Мошковская новь, 1974, № 022

c / i / M - <* l - f c - y £ i- C 't. ' c и / > 4. 't- г <■'-■• Пролетарии всех стран, соединяйтесь! moшкиве О Р ГА Н М О Ш К О В С К О Г О Р А Й О Н Н О Г О К О М И Т Е Т А К П С С И Р А Й О Н Н О Г О СОВЕТА Д Е П У Т А Т О В Т Р У Д Я Щ И Х С Я Н О В О С И Б И Р С К О Й О Б Л А С Т И Газета основана в I933 году .' № 22 (3272) В Т О Р Н И К , I9 февраля 1974 г. Цена 2 коп. Опре дел я ющему году— высоние темпы, отличное начество работ! Задания на 150—200 процентов Четвертый, определяющий. Он каждым человеком будет ^отмеченчем-то своим, важным, особенным. Такое событие уже произошло в жизни рабочего Ояшинспого ремонтно-механического завода Владимира Васильевича Лапшина. Он стал кандидатом в членыКПСС. На бюрорайкома партии, где утверждалось решение парторганизации о приеме, Владимир Васильевич поделился планами и обязательствами на этот год. Ош таковы: — Я — элентросвар щ и к . Как и многие рабочие нашего завода, принял личные встречные планы. Обязуюсь регулярно задания выполнять с отличным начеством на 150 — 200 процентов. На социалистическое соревнование вызываю Анатолия Ивановича Викторова. Он тоже электрогазосварщик, хорошо справляется со своими обязанностями. Начатоэ же соревнование между нами еще более поднимет производительность труда, повысит его результаты. Н этому мы все и стремимся. В. ЛАПШИН, элентрогазосварщин Оя- шинсного ремонтно-механического завода. П е р в е н с т в о о п р е д е л е н о При подведении итогов по выполнению условии социалистического соревнования между мастерскими, у ча стка ми, бригадами и механизаторами в Мошковской межколхозной строительной организации за январь первые места заняли строительный участок мастера Н. Ф. Уланова и бригада А. А. Пятинок, которая строит интернат в п. Ташара. Бригада выполнила квартальное задание на 39 процентов. Среди механизаторов и шоферов по вывозке строительных материалов первое место занял шоферМ. П. Ледовпщх. В январе он вывез 147 тонн ' груза. Сейчас соревнование разгорается е новойсилой. А. ПАШНОВСКИЙ, председатель местного комитета MC0. Хорошее начало Коллектив ЖИВОТНОВОД IB совхоза «Зеркальный» начал новый под с (хорошими трудовыми результатами. За январь среднесуточные ' (привесы молодняка крупного .рогатого окота у скотников А. В. Яку- беико и А. П. Вихрова составили по 985 граммов. У телятниц Н. А. Загрековой и Т. П. Аксененко — по 765 граммов. Хорошие результаты и по надоям молока. За январь е среднем по совхозу надои со. ставили на фуражную юорову по 269 килограммов. Это на 124 килограмма больше по сравнению с этим же периодом прошлого года. Познакомиться с работой животноводов совхоза приехали специалисты, скотники, доярки из соседнего колхоза «Союз строителей». Об этой взаимопроверке и пойдет речь. Уход за новорожденными Осмотр начали с профилактория. За последнее время здесь полностью сохраняются все животные. Этому епособ- ству эт теплое .помещение, обогреваемое калорифером, обильная подстилка соломы, чистота содержания, заботливый уход. Для новорожденных телят используют сено второго укоса, так как оно лучшего качества. Хозяйки профилактория, телятницы Т. В. Гефт и А. С. Шеяжкова, .много лет работают в животноводстве. Добросовестное отношение к своим обязанностям, любовь к жи. вотнчм помогают им получать среднесуточные привесы по 631 грамма. Телятницы соблюдают рацион кормления животных, режим дня, с особым вниманием относятся к заболевши м телятам. В таких случаях поят отварами, чаем. Кстати, Т. В. Гефт и А. С. Шеянкова вами косят, заготавливают лечебные травы —тысячелистник, листья смородины и т. д. Главный ветврач Власенко не только контролирует работу телятниц, но н .помогает им. Постоянно следит за животными и ветеринарный фельдшер А. С. Симоненко. За счет чего растут надои Хорошо работают доярки Л. В. Курилова, Ю. И. Шеянкова, Л. П. Гайдукова, Л. Л. Безносова. За январь каждая из них надоила свыше 320 килограммов молока на одну фуражную корову. Помогает в работе большой опыт. Ю. И. Шеяикова трудится дояркой уже 15 лет. Сейчас она надаивает ежедневно по 11 килограммов на фуражную корову. На 1974 тод .взяла социалистическое обязательство получить по 2700 килограммов молока. Такое же обязательство взяли и другие передовые доярки. За его выполнение стали бороться с первых же дней этого года. Л. В. Курилова за январь надоила на фуражную корову 354 килограмма молока. Л. П. Гайдукова работает 14 лет. Сейчас она надаивает ежедневно по 11 с половиной кн.тогрммов .молока на корову. Заботливо относясь к животным, она особое внимание уделяет рациону кормления. Сухостойным коровам дает в сутки по 2 килограмма концентратов, дойным прибавляет 200 граммов на килограмм молока. Она подкармливает коров и рыбьим жиром. В совхозе по-настоящему з а ­ нимаются раздоем. И в зависимости от надоев регулируют рацион кормления концентратами. В рацион кормления коров постоянно вводят моно- кальций фосфат. Это в большей степени компенсирует недостачу питательных веществ в юомах. В комплекс раздоя входит и обязательное трехкратное доение коров. И Т О Г И ВЗАИМОПРОВЕРОК Увеличению надоев способствует ,и хорошо организованное социалистическое соревнование, итоги которого подводятся ежемесячно. Победители поощряются не только «морально, но и материально. В борьбе за качество С первых дней этого года ведется большая работа по повышению качества молока. Ежемесячно один раз в неделю проводится санитарный день. Проводят уборку помещения, его дезинфекцию, полностью разбирают и промывают доильные аппараты. Три раза в (месяц устраивают контрольные дойки с определением жира и кислотности з молоке от каждой группы коров. Ежедневно в группе каждой доярки проверяется надоенное молоко на чистоту. В хозяйстве перешли на оплату труда дояркам и скотникам в зависимости от жирности молока. Если доярка содержит доильный аппарат, цедилку н т. д. в антисанитарном состоянии, то ее лишают премиальных. Так, по этой причине за третий квартал 1973 года не .получили премии М. Наврос, М. Трубаче®а, А. Федорова, В. Кулешова. Н. -Слашинская. В четверто .я квартале санитарное состояние улучшилось. В совхозе не бывает кислого молока. Чтобы молоко охлаждалось, s чане, куда оно помещается и в зимнее время, есть лед с водой. Да и долго не задерживают здесь фляги. После утренней дойки их сразу же увозят на Ояшинаки.г молочный завод. После дневной дойки молоко охлаждаю? и увозят вечерам. За наличием льда постоянно следит учетчик. Летом количество льда увеличивают. Сейчас заготавливают лед для охлаждения мЛюка в летний период. Валентина Александровна ^ л * * * * * * » ^ Шмидт, доярка Томиловскою отделения совхоза «Восход», за |Г прошедший год надоила по 3115 килограммов молока от каждой коровы. В определяющем году она не снижает взятых трудовых темпов. Сейчас ежесуточно получает or каждой фуражной коровы более 10 килограммов молока. На снимке: В. А. ШМИДТ. Фото И. Ерохина. ] \ ;; лее L: Будущее животноводства -Просторное, только что выстроенное .животноводческое помещение. В нем уже готовы «летки для новорожденных телят, проведено водяное отопление. Пока в помещении содержат нетелей. — Здесь место для .концентратов, здесь будет изолятор, — поясняет директор совхоза Е. В. Назаров, рассказывая с будущем профилактория. В строительстве заложены большие -перспективы. Теплые, просторные помещения, полностью механизированные, дадут воз’- можность лучше содержать , животных и увеличить производительность труда. Хорошая перспектива есть и по -выращиванию молодняка :i сдаче государству мяса. Ежемесячно, в зависимости от живого веса и .рациона кормления, доводятся задания по -привесу, и под-водятся итоги его выполнения. Все это позволяет получать еще больше молока, мяса, сдавать продукцию лучшего качества, с меньшими затратами. ю. к у зю т ч е в, главный зоотехник управ- - ления сельского хозяйства райисполкома; Е. ПЕЧЕНКИНА, сотрудник редакции. Мастера искусств Новосибирска — труженикам села 19—20 февраля 1974 года д Мошковском районе -работает поезд искусств, в котором пять, концертных бригад. В их составе артисты Новосибирского академического театра оперы и балета, актеры театра «Красный факел», студенты консерватор™, учащиеся музыкального училища, эстрадный ансамбль «Эхо» Новосибирской государственной филармонии, оркестр народных инструментов под уд. -равнением Заволошных. В работе поезда принимает участие композитор Чесноков К. Г. Концерты состоятся в Кайлах, Оокуре, Смоленке, Ояше, Широком Яре, Красногорском, Обском, Мошкове,' Саранулке, Октябрьском. В составе поезда находятся четыре выставки: Андреев «Ле- шгниана» (выставка репродукций . художника Андреева с его работ о Ленине); выставка репродукций с картин Рериха; выставка книг «Творчество сибирских писателей»; творчество художников Малышева, Могонидова. Г

2 МОШКОВСКАЯ НОВЬ февраля 1974 г., № 22 (3272)1=1= = Ин ф о р м а ц и я по району Прошло очередное занятие в школе партийно-хозяйственного актива района. Была прослушана лекция «Основы законодательства об организации борьбы с преступностью и охране правопорядка», с которой выступил прокурор района, юрист 1 класса В. И. Борисенко. Состоялась защита рефератов по изученной на январском занятии теме «XXIV съезд КПСС об основных задачах экономической политики партии на современном этапе». Заслуживает внимания реферат главного экономиста совхоза «Барлакский» В. И. Бурматова, осветившего вопрос: «Основной экономичесний закон социализма и экономическая политика КПСС». Оживленно, интересно прошлообсуждение реферата секретаря парткома совхоза «Белоярский» II. Т. Русаковой по вопросу: «Ленинские принципы управления социалистической экономикой и их творческое развитие XXIV съездом КПСС». Существенные добавления были сделаны секретаремпарткома колхоза «Ленинец» Л. С. Гурьяновой. Активное участие в обсуждении реферата приняли главный государственный инспектор инспекции по заготовкам и качеству сельскохозяйственной продукции Г. И. Разгоняева, председатель райкома профсоюза работников сельского хозяйства X. И. Цаан. Занятие продолжалось в секциях секретарей партийных организаций, руководителей промышленных предприятий, руководителей и главных специалистов хозяйств и председателей исполкомов сельских и поселковых Советов. Много добрых дел на счету Ташаринского Дома культуры «Обь». Интересные концерты, работа театра миниатюр, ансамбля — все это привлекает сельчан. А совсем недавно здесь создан совет Дома культуры. В него вошли представители •всех предприятий, организаций и учреждений села. Распределены обязанности между членами совета. На текущий год запланированы лекции на атеистические темы и темы воспитания, вечера чествования передовиков соревнования и ветеранов труда, посвящение в рабочие и многое другое. Большое внимание уделил совет ДК оформлению наглядной агитации. Немалую помощь, большую заботу проявляют о работе Дома культуры дирекция, партбюро и рабочий комитет лесоперевалочного комбината Ns 2. Сельской школе—заботу и внимание! На заседании бюро РК КПСС была одобрена инициатива партийного комитета, администрации, комитета ВЛКСМ совхоза «Большевик», Мотковского сельского Совета и коллектива учителей Большевистской средней школы, которые разработали и утвердили мероприятия по выполнению постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы». Выполнение этих мероприятий предусматривает дальнейшее совершенс т в о в а н и е учебно- воспитального процесса, укрепление учебной производственной базы школы, улучшение условий быта учителей. Намечено в период до 1975 года добиться полИнициатива одобрена ной успеваемости и высокого качества знаний учащихся, ежегодно готовить механизаторские и животноводческие кадры, для чего оборудовать специальные кабинеты, построить площадку с гаражом для сельскохозяйственной техники и теплицу. С 1974 года будет организована работа производственной бригады. В этом году намечено построить два двухквартирных дома для учителей, оборудовать интернат на 20 мест. Средства на строительство и оборудование отпускает совхоз, он же обеспечит столовую продуктами питания. Шефствовать над опытнической работой учащихся, вести производственное обучение будут специалисты хозяйства. Эти и ряд других мероприятий решено осуществлять совместными усилиями партийного комитета, сельского Совета и комсомольской организации. Бюро РК КПСС предложило партийным комитетам и партбюро совхозов и колхозов провести обсуждение данной инициативы совместно с исполкомами сельских Советов и педагогическими коллективами. Разработать свои совместные мероприятия по ныполнению постановления партии и правительства о сельской школе. Дорогие товарищи! На совместном заседании партийного комитета, дирекции, кошстетй ВЛ'КОМ совхоза «Большевик», исполкома Мютковокого сельского Совета депутатов трудящихся и педагогического совета Большевистской оредней школы разработаны и утверждены мероприятия по выполнению постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы». Решено было следующее: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА К. 1976 году коллектив учителей и учащихся должен добиться полной успеваемости и высокого качества знаний. С этой целью нужно продуктивно попользовать каждую минуту урока и время внаклатоных мероприятий. Оборудовать 10 кабинетов: русского языка и литературы, математики, физики, химии, биологии, истории и обществоведения, географии, военного дела, тракторного дела, подготовки мастеров машинного доения, спортивную и географическую площадку, краеведческую комнату. Построить площадку с гаражом для сельскохозяйственной техники. Построить и оборудовать к 1977 году теплицу. Развернуть^ настоящую опытническую работу на пришколь- ном участке и в теплице. Усилить воспитательную работу е учащимися, разнообразить ее формы и методы. Сделать интересными и содержательными внеклассные мероприятия, клубную, спортивную и кружковую работы. Воспитывать учащихся на примере жизни и деятельности /В. И. Ленина, на боевых и трудовых традициях советского народа. При. вивать любовык сельскодюзяйст/вениыш профессиям. Умело попользовать в воспитательной работе шефство классов и производственных коллективов,, иметь ,шефав-н астанинкой из числа передовиков производства совхоза. В течение учебного года вести работу по профориентации. Создать совхозный летний 'пионерский лагерь и детскую опор- тивно-оздоровительную площадку. ПОВЫШЕНИЕ ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО УРОВНЯ ЗМАЩИИ УЧИТЕЛЕЙ В ближайшие 2—3 года всем учителям необходимо пройти курсы переподготовки при Новосибирском институте усовершенствования учителей. Организовать постоянно действующие семинары, 'взаимное обучение, курсовые методические* секции. Систематически работать над еобой — заниматься самообразованием. Учителям, не. имеющим высшего образования, продолжать обучение в пединститутах. ЗАВЕРШЕНИЕ ПЕРЕХОДА КО ВСЕОБЩЕМУ СРЕДНЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ Абсолютное большинство вын'уокников-восьмиклассииков должны продолжать обучение в 9 классе, техникумах или средних про- фесгноиалиио-технических училшцах. Для подготовки специалистов для хозяйства ежегодно направлять иьлгьуакл11 пк<л» школы в соответствующие вузы и техникумы по путевкам совхоза. Ежегодно выполнить закон о всеобуче. Создать посты-всеобуча. Организовать работу учебно-консультационного пункта. Охватить учебой, всю молодежь до 30 лет, не имеющую среднего образования. ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ Создать производственную бригаду. Шефом над ней закрепить Героя Социалистического Труда Т. П. Ивченко. Для организации опытнической работы закрепите- за бригадой агронома Я. Н. Бархатова. Укомплектовать бригаду (по договору на год) сельскохозяйственной техникой, закрепить определенный земельный участок. Создать нормальные условия для труда и отдыха членов бригады Для изучения тракторного дела выделить в 1974 году школе трактор и необходимый прицепной инвентарь, организацию и проведение занятий поручить инженеру Ю. А. Подлинову. Для подготовки мастеров машинного доения ответственным считать инженера В. В. Горлова. Добиться того, чтобы каждый выпускник имел сельскохозяйственную специальность. СВЯЗЬ ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ И ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ Каждый учитель будет политинформаторам, агитатором или лектором. Должен работать лекторий для родителей. Создадим комиссию содействия семье и школе. * УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИИ БЫТА В 1974 году будет оборудован из жилого дома интернат на 20 мест, организована работа школьной столовой, выделены продукты из фонда совхоза. Постоянно должны изучаться и рассматриваться нужды и запросы педагогических кадров школы. Всех учителей обеспечить квартирами, для чего построить в 1974 году четыре квартиры и в дальнейшем вести строительство жилья. Строго контролировать соблюдение установленных законодательством льгот я преимуществ для учителей. КОМСОМОЛ - СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ Комсомольская организация совхоза развернет шефскую рс- мощь школе, активно включится во всесоюзное движение «Ко-чсо. мол — сельской школе». Мы обращаемся ко всем педагогическим коллективам, партийным и комсомольским организациям колхозов и совхозов, исполкомам сельских Советов совместными усилиями укреплять учебную, производственную базу школ, создавать лучшие- условия для учз- щихоя и учителей, совершенствовать учебно-воспитательный процесс под девизом: «Сельской Школе — внимание и заботу». В. БРОДСКИЙ, директор совхоза «Большевик»; И. ДРАНИЧНИКОВ, секретарь парткома совхоза; И. КИСЕЛЕВ, председатель исполкома Мотковского сельского Совета депутатов трудящихся; А. ПИЛИПЧЕНКО, директор школы; М. АБАИМОВА, член комитета ВЛКСМ. Г О Т О В И Т Ь Кандидат педагогических наук Алексей Анисимович Цыб работает директором Тогучинской средней школы № 1. Как опытный работник народного просвещения, он ведет большую пропагандистскую деятельность, часто выступает с лекциями, беседами, докладами. Была такая встреча и с учителями нашего района, где тов. Цыб рассказал о системе работы сельской школы по подготовке механизаторов и животноводов. Поднятый им вопрос действительно является актуальным и злободневным. Решение проблемы кадров для сельского хозяйства во многом зависит от характера организации, постановки обучения и воспитании в общеобразовательной школе. Своими мыслями об этом и делится сегодня на страницах нашей газеты А. А. Цыб. Сейчас в сельское хозяйство .идет новая, более мощная и совершенная техника, требующая высококвалифицированных кадров трактористов и комбайнеров. Профессия доярки получила сегодня также новое звучание. Доярка должна знать основы зоотехнии, комплекс ветеринарных правил, иметь необходимый минимум экономических знаний, знать механизацию в животноводстве. Поэтому сегодня доярка должна быть животаоводом- механизатором, мастером машинного доения. Но квалифицированных кадров как в полеводстве, так ч в животноводстве недостаточно. Это тормозит механизацию трудоемких процессов, приводит к неэффективной работе оборудования. Вывод налрашиваетя один: сельским школам необходимо вести работу по подготовке кадров массовой квалификации для сельского хозяйства. В школах должно быть усилено воспитание л профориентационная работа, чтобы привести намерения и -интересы учащихся в соответствие с потребностями сельского хозяйства в кадрах. Одним из звеньев профориентационной работы должно быть направление молодежи из числа передовых механизаторов и животноводов в средние и высшие сельскохозяйственные учебные заведения. СХдним из принципов коммунистического воспитания подрастающего поколения является ленинский принцип соединения обучения с производственным трудом. Оканчивая школу, каждый ученик должен быть готов к труду на производстве. Надо ставить в школе дело обучения так,чтобы учащиеся развивали свои трудовые интересы и склонности, сознательно выбирали профессию. Н. К. Крупская в свое время писала: «Вся школьная работа должна быть поставлена так, чтобы помочь ребенку выбрать профессию... Лишь широко развернутая общественная и трудовая работа школы развивает силы ребенка, помогая ему «познать самого себя», осознать свои склонности, свой интерес. Н > важно, чтобы осознанный интерес мог крепнуть, из случайного превратился в устойчивый». Министерство просвещения СССР дает школам право дифференциации в выборе вида трудовой подготовки учащихся: в зависимости от материальной базы школы, наличия соответствующих преподавателей, потребностей окружающего производства, а также интересов и способностей учащихся. Трудовое обучение должно быть обязательным для всех школьников. В старших классах оно может иметь форму практикумов (с выбором по местным условиям) или факультетов. Исходя яз наличия условий, надо стремиться организовать трудовую подготовку в старших классах так, чтобы учащиеся смогли овладеть трудовыми знаниями и навыками какой-либо конкретной профессии; еще эффективнее, если это обучение заканчивается для желающих присвоением квалификационного разряда. В школах у учащихся воспитывается трудолюбие, затем интерес к определенной деятельности, например, к технике, после чего возникает и задача выбора более конкретной профессии. У ребят, мечтающих получить высшее образование, углубляется интерес к рабочим профессиям, имеющим отношение к профилю специальности, даваемой избираемым вузом. Ныне специальная подготовка самых разнообразных профессий непосредственно связана с последующим ростом соответствующих инженерных и научных кадроз. Подобное положение складывается и в сельском хозяйстве. Выступая на торжествеином Пленуме ЦК ВЛКСМ, посвященном 50-летию Ленинского комсомола, Л. И. Брежнев говорил: «Все мы высоко ценим инициативу комсомола, призвавшего молодежь посвятить себя работе на селе после окончания школы, овладевать профессиями агронома, мелиоратора, зоотехника, инженера, механизатора, работать на фермах и на полях, ехать трудиться в сельские школы, больницы, клубы. Рачительно использовать ' каждый гектар земли, вйращивать два колоса там, где' рос один, добиваться общего подъема культуры зем-

i.19 февраля 1974 г., № 22 (3272)1 ПРЕ ДА СВОЕЙ Задание редакции обещало нам встречу с новыми людьми, знакомство с их трудовыми биографиями. Семь километров, и мы почти у цели. Окрестности, исхоженные наго раз, березовые колки, прозрачные и лепкне, припорошенные инеем, старый пруд — места,# знакомые с детства. Дером ведет в гору. При въезде в поселок Гарный обращают на себя внимание ряды корпусов производственных помещений. Чуть дальше — контора фермы № 2 совхоза «Мошкавский». Управляющий Николай Кондратье- вич Мерц познакомил нас, пока заочно, с животноводами и механизаторами и взволнован, но затоварил о привлечении .молодежи к сельскому труд/ —- одной из ■главных проблем на селе. ► Решигг ее строительство жилья, благоустройство деревни, или реконструкция производства? Скорее всего, и то и другое, и третье. А прежде всего, нужно начать с механизации трудоемких процессов: организации мобильной разда. чн кормов, механической уборки помещений. Обговорив .ряд нужных для нас вопросов, мы попрощались и отправились на ферму. Широкая, обкатанная дорога. Мороз, чуть поскрипывает под ногами снег. А внутри коров, ника тепло и спокойно. Кое- где красный флажок — знак v мастерства той или иной доярки. Первая группа коров А. Ф. Плясовой. 30 центнеров на од ­ ну фуражную корову надоила «на в 1973 году. Николай Григорьевич Чепиков, зоотехник, рассказывает, что Анастасию Федоровну год назад проводили на пенсию, но не смогла она усидеть дома, вернулась на ферму. Мы застали ее за мойкой фдяг. По-крестьянски низко [(связанная платком, она привлекала своей удивительной простотой. Редко бывает, чтобы так сразу разговорился человек, будто с близким. — Трудно ли работать? — спрашиваем мы. нность РАБОТЕ МОШКОВСКАЯ новь Ш К О Л А МА С Т Е Р С Т В А ТРЕХТЫСЯЧНИЦ — Что сейчас не .работать,— неспешно отвечает она,—Рань- ше-то мы коров руками доили. Рученьки, бывало, опухали. 3 войну, зимой,-коров поить гоняли к проруби, летом сено сами им косили, да еще лен дергали... От слов Федоровны, как зо . пут ее все в бригаде, веет житейской .мудростью человека, много попытавшего на своем’ веку. — Переехали мы сюда семь ' лет назад. Пришла на ферму. «Вот тебе, Илясова, группа». — говорит бригадир.— С тех пор и работаю. Поначалу нр- привычно было... Тепло, работаю в халате. Автодойка! Коров после нее додаиваю — без этого нельзя... Чинно присела она на лавку, рассказывает о своей судьбе, о детях, а я думаю: сколько в ней материнской доброты. Нс случайно на вопрос о возможности другой работы она ответила: «Я бы даже нянечкой в детсад пошла...» Выросла! дети. Младший, Коля, работает скотникам вместе с нею на ферме. Учится в вечерней школе. Коля, или скорее Николай Максимович, (как положено называть чело, века труда) — застенчивый, симпатичный паренек. — Ну как, Николай, пойдешь в дояры? — задает вопрос зоотехник и поясняет: — Мы ему эту дойность с управляющим .предлагаем. ’ # — Д что? — живо откликается Илясова. — Он с детства •мне помогает. Бывало, заболею — ‘он и подменит. Все, как надо, сделает. Подход у него к животные! есть, признают они его. Сын омущенио улыбается. Мать, прожившая большую жизнь, и сын, только начинающий трудовую биографию, рядрм. Есть чему поучиться у , этой женщины. И не только мастерству, а и жизненной стойкости, — Люблю коров, — оветло улыбается она. — Пока душа горит... пока могу.., — и заду, мываетея. Улыбка прячется п уголках губ, молодо оинеюг глаза. Хочется верить, что все сложится хорошо в дальйей- шей судьбе .Анастасии Федоровны, старейшей, опытной доярки. Об ее коллегах по бригаде Р. Г. Стегасовой, Н. И. Са- лондо, В. Е. Крашнленко мы знали, что за третий год девятой пятилетки они надоили на одну фуражную корову соответственно 3687 килограммов, 3428, 3526 килограммов. Встретиться тогда удалось только с Р. Г. Стегасовой и Н. И. Салондо. Преодолев смущение, она постепенно разговорил и о о. Сначала о семье, о детях. У Нелля! Ивановны их ' трос, старший в седьмом, младший пошел во второй класс. При., ходитоя успевать работать по дому н на ферме. Сказывйется привычка к труду. Семнадцать лет в колхозе, два года на второй ферме совхоза «Мош- ковский» трудится она. ■На вопрос «в чем секрет мастерства» — у обеих доя» рок общее мнение: — Секретов нет... Коров знать надо. Одна любит ласковое слово, другой кусок хлеба перед дойкой даешь, а на иную прикрикнешь. Глазное — это уход и кормление,.. Не видят наши собеседницы ничего героического в своей работе. — Мы, как и все,— говорят они. Раиса Григорьевна говорит о себе ‘ скупо. Рядом с нами сидит ее сын, ко-, торый тоже работает на ферме, молча слушает наш разговор и, (наверное, в душе гордится своей .матерью. — Трудности есть в работе’' — Работа есть работа. Все бывает. Летам легче, на авто- дойку возят. Пора нам заводить свое племенное стадо. Что объединяет этих женщин? Общий труд, натруженные руки. И еще есть много общего у Анастасии Федорович, Раисы Григорьевны, Нелли Ивановны помимо дела. Они доброжелательны и симпатичны каким-то внутренним бла. „ городством. Выбывает глубокое уважение безраздельная преданность своей работе. Л. ГОРЕЛИКОВА. КАДРЫ ДЛЯ СЕЛА Л&делия и животноводства — вот боевая задача сельской молодежи». Мы в течение ряда лет изучали вопрос, могут ли учащиеся старших классов сельских средних школ получать специальность механизатора, и пришли к выводу, что могут, при разумном сочетании уроков общеобразователь н ы х предметов, факультативных занятий, трудового обучения ч хорошей постановки работы ученических бригад. Мы предложили анкету уча- [ щимся 10-х классов в ряде школ с целью выяснения эффективности трудового обучения. В ней были следующие вопросы: 1. Специальность, по которой ты проходишь производственное обучение. Твое мнение о ней. > 2. Летняя практика: твое мнение о ней. 3. Какие были трудности первых дней на практике; как они преодолевались? 4. Твое мнение о летнем лагере; что понравилось, почему? Что не поправилось и почему? 5. Кем бы ты хотел стать после учебы в школе, куда пойдешь учиться дальше? 6 . .Если планируешь идти на работу, то куда) Как ты готовишься к работе? Нами проанализировано 534 анкеты выпускников по различным направлениям трудового обучения. В ответах большинство положительных отзывов об обучении, в частности, по профилю механизаторов. Многие предполагают работать в овоих колхозах и совхозах или учиться в сельскохозяйственных учебных заведениях. Степень интереса к технике, а, стало быть, и к профессии механизаторов зависит от организации летней практики учащихся. Если в школе имеется ученическая бригада л ребята работают в ней на тракторах и друтгих сельхозмашинах, это, естественно, имеет большое производственное и воспитательное значение. И плохо, если они на практике не соприкасаются или мало соприкасаются с техникой. Все это убеждает нас в там, что во всех школах, где готовят трактористов, должны быть ученические бригады с закрепленными за ними земельными площадями, на которых учащиеся проводили бы весь цикл сельхозработ, используя сельскохозяйственную технику. Только при этом условии трудовое обучение будущих механизаторов будет эффективным. Наши наблюдения, анкетирование, беседы с учителями и учащимися в школах отмечают большой интерес к изучению техники. И это особенно заметно, если изучение техники начато с младших классов. 'Как организовать процесс подготовки механизаторов, начиная с 7 класса? Где брать дополнительное время? Как 'сочетать учебные занятия с весенними и осенними работами в поле? Помимо ученических бригад, имеется еще много форм привлечения учащихся к производительному. труду: школьные мастерские и лесничества, помощь колхозам и совхозам в уборке урожая, озеленение и благоустройство, сбор металлолома, разведение домашней птицы и кроликов И Т. X В. И. Ленин указывал, что молодое поколение, которое «будет жить в коммунистическом обществе, должно все задачи своего учения сгайить так, чтобы каждый день в лю ­ бой деревне, в любом городе молодежь решала практически ту или иную задачу общего труда, пускай самую маленькую, пускай .самую простую». Можно дать примерную сиМария Антоновна БРЕННО Приступая к вечерней дойке, Мария Антоновна наладила доильный аппарат и присела на скамеечку у коровы. Тугие'струи бьют в подойник. Пахнет теплым парным молоком. Когда стоишь рядом и смотришь на работу доярки, то ловишь себ^ на мысли об ее увлеченности своей профессией. Без лишних движении, со знанием дела, уверенно выдаивает она корову. Кстати, об увлеченности. Мария- Антоновна Бренно опытная доярка и не первый год в числе передовых по ферме. Да что по форме — и по совхозу занимает одно из первых мест по надою молока. Так вот, первое увлечение работой доярки пришло к Марии Антоновне в шестнадцать лет. Мамаее в то время работала подменной дояркой, и Марийка частенько прибегала на ферму. Порогу присядет на корточки и смотрит,, потом дотронется до плечаишепчет: — Мам, дай я подою? Мать охотно уступала, и Марийка, радостно вздохнув, начинала доить. Причем, неумело, но мать подбадривала, и это придавало больше смелости. Мария Антоновна с улыбкой вспоминает те годы: — И мама, и папа, и сестра работали в животноводстве. Вот и я увлеклась работой доярки. По итогам работы за 1973 год она заняла первое место среди доярок совхоза и перешагнула трехтысячный рубеж по надою молока. Ударник коммунистического труда, замечательная труженица так и сказала: — В этом, определяющем году от своей группы коров надою молока больше, чем надоила за прошлый год. Олова МарииАнтоновны не разойдутся с делом. У нее есть ®се возможности достичь такого показателя. Вспоминается день, когда в совхозном клубе чествовали передовиков производства. На сцену поднялась стройная и красивая молодая женщина. Председатель рабочкома вручил ей диплом «Золотые руки», а сидящие в зале долго аплодировали в знак уважения и признательности. Таким, как доярка Мария Антоновна Бренно, честь я слава и общее уважение коллектива за ударный труд и коммунистическое отношение к делу. Г, ДМИТРИЕВ# Совхоз «Большевик». ХОРОШИЙ ПОДАРОК труженикам фермы № 3 совхоза «Мошковский» готовят совхозные строители и работники райпо: скоро приветливо раскроет двери новый магазин смешанных товаров на 4 рабочих места в с. Красногорское; Уже подготовлено помещение. Сейчас завозятся оборудование. К началу весенних полевых работ магазин вступит в строй, стему и схему организация трудового обучения в сельской школе. В основу положены следующие принципы: а) организация трудового обучения должна быть высоко эффективной в воспитательном отношении; б ) учебный и производительный труд должны выступить по взаимосвязи; ®) система должна обеспечивать выполнение социальн > го заказа государства — подготовку мехамизато,росих и животноводческих кадров "'для сельского хозяйства. Система имеет два раздела: учебно-практические занятия в шщоле- и летний труд учащихся. 1—3 классы — уроки труда в классе согласно программы по 2 часа в неделю. Учащиеся IV класса занимаются в мастерских по обработке древесины, в среднем одну четверть. Столько же отводится и в V классе. Учитывая, что в старших классах главное внимание будет уделено изучению сельскохозяйственных машин и орудий, в VI, VII, VIII классах занятия в мастерских посвящены обработке металла, чтобы учащиеся получили умения и навыки слесарного и токарного дела. На это отводится а среднем по одной четверти в год. Придавая важное значение подготовке учащихся по элекг- 1ротехнике, изучение электромонтажного дела начинается IV класса. В VII оно приобре тает характер электромоитаН' ных работ, в VIII — изучено! электротехники. Продолжг тельность этих занятий в срез нем по одной четверти в го; В результате их учащиеся пс лучают необходимый миииму знаний по электротехнике, бе которого невозможно ра|ботат в современном производстве. В IV—VI классах учащнес в течение I и IV четверте занимаются сельскохозяйст венным трудом на прошисоль ном учебно-опытном участке Эти занятия получат необхз димое продолжение и развита в летний период, когда при школьный участок стане главным объектом труда опытничества учащихся IV - VI классов. Ознакомление с сельхозтех никой начинается с VI клач са, на что отводится 8 часов год. Начиная с 7 класса, программа занятий мальчиков девочек дифференцируется н раздельное обучение. Учить вая основную роль трудово подготовки мальчиков, в VI классе для них отводится 3 часов в год на изучение сель хозтехники и трактора, в VII классе— 70 часов, в IX —- 8 часов. Ставится цель —- чтоб] к концу обучения в 9-м класс юноши могли сдать экзамен! на права тракториста н в лет (Окончание на 4 стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2