговли С. А. Кри- вошеин, заведующая читальным залом районной библиотеки Е. Л. Липиева, заведующий хирургическим отделением райбольницы В. А. Липилин, работник Станци- онно-Ояшинской средней школы А. К. Маньшин, председатель месткома межколхозной строительной организации А. Пашков- ский, слесарь совхоза «Большевик» Г. Д. Петров, работники милиции В. С. Рисунов, Н. И. Гавриленко; Т. К. Гавриленко, председатель райкома профсоюза работников сельского хозяйства и заготовок X. И. Цаан, старшая пионервожатая Дубровинской средней школы Г. И. Требунская, член рабселькоровского поста из р. п. Ояш Г. Д. Чвора, председатель районного комитета народного контроля Ф. М. Шадура, председатель исполкома Станци. онно-Ояшинского поселкового Совета депутатов трудящихся Г. Н. Маханькова и многие, многие другие. Им всем наше большое спасибо! Сейчас труженики сельского хозяйства, промышленности, строительства и транспорта развернули в ответ на Обращение ЦК КПСС-к партии, к советскому народу массовое социалистическое соревнование за успешное выпол-: некие планов и заданий четвер. того, определяющего года пятилетки. Боевая задача всех активистов местной прессы не только самим хорошо трудиться на производстве, но своим печатным словом зажигать других, доходчиво и ярко рассказывать о передовиках, их опыте, о делах коллективов, смело и решительно вскрывать просчеты в работе, бороться*' за внедрение в производство ковогоу передового, искать и находить резервы увеличения эффективности, роста. Производства, выпуска продукций лучшего качества,'^"с меньшими затратами. г В декабре прошлого года состоялся областной слет рабселькоров. Его участники предложили с 1 января 1974 года начать массовый рейд-смотр активистов печати, телевидения и радио по улучшению и укреплению трудовой дисциплины под девизом «Рабочей минуте — строгий, учет». Наш общий долг — включиться в"проведение этого важного и нужного дела, продолжить подготовку и освещение в районной газете материалов по данному вопросу. Наша страна широко отметила полувековой юбилей Первого Всесоюзного Совещания рабсель. коров. В. И. Ленин учил, чтобы советская печать постоянно черпала жизненную силу из тесной связи с рабочими массами. И мы можем с гордостью сказать, что заветы вождя успешно претворяются в жизнь. Заботы и дела у рабселькоров — партийные, государственные. И пусть вам всегда сопутствуют успехи в труде и в выступлениях в прессе. * * * Завтра на районном совещании Идеологических работников состоится большой разговор о месте агитаторов, пропагандистов, лекторов, политинформаторов, активистов районной и стенной печати в общем рабочем строю. И нет сомнения в том, что их работа станет еще более активной, боевой, еще более целеустремленной в решении задач, поставленных партией и правительством перед советским народом. К А Ж Д У Ю Н Е Д Е Л Ю , В Ч Е Т В Е Р Г На всех производственных участках каждый четверг ведут беседы политинформаторы совхоза «Большевик». Добросовестно, с высокой ответственностью выполняют свое партийное поручение зоотехник- селекционер Е. Ф. Горлов, мастер кирпичного завода Е. Е. Зябров, врач участковой больницы Г. Н. Подлино*ва, главный ветврач В. А. Иоси- по®, управляющий первой фермой Т. iH. Артеменюо и другие. Сейчас готовятся к своему очередному выходу на участки агитаторы — учителя школы. Они готовят беседы, посвященные Дню Советской Армия и Военно-Морского Флота, а учащиеся — программу' ко i- цертов, которые будут сопровождать выступления агитаторов. На каждой ферме, на каждом __ производственном участке побывают они в этот день. Т. ЕГОРОВА, наш селькор. В районную Книгу поче та Бюро РК КПСС постановило за плодотворную и долголетнюю работу по коммунистическому воспитанию трудящихся занести в Книгу почета идеологических работников: Назарову Елизавету Ефимовну — пропагандиста, учительницу Сокурской средней школы № 19. Волкову Лидию Ивановну— агитатора, библиотекаря совхоза «Восход». Щепетнову Милицу Степановну — пропагандиста, учительницу Белоярской средней школы. СВЕДЕНИЯ о продаже государству продуктов животноводства на 16 февраля 1974 г. (в процентах к плану I квартала) Хозяйства молоко мясо «Зеркальный» - 68,5 70,5 «Восход» 65,4 -86,2 «Ленинец» 65,3 41,6 «Ояшинский» 53,2 88,4 «I*али'нокнй» 54> 71,С «Барлакший» 54,0 26,0 «Смоленский» 50,4 3,4 «Союз строителей» 49,2 51,7 «Большевик» • 48,4 35,6 «Белоярский» 42,7 79,0 «МоШКОВСКИЙ» 38,6 - 50,1 «Сакуракий» — 16,6 11аселен1не 5,0 34,0 По району 54,3 52,0 РАИИНСПЕКТУРА ГОССТАТИСТИКИ. Закончилась первая полови- на первого квартала определяющего года девятой пятилетки. Итоги показывают, что за полтора месяца «а заготовительные пункты поступило молока' на 8355 центнеров, ,мяса на 3373 центнера больше, чем в прошлом году за этот же период. Показатели выполнения плана первого квартала по продаже государству молока и мяса в текущем году также выше, чем в 1973 году. Во всех хозяйствах район я объем заготовок молока превышает уровень прошлого года. Заготовили молока больше, чем за этот же период прошлого года, совхозы: «Зеркальный» — в 2 раза, «Омо- ленюкий» на 11 12 центне. ров, «Ояшинский» — на 887 центнеров. Но ниже своих возможностей работают по производству молока колхоз «Союз строителей» и совхоз «Большевик». Здесь надои на фу- ражную корову ниже среднерайонного показателя. В трех хозяйствах района |снижены заготовки мяса. Из них соахоз «Смоленский» продал государству ,на 270 центнеров меньше, чем за этот же период 1973 года. Пример передовых хозяйств показывает, что у нас есть всё возможности перевыполнить план первого квартала. ^ Г. РАЗГОНЯЕВА, главный государственный инспектор по закупкам и качеству сельхозпродуктов по Мошковскому району. ИЗВЕЩЕНИЕ Исполком Мошжовскэго поселкового Совета депутатов трудящихся доводит до сведения избирателей, что 24 февраля 1974 гада (воскресенье) состоятся выборы депутатов ч Моянковский поселковый Совет вместо выбывших депутатов по избирательным округам: Коммунистический избирательный округ № 5. Улица Коммунистическая, четная сторона с дома № 14 по дом № 40 включительно, нечетная сторона с дома № 13 по дом № 43 включительно. Центр избирательного округа — контора РЗС. Кооперативный избирательный округ № 37. Улица Вокзальная, нечетная сторона с дома № 33 по дом № 129. Центр избирательного округа — контора почты. Первомайский избиратель, ный округ № 54. Улица Первомайская с дома № 2 по дом № 18, четная сто- рона, и с дома Ns 3 по № 21, нечетная сторона; улица Колхозная, дома №№ 1, 3, 4, 2, о. Центр избирательного округа — .„доктора хлебоприемного пункта. Окружные избирательные комиссии принимают избирателей на избирательных округах с 6.00 часов. Д . СУХАРЕВ, председатель исполкома Мошковского поселкового Совета депутатов трудя» щихся; * - Т. ЯВОЙ, секретарь исполкома Мошковского поселкового Совета депутатов трудящихся.

партийном пропаганде-лёнинские научные основы В тесной связи и — с жизнью необходимость д а л ьн е й ­ шего упрочения связи проп а ганды с жи знью , с п о ­ требностями общественной пр ак ти ки подчеркнул XXIV съ е зд КП СС , поставивший п еред партийными ор ган ам и з а д а ч у — « сд ел ат ь более активной , целеустремленной п роп а ганду коммунистических и деалов , конкретных з а д а ч , поставленны х перед тем или иным колл ек ти ­ вом» У р а с § совхо зе р аб о таю т д в е ш колы коммуни стиче ­ ского труд а , ш кола основ экономики и управления сельским хозяй ством и ш ко ­ л а . рсров . советского з а к о н о ­ д а т е л ь с т в а . Во всех этих ф о рм а х учебы з ан я то около д вух со т рабочих , н ач ал ьн и ­ к о в , цехов и сп ециалистов совхоза . П роп а ган ди сты совхоза , р уковод ству ясь реш ениями XXIV с ъ е з д а КПСС и п о сл е ­ дующ и : ш постановлениями ЦК, о зн аком и вш и сь с о т к ры ­ тым письмом п р оп а ган ди с ­ тов М осковско го э л е к тр ом е ­ ханическо го з а в о д а имени В л ад им и р а И льича Л енина (ж у р н а л «П оли тическое с а ­ м о об р а зо в ани е» № 2, 1973 г о д ) , полож или в основу своей рабо ты тесную св я зь теории с практикой , кон ­ кретность и ц е л ен ап р а в л ен ­ ность. Хотя у ди р е к то р а совхоза н ем ало хозяйственны х з а ­ бот, но Н. П . Г во здарен уж е второй год яв л я е тся р у ко в о ­ ди тел ем сем и н а р а по осно ­ в ам эконом ики п у п р а в л е ­ ния прои зводством . З н ан и е п рои звод ств а , плюс о сн о в а ­ т е л ьн а я теор е тич еск ая п од ­ готовка помогаю т ему п р о ­ води ть з а н я т и я на высоком идейном уровне , ум ело н а ­ п р а в л я т ь творческую а к т и в ­ ность слуш а тел ей . З д ес ь и с ­ п оль зую тся всевозмож ны е ф ормы и методы активного вовлечения слуш ателей в об суж д ени е м а т ер и ал а . Н а д о с к а з а т ь , что личное уч асти е руковод ящ их р а ­ ботников с е л а в п р о п а г ан ­ ди стской р аб о те мы р а с ­ см а тр и в а ем к а к в аж н о е у с ­ л о ви е . д ал ьн ейш е го со в ер ­ ш ен ствовани я политической и экономической учебы т р у ­ д ящ и х с я , укреплени я ее с в я ­ зи с реш ением практических з а д а ч д ев я той пятилетки . Н ап рим ер , при изучении т е ­ мы «П овыш ени е эф ф е к т и в ­ ности сельскохо зяй ств енн о ­ го п рои зв од ств а» р а зго во р з аш е л о неи спользованных р е зе р в а х , о применении п е ­ редовы х методов ведения х о зяй с т в а , о повышении прои зводи тел ьно сти тр у д а , эфф екти вно сти совхозного п р ои зв од ств а . Н. П . Г в о з ­ д а р е в п р ед лож и л сл уш а т е ­ л ям п р одум ать меры по со ­ кр ащ ен ию трудовы х з а т р а т 3 хо зяй стве , по улучш ению к ач е ств а сдаваемой п родук ­ ции, С луш атели семинара ком : мунисты В. С. Болтунов , В. П. Евстифеев , В. М. Х о ­ лодов и другие стали ими-, ц и а то р ам и по р а зр а б о т к е а применению в хозяйстве конкретных мер для р еш е ­ ния поставленных вопросов. Так , по инициативе В. С. Б о л тун ова р аб о та ко рм о ­ кухни была переведена в одну смену. В р езультате сократили число рабочих , улучш илась ор гани зация труд а , меньше стало н а р у ­ шений рациона кормления зверей . В. П. Евстифеев р а з ­ р а б о т а л м еханизацию при за го то вк е кормов. С пециалисты , бригадиры норковой и лисофермы р а з ­ р аб о т ал и меры д л я улучш е ­ ния * каче ств а шкурковой продукции и повышения плодовитости самок . Р е ­ зу л ь т а т — совхоз продает ш курку лисицы на 7 рублен 63 коп ., а норки — на 1 р уб л ь 77 копеек д орож е плановой . П олучено и вы ­ р ащ ен о м олодняка норки на 200 голов больш е план а , а в то р а я б р и г а д а выполнила план вы р ащ и вани я м олод ­ няка на 110,6 процента . С луш атели семинара с т а ­ ли более основательно вни ­ к а ть в вопросы экойомики. При проведении балан совы х комиссий они сами хорошо р а зби р аю тся , из чего с к л а ­ ды в а е т с я себестоимо с т ь продукций , где допущ ен пер ер а сх од средств и что н уж ­ но сд ел а т ь д л я улучш ения экономической работы того или иного уч астк а . В р е ­ зу л ь т а т е улучш ения эконо ■ мической служ бы снижена себестоимость вы р ащ и в а ­ ния м о л од н я к а норки з а гот на 16 тысяч 800 рублей. Интересно , при большой активности слуш ателей п р о ­ шло, н априм ер , зан я ти е по теме: «С оциалистическое с о ­ ревновани е и управление производством» . Боевой л о ­ зунг в сен ародно го соревно ­ вания — д а т ь продукции больш е , лучш его качества , с меньшими з а т р а т ам и—оп р е ­ д елил н аправлени е р а з го в о ­ ра на семинаре. П осле зан я ти я слуш атели сем инара провели большую р аботу в своих колл ек тив ах . Во всех цехах , б ри гад ах б ы ­ ли приняты конкретны е с о ­ циалистические о б я з а т е л ь - . ства , оформлены - и вы веш е ­ ны на видных м е стах . Кро.-, ме того, свыше семидесяти работников зв ероводс тв а и ж ивотноводства взяли и н ­ диви ду ал ьны е i о б я з а т е л ь - ; ства.' Итоги их выполнения подводились регулярно . З з третий год пятилетки и з се-, мидесяти соревнующихся 48 * выполнили свои повышен*" ные с о ц об я за те л ьс тв а .- П л а х продаж и го суд ар с тву , м о л о ­ ка выполнен на 125 проц ен ­ тов, м я са — на 104,8, а про- дукцпп звероводства — т * 104 процента . Совхозу при- . суж дено переходящ ее К р а с ­ ное зн ам я Р К КПСС , рай* иополкома и р ай ком а п р оф ­ сою за зй успехи в ж и во тно ­ водстве. С тар ейш ая р аботниц а ли*; софермы Н. И. К а з а к о в а н а гр аж д е н а орденом Трудо- , вого К расного Зн ам ени , р а ­ ботница норковой фермы М. П. Б а з л о в а — орденом « З н ак Почета» . Восемь р а ­ ботниц н а гр аж д е ны зн аком . «П обедитель соревнования» 1973 года» , сорона ш е с ти ' рабочим совхо за п р и с у щ е й вымпел «Лучший , по про ­ фессии» и вручены ценные подарки . В н астоящ ее время т р у ­ женики совхоза во всех ш колах и сем и н а р ах , на производственных уч астках и зучаю т О б р ащ ен и е е Ц К , КПСС к партии , к советско ­ му н ароду н П остановлени е Ц К КПСС , С овета М инистров ССС Р , ВЦ СП С н Ц К ВЛКСМ о Всесоюзном с о ­ циалистическом со р евн о в а ­ нии работников сельско го , х о зяй ств а з а увеличение производства н заго товок продуктов з ем л ед е ли я и ж и - ; вотноводства в 1974 году. • Н а общ есовхозном рабо - ' чем собрании звероводы , . м еханизаторы , живоТново-. . ды и полеводы з а я ви л и о своей решимости прилож и ть все усилия и творческий по- иск к тому , чтобы досрочно , к 20 д е к а б р я 1974 года, справи ться с з ад а ч ам и , с то ­ ящими в четвертом го д у .л я - . . . тилетки , обсудили и приняли встречный план , в кото ­ ром особое вним ани е о б р а ­ щено на и спользовани е ре-. ■зервов и возможностей у в е ­ личения прои зводи тел ьно ­ сти тр уд а , повыш ения к а ч е ­ ства продукции . Впереди — новые з ад а ч и л - . З а к р е п л я я накопленный опыт, мы будем д а л ьш е с т а ­ р а ть ся вести эту работу о р ­ гани зованно , на высоком идейном уровн е , в тесной связи с жизнью , с п р ак ти ­ кой. Н. РУСАКОВА, секретарь парткома совхоза «Белоярский», Г а зе та у ж е сообщ ала о том , что в район е состоя ­ л а с ь м етодическая конф еренция пропаганди стов на тему «П едагогические и психологические основы п ар ­ тийной пропаганды» . С. д о к л ад ом выступил зам ести тел ь заведующ его Д ом ом политпросвещ ения обком а КПСС В. С. Вяткин. Сердцевиной всей партийно -воспи тательной работы явл я е т с я ф ормирование у широчайших масс тр у д я ­ щихся коммунистического м и рово ззрения , воспитание их на идеях м аркси зм а -л енини зм а . Об этом говорил Л . И. Б р еж н е в на XXIV съ е зд е КПСС , в этом з ад ач а партийной п роп а ганды .. Ее эфф ективное реш ение зави си т от р яд а ф акторов , в том нисле и от зн ания и понимания пропагандистом психологии слуш ател я , в частности , психологических законом ерностей усвоения научных знаний , п р ев р ащ е ­ ния этих знаний в уб еж д ени я личности . Но тр ебую тся зн ания не только психологии; С овер ­ ш енствование методики проп а ганды непосредственно с в я зан о с педагогической наукой . О; ной из важ н ейш их частей педагогической науки я в л я е с я дид ак ти к а . Зн ани я таких дидактических припмпов , к а к доступность, н аглядность , научность о б у ч е т я , его систематичность, последовательность , инди вауальны й подход в процессе обучения, всесторонность влияния на слуш а тел я — не только на его ум, н<( и на чувства ,— необходимы каж д ом у п р о п а г а н ­ дисту] чтобы наилучшим образом во здействовать на ауди’тЬрию. Психология помогает пропагандисту понять, к ак пролсюднт восприятие человеком знаний , понимание и осмысление нх, каким зак он ам подчиняется д е я т е л ь ­ ность памяти и мышления, каков механизм п р ев р ащ е ­ ния наний в уб еж д ени я и формирования научного мировоззрения. П еда го ги ка , о сновы ваясь на этих з ц ; коном арностях, д а е т наиболее эфф ективны е методы и ср ек тв а влияния на слуш ателей . Та шм обр азом , з аб о т а о повышении идейного •|УРОВН!, об эффективности партийной пропаганды ло- В. И. Ленин считал п едаго гику в аж н ейш им элемен / |ичесп ; npiA jM iT к пониманию того, что успеха мож ет том партийной работы . «В политической д еятельно - ^ о б и т ся лгаГь тот пропаганди ст , который вооружен сти... п ар тии ,— писал он ,— в се гд а есть и будет извест- не то. ько общ етеоретическими и специальными , но ный элем ен т педагогики» . также педагогическими и психологическими зн аниями ; Внимание каждому слушателю Уже несколько лет в нашей школе работают клубы «Глобус», «Прометей», «Радуга». В них занимаются ученики н, надо сказать, с большим интересом. В теоретическом семинаре ио произведениям В. И. Ленина, теории научного коммунизма в текущем учебном, году учителя школы самостоятельно изучают работу «Детская болезнь «левизны» в коммунизме». Теоретическая подготовка слушателей семинара, их жизненный опыт требуют от пропагандиста не только знаний, но Ф умения передавать эти знания возможно более убедительно. . В. И. Ленин характеризовал умелую работу пропагандиста как искусство «...сделать известную истину для данной аудитории 1) возможно более убедительной, 2) возможно легче усвояемой и 3) возможно нагляднее и тверже запечатлеваемой». Познавательный процесс предлагает несколько взаимосвязанных сторон; первичное ознакомление с материалом, его осмысление, закрепление и практическое применение полученных знаний. £- Из этого следует, что задача пропагандиста —- еще н в умении владеть разнообразными приемами, средствами, методами в своей работе. Важной -формой общения с аудиторией является рассказ. Еак правило, изучение новой темы у нас начинается е рассказа пропагандиста. Излагаются теоретические положения, сообщается фактический материал, статистические данные, анализируются, обобщаются факты, явления, делаются выводы. Большое внимание на занятии Уделяем созданию обстановки, располагающей к беседе, к обмену мыслями, к товарищеским спорам, вызывающим желание обсудить неявные вопросы и прийти к правильному (решению. Наша задача — вызвать на разговор слушателей, в&йтн завязку беседы, заинтересовать аудиторию. Например, на .одном из занятий, где речь шла/ об отношении буржуазии к молодому Советскому государству, утверждавшей, что болыпевики-де умеют только разрушать, а создать они ничего не смогут, я зачитал письмо английского капиталиста Уркварта. Он просил Советское правительство в 1927 году предоставить ему концессии. «Не дадите ли мне,— писал Уркварт, — возможность поковыряться в Киргизской степи около Балхаша и дальше? Раньше, чем через 50, а может быть и 100 лет вы этими местами не займетесь, а я поищу и, может быть, что-нибудь найду». Что можно ответить сейчас этому писаке? Не через 50 лет, а уже через год, в 1928 году, советские геологи открыли около озера Балхаш крупное месторождение меди, а еще через несколько лет здесь был построен мощный Балхашский медепла в и л ь н ы й завод. Вот вокруг этого факта мы и завязали интересный разговор. Очень много приходится работать со слушателями, которые редко выступают, одни — стесняются, другие — не чувствуют себя подготовленными. Таким слушателям даем индивидуальное задание и обязательно приглашаем выступить хотя бы с небольшим добавлением. Слушатели бывают очень довольны, если беседы превращают’' cj в откровенные товарищеские дккуссии. Это заставляет ак- тшо думать, учит умению рассылать, отстаивать свои убежД1НИЯ. важнейший метод овладения знниями — самостоятельная равна над книгой. При самостоятельном чтении у ттрищей могут встретиться те и-и иные трудности: непонятны нгкоторые определения,, трудно удвоить содержание статьи. Дро- iK*андисту надо это предусмотреть и обязательно разъяснить вер, чтХ непонятно. Рекомендую слушателям делать некоторые записи для памяти в виде плана, тф!сов, конспекта. Чаще останав- ;|)заемся на тезисах. важным местом в работе на семинаре и при самостоятельном качении теории является анализ и обобщение фактов. Как писал В. И. Ленин, (...чтобы каждое теоретическое положение рассматривалось а) исторически; б) лишь в связи с жизнью; лишь в связи с конкретным опытом истории». В. БЕТЕНЕК0В, руководитель теоретического семищра Мошковсной средней оШОЛЫ. И. Ф. Плохих руководит теоретическим семинаром в Сокур- ской средней шноле. Ежемесячно собираются на занятия слушатели семинара по проблеме «Формирование нового человека-— одна из главных задач коммунистического строительства». Темы и вопросы для каждого очередного занятия даются заранее. Все учителя имеют возможность ознакомиться с вопросами, найти нужную литературу (чаще всего эту литературу предлагает руководитель теоретического семинара). Изучаемый по теме материал учителя конспектируют, принимают активное участие в проведении занятий. Особенно это можно сказать о таних слушателях, как Н. П. Ночубей, Г. А. Родина, Ю. И. Благинин, Н% А. Антонюк, В. А. Плохих, Н. С. Шик. Все учителя стремятся приобщить теоретический материал к практической жизни школы, класса, к работе с родителями. С этой целью изучали педагогическое наследие Н. К. Нрупской. A. С. Макаренко. Слушатели убедились, что теоретический семинар имеет большое значение в деле усовершенствования педагогического мастерства (через пропаганду педагогических статей), роста политической зрелости (учителя постоянно изучают труды B. И. Ленина, документы партии и правительства). Растет личная ответственность каждого члена коллектива за выполнение своего долга. 3. МИТИНА, секретарь парторганизации. ЭЛЕМЕНТЫ ПЕДАГОГИКИ— В ПРАКТИКУ РАБОТЫ I ! \ \ * * \ t * t ( t t t t * * f * t t В. И. Ленин предавал исключительное значение знанию психологии людей, без чего не мыслима плодотворная воспитатель пая работа с ними. «К массам, — подчеркивал он, — надо научиться подходить особенно терпеливо и осторожно, чтобы уметь понять особенности, своеобразные черты психологии... этой массы». Внесшие элемента педагогики в пропагандистскую работу означает, что при подготовке и проведении политических занятий необходимо постоянно руководствоваться принципами коммунистического воспитания, соблюдать основные педагогические требования. Глубокое и ясное понимаете пропагандистами основной цели воспитания, постоянное стремление к ее осуществлению обеспе^ чивают правильное направление пропагандистской работы, повышение ее идейно-политического уровня. Отсутствие такой работы приводит к Просчетам. Реализация принципа идейности и целеустремленности воспитания предполагает также усиление борьбы с проявлениями буржуазной идеологии, аполитичности. В советскую педагогику, в практику (воспитательной работы прочно вошел ленинский принцип тесной связи воспитания с жизнью, с активным участием всех членов общества в коммунистическом строительстве. Жизнь социа.ти:тического общества, активная борьба за коммунизм открывают неисчерпаемые возможности для марксистско- ленинского .воспитания. Нужно стремиться к тому, чтобы изучение марксистско-ленинской теории оказывало на трудовую деятельность людей существенное -влияние. Повышению действенности партийной учебы способствует умелое применение практических заданий. Здесь, прежде всего, нужно поставить цель и уяснить значение этого задания. Если за. нягис сводится к практицизму, то это уводит слушателей от темы, нет теоретических выводов и обобщений. В пропагандистской работе следует опираться и на такой принцип коммунистического воспитания, как воспитание в коллективе. В Программе КПСС указывается, что коммунистическое общество будет состоять из самоуправляющихся ассоциаций. Зародышем таких ассоциаций являются в известном смысле трудсвы», учебные и другие коллективы. Задача пропагандиста заключается в том, чтобы силой слова, убеждения формировать такие коллективы. В организации политического просвещения необходимо руко. водсгвоваться и таким принципом, как систематичность и последовательность процесса обучения и воспитания. Далее, преемственность воспитательной работы школы, учебного коллектива с коллективами, производящими материальные блага. В пропагандистской работе надо соблюдать и такой педагогический принцип, как изучение и учет индивидуальных особенностей слушателей. Доступность или посильность изучаемого материала — важное условие успешной учебы. Идет постоянное усложнение материала: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого н далекому. Педагогические принципы надо применять в пропагандистской работе творчески, сознательно, а не механически. Важно учитывать возраст слушателей, их место в производственном коллективе. Лишь при соблюдении этих принципов можно обеспечить научный подход к постановке партийного просвещения. И. ПЛОХИХ. НАН РАЗВИВАТЬ ИНТЕРЕС Главный агроном совхоза «Барлакский» Н. А. Галузин, один из лучших пропагандистов района, накопил богатый опыт работы с людьми. Сегодня он рассказывает о работе пропагандиста по формированию интереса у слушателей к политзанятиям. Эти уровни разжигая интересов даны не раз и навсегда, они достаточно гибки и динамичны. При правильной организации политической учебы менее глубокий интерес к ней превращается в устойчивый. Вместе с этим растет сам человек, расширяется его культурный кругозор, пополняется идейный багаж. Пропагандисту, призванному формировать и развивать в людях устойчивый интерес к изучению революционной теории, все это необходимо хорошо знать. Однако надо иметь ввиду, что в политических школах системы партийной учебы занимаются, как пра. вило, люди, уже имеющие сложившиеся интересы. Поэтому формирование новых интересов, относящихся к самим изучаемым предметам, нередко связано с перестройкой уже имеющихся интересов. А. это — дело нелегкое, оно требует систематической целенаправленной деятельно с т л пропагандиста. Задача пропагандиста состоит в том, чтобы постоянно, при помощи различных педагогических, методических средств и приемов создавать условия, вызывающие живой интерес слушателей. И нтерес как форма проявления познавательной потребности имеет важнейшее значение при выполнении человеком любой работы. При наличии интереса к партийной учебе зна ния уев айв т- ются легче, основательнее, прочнее. И наоборот, гари отсутствии его учебный материал дается с трудом, усваивается формально, быстро забывается/ Вот почему пропагандисту важно знать основные свойства интереса, уметь использовать педагогические средства, способствующие формировавшие и развитию у слушателей интереса к изучению марксистско-ленинской теории. Слушателям системы партийно, го образования, бесспорно, присущ интерес к общественно-политической жизни. Однако степень развития интереса у людей неодинакова. Одни довольствуются простой информацией о событиях внутренней и внешнеполитической жизни страны; другие проявляют активный интерес, пытаются самостоятельно разобраться в событиях и явлениях, исходя из своих знаний и опыта; третьи стремятся глубоко понять ход и перспективы общественного процесса рошо понимали, какой смысл имеет для них изучение той или иной проблемы, нужно, прежде всего, чтобы пропагандист сам отчетливо понимал этот смысл, мог более конкретно и доходчиво преподнести материал слушателям. Если они хорошо понимают значение и смысл учебы, у ’ них, естественно, появится и интерес к знаниям. Важное условие возбуждения интереса — новизна как в содержании изучаемых вопросов, так и в самом подходе к их рассмотрению. Ко всему новому, пусть даже и связанному с уже иэвест. ньгм, но расширяющему и углу '', ляющему его, люди всегда относятся с большим интересом. Большое влияние на формирование интереса слушателей оказывают интересы руководителя занятий. Это вызывает у Людей стремление следовать примеру пропагандиста, что является немаловажным стимулом формирования устойчивого интереса к политической учебе. Важную роль в развитии интереса слушателей играет оценка их знаний и успехи в усвоении пройденного материала. Изучая основы советского законодательства, приходится часто прибегать к п р а к т и ч е с к и м заданиям слушателям. И особенно изучая основы трудового з а . конодательства. В этом случае они полнее понимают отдельные статьи закона применительно к условиям труда в совхозе. Рассмотренные условия формирования познавательного интерг са обеспечивают осмысленный сознательный подход к учебе я сети политпросвещения. Каждое интересно проведенное занятие оставляет глубокий след в сознании и чувствах слушателей, влияет на формирование у них устойчивого интереса к марксистско-ленинскому образованию. Н. ГАЛУЗИН, пропагандист начальной политшколы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2