i.19 февраля 1974 г., № 22 (3272)1 ПРЕ ДА СВОЕЙ Задание редакции обещало нам встречу с новыми людьми, знакомство с их трудовыми биографиями. Семь километров, и мы почти у цели. Окрестности, исхоженные наго раз, березовые колки, прозрачные и лепкне, припорошенные инеем, старый пруд — места,# знакомые с детства. Дером ведет в гору. При въезде в поселок Гарный обращают на себя внимание ряды корпусов производственных помещений. Чуть дальше — контора фермы № 2 совхоза «Мошкавский». Управляющий Николай Кондратье- вич Мерц познакомил нас, пока заочно, с животноводами и механизаторами и взволнован, но затоварил о привлечении .молодежи к сельскому труд/ —- одной из ■главных проблем на селе. ► Решигг ее строительство жилья, благоустройство деревни, или реконструкция производства? Скорее всего, и то и другое, и третье. А прежде всего, нужно начать с механизации трудоемких процессов: организации мобильной разда. чн кормов, механической уборки помещений. Обговорив .ряд нужных для нас вопросов, мы попрощались и отправились на ферму. Широкая, обкатанная дорога. Мороз, чуть поскрипывает под ногами снег. А внутри коров, ника тепло и спокойно. Кое- где красный флажок — знак v мастерства той или иной доярки. Первая группа коров А. Ф. Плясовой. 30 центнеров на од ну фуражную корову надоила «на в 1973 году. Николай Григорьевич Чепиков, зоотехник, рассказывает, что Анастасию Федоровну год назад проводили на пенсию, но не смогла она усидеть дома, вернулась на ферму. Мы застали ее за мойкой фдяг. По-крестьянски низко [(связанная платком, она привлекала своей удивительной простотой. Редко бывает, чтобы так сразу разговорился человек, будто с близким. — Трудно ли работать? — спрашиваем мы. нность РАБОТЕ МОШКОВСКАЯ новь Ш К О Л А МА С Т Е Р С Т В А ТРЕХТЫСЯЧНИЦ — Что сейчас не .работать,— неспешно отвечает она,—Рань- ше-то мы коров руками доили. Рученьки, бывало, опухали. 3 войну, зимой,-коров поить гоняли к проруби, летом сено сами им косили, да еще лен дергали... От слов Федоровны, как зо . пут ее все в бригаде, веет житейской .мудростью человека, много попытавшего на своем’ веку. — Переехали мы сюда семь ' лет назад. Пришла на ферму. «Вот тебе, Илясова, группа». — говорит бригадир.— С тех пор и работаю. Поначалу нр- привычно было... Тепло, работаю в халате. Автодойка! Коров после нее додаиваю — без этого нельзя... Чинно присела она на лавку, рассказывает о своей судьбе, о детях, а я думаю: сколько в ней материнской доброты. Нс случайно на вопрос о возможности другой работы она ответила: «Я бы даже нянечкой в детсад пошла...» Выросла! дети. Младший, Коля, работает скотникам вместе с нею на ферме. Учится в вечерней школе. Коля, или скорее Николай Максимович, (как положено называть чело, века труда) — застенчивый, симпатичный паренек. — Ну как, Николай, пойдешь в дояры? — задает вопрос зоотехник и поясняет: — Мы ему эту дойность с управляющим .предлагаем. ’ # — Д что? — живо откликается Илясова. — Он с детства •мне помогает. Бывало, заболею — ‘он и подменит. Все, как надо, сделает. Подход у него к животные! есть, признают они его. Сын омущенио улыбается. Мать, прожившая большую жизнь, и сын, только начинающий трудовую биографию, рядрм. Есть чему поучиться у , этой женщины. И не только мастерству, а и жизненной стойкости, — Люблю коров, — оветло улыбается она. — Пока душа горит... пока могу.., — и заду, мываетея. Улыбка прячется п уголках губ, молодо оинеюг глаза. Хочется верить, что все сложится хорошо в дальйей- шей судьбе .Анастасии Федоровны, старейшей, опытной доярки. Об ее коллегах по бригаде Р. Г. Стегасовой, Н. И. Са- лондо, В. Е. Крашнленко мы знали, что за третий год девятой пятилетки они надоили на одну фуражную корову соответственно 3687 килограммов, 3428, 3526 килограммов. Встретиться тогда удалось только с Р. Г. Стегасовой и Н. И. Салондо. Преодолев смущение, она постепенно разговорил и о о. Сначала о семье, о детях. У Нелля! Ивановны их ' трос, старший в седьмом, младший пошел во второй класс. При., ходитоя успевать работать по дому н на ферме. Сказывйется привычка к труду. Семнадцать лет в колхозе, два года на второй ферме совхоза «Мош- ковский» трудится она. ■На вопрос «в чем секрет мастерства» — у обеих доя» рок общее мнение: — Секретов нет... Коров знать надо. Одна любит ласковое слово, другой кусок хлеба перед дойкой даешь, а на иную прикрикнешь. Глазное — это уход и кормление,.. Не видят наши собеседницы ничего героического в своей работе. — Мы, как и все,— говорят они. Раиса Григорьевна говорит о себе ‘ скупо. Рядом с нами сидит ее сын, ко-, торый тоже работает на ферме, молча слушает наш разговор и, (наверное, в душе гордится своей .матерью. — Трудности есть в работе’' — Работа есть работа. Все бывает. Летам легче, на авто- дойку возят. Пора нам заводить свое племенное стадо. Что объединяет этих женщин? Общий труд, натруженные руки. И еще есть много общего у Анастасии Федорович, Раисы Григорьевны, Нелли Ивановны помимо дела. Они доброжелательны и симпатичны каким-то внутренним бла. „ городством. Выбывает глубокое уважение безраздельная преданность своей работе. Л. ГОРЕЛИКОВА. КАДРЫ ДЛЯ СЕЛА Л&делия и животноводства — вот боевая задача сельской молодежи». Мы в течение ряда лет изучали вопрос, могут ли учащиеся старших классов сельских средних школ получать специальность механизатора, и пришли к выводу, что могут, при разумном сочетании уроков общеобразователь н ы х предметов, факультативных занятий, трудового обучения ч хорошей постановки работы ученических бригад. Мы предложили анкету уча- [ щимся 10-х классов в ряде школ с целью выяснения эффективности трудового обучения. В ней были следующие вопросы: 1. Специальность, по которой ты проходишь производственное обучение. Твое мнение о ней. > 2. Летняя практика: твое мнение о ней. 3. Какие были трудности первых дней на практике; как они преодолевались? 4. Твое мнение о летнем лагере; что понравилось, почему? Что не поправилось и почему? 5. Кем бы ты хотел стать после учебы в школе, куда пойдешь учиться дальше? 6 . .Если планируешь идти на работу, то куда) Как ты готовишься к работе? Нами проанализировано 534 анкеты выпускников по различным направлениям трудового обучения. В ответах большинство положительных отзывов об обучении, в частности, по профилю механизаторов. Многие предполагают работать в овоих колхозах и совхозах или учиться в сельскохозяйственных учебных заведениях. Степень интереса к технике, а, стало быть, и к профессии механизаторов зависит от организации летней практики учащихся. Если в школе имеется ученическая бригада л ребята работают в ней на тракторах и друтгих сельхозмашинах, это, естественно, имеет большое производственное и воспитательное значение. И плохо, если они на практике не соприкасаются или мало соприкасаются с техникой. Все это убеждает нас в там, что во всех школах, где готовят трактористов, должны быть ученические бригады с закрепленными за ними земельными площадями, на которых учащиеся проводили бы весь цикл сельхозработ, используя сельскохозяйственную технику. Только при этом условии трудовое обучение будущих механизаторов будет эффективным. Наши наблюдения, анкетирование, беседы с учителями и учащимися в школах отмечают большой интерес к изучению техники. И это особенно заметно, если изучение техники начато с младших классов. 'Как организовать процесс подготовки механизаторов, начиная с 7 класса? Где брать дополнительное время? Как 'сочетать учебные занятия с весенними и осенними работами в поле? Помимо ученических бригад, имеется еще много форм привлечения учащихся к производительному. труду: школьные мастерские и лесничества, помощь колхозам и совхозам в уборке урожая, озеленение и благоустройство, сбор металлолома, разведение домашней птицы и кроликов И Т. X В. И. Ленин указывал, что молодое поколение, которое «будет жить в коммунистическом обществе, должно все задачи своего учения сгайить так, чтобы каждый день в лю бой деревне, в любом городе молодежь решала практически ту или иную задачу общего труда, пускай самую маленькую, пускай .самую простую». Можно дать примерную сиМария Антоновна БРЕННО Приступая к вечерней дойке, Мария Антоновна наладила доильный аппарат и присела на скамеечку у коровы. Тугие'струи бьют в подойник. Пахнет теплым парным молоком. Когда стоишь рядом и смотришь на работу доярки, то ловишь себ^ на мысли об ее увлеченности своей профессией. Без лишних движении, со знанием дела, уверенно выдаивает она корову. Кстати, об увлеченности. Мария- Антоновна Бренно опытная доярка и не первый год в числе передовых по ферме. Да что по форме — и по совхозу занимает одно из первых мест по надою молока. Так вот, первое увлечение работой доярки пришло к Марии Антоновне в шестнадцать лет. Мамаее в то время работала подменной дояркой, и Марийка частенько прибегала на ферму. Порогу присядет на корточки и смотрит,, потом дотронется до плечаишепчет: — Мам, дай я подою? Мать охотно уступала, и Марийка, радостно вздохнув, начинала доить. Причем, неумело, но мать подбадривала, и это придавало больше смелости. Мария Антоновна с улыбкой вспоминает те годы: — И мама, и папа, и сестра работали в животноводстве. Вот и я увлеклась работой доярки. По итогам работы за 1973 год она заняла первое место среди доярок совхоза и перешагнула трехтысячный рубеж по надою молока. Ударник коммунистического труда, замечательная труженица так и сказала: — В этом, определяющем году от своей группы коров надою молока больше, чем надоила за прошлый год. Олова МарииАнтоновны не разойдутся с делом. У нее есть ®се возможности достичь такого показателя. Вспоминается день, когда в совхозном клубе чествовали передовиков производства. На сцену поднялась стройная и красивая молодая женщина. Председатель рабочкома вручил ей диплом «Золотые руки», а сидящие в зале долго аплодировали в знак уважения и признательности. Таким, как доярка Мария Антоновна Бренно, честь я слава и общее уважение коллектива за ударный труд и коммунистическое отношение к делу. Г, ДМИТРИЕВ# Совхоз «Большевик». ХОРОШИЙ ПОДАРОК труженикам фермы № 3 совхоза «Мошковский» готовят совхозные строители и работники райпо: скоро приветливо раскроет двери новый магазин смешанных товаров на 4 рабочих места в с. Красногорское; Уже подготовлено помещение. Сейчас завозятся оборудование. К началу весенних полевых работ магазин вступит в строй, стему и схему организация трудового обучения в сельской школе. В основу положены следующие принципы: а) организация трудового обучения должна быть высоко эффективной в воспитательном отношении; б ) учебный и производительный труд должны выступить по взаимосвязи; ®) система должна обеспечивать выполнение социальн > го заказа государства — подготовку мехамизато,росих и животноводческих кадров "'для сельского хозяйства. Система имеет два раздела: учебно-практические занятия в шщоле- и летний труд учащихся. 1—3 классы — уроки труда в классе согласно программы по 2 часа в неделю. Учащиеся IV класса занимаются в мастерских по обработке древесины, в среднем одну четверть. Столько же отводится и в V классе. Учитывая, что в старших классах главное внимание будет уделено изучению сельскохозяйственных машин и орудий, в VI, VII, VIII классах занятия в мастерских посвящены обработке металла, чтобы учащиеся получили умения и навыки слесарного и токарного дела. На это отводится а среднем по одной четверти в год. Придавая важное значение подготовке учащихся по элекг- 1ротехнике, изучение электромонтажного дела начинается IV класса. В VII оно приобре тает характер электромоитаН' ных работ, в VIII — изучено! электротехники. Продолжг тельность этих занятий в срез нем по одной четверти в го; В результате их учащиеся пс лучают необходимый миииму знаний по электротехнике, бе которого невозможно ра|ботат в современном производстве. В IV—VI классах учащнес в течение I и IV четверте занимаются сельскохозяйст венным трудом на прошисоль ном учебно-опытном участке Эти занятия получат необхз димое продолжение и развита в летний период, когда при школьный участок стане главным объектом труда опытничества учащихся IV - VI классов. Ознакомление с сельхозтех никой начинается с VI клач са, на что отводится 8 часов год. Начиная с 7 класса, программа занятий мальчиков девочек дифференцируется н раздельное обучение. Учить вая основную роль трудово подготовки мальчиков, в VI классе для них отводится 3 часов в год на изучение сель хозтехники и трактора, в VII классе— 70 часов, в IX —- 8 часов. Ставится цель —- чтоб] к концу обучения в 9-м класс юноши могли сдать экзамен! на права тракториста н в лет (Окончание на 4 стр.).
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2