Мошковская новь, 1973, № 151-152

4 МОШКОВСКАЯ НОВЬ НА СТРАЖЕ ЗАН0НН0СТИ Создавая первое в мире со­ циалистическое государство, В. И. Ленин проявлял большую заботу о том, чтобы рождав­ шиеся новые общественные отношения регулировались и охранялись законом. Он по­ стоянно интересовался ходом работ. над законами, призывая вести самую беспощадную борь­ бу со всеми антиобществен­ ными элементами. Большую роль.в укреплении законности играют Советы де­ путатов трудящихся и их по­ стоянные комиссии. Сотни ты­ сяч депутатов работают в по­ стоянных комиссиях местных Советов. Эти комиссии контро­ лируют отделы и управления исполнительных комитетов, предприятия,учреждения и ор­ ганизации, соблюдают совет­ ское законодательство, про­ водят в жизнь решения Сове­ тов, их исполкомов, вышестоя­ щих государственных органов. Эти функции выполняет и наша постоянная комиссия по социалистической законности, охране общественного порядка и охране природы Мошковского поселкового Совета. Большую работу проводит эта комиссия. На заседаниях комиссии ставились различные вопросы. Например: «Об учете и ведении трудовых книжек и архива в Мошковском хлебоприемном пункте», «О мерах но усиле­ нию борьбы против пьянства и алкоголизма» и многие другие. Члены комиссии регулярно делают доклады и информации на заседаниях исполкома Сове­ та, принимают активное участие в работе сессий, Ца ряде пред­ приятий Мошково ведут нема­ лую работу в общественных организациях. Для примера можно привести дорожно-стро­ ительный район № 1, хлебо­ приемный пункт. Следует, однако, отметить, что при всей, положительной, работе в коллективах многих организаций, учреждений и предприятий наблюдаются случаи нарушения социалисти­ ческой законности. Достаточно сказать, что в прокуратуру района в текущем году; посту­ пило более 30 жалоб от жите­ лей, проживающих ца террито­ рии поселкового Совета. - Анализ этих жалоб показы­ вает, что еще слаба действен­ ность работы общественных организаций. Особенно много нарушений отмечает комиссия со стороны администрации меж­ колхозной строительной орга­ низации, не совсем благополуч­ но обстоят дела и в районном объединении « С е л ь х о з ­ техника». Надо отметить, что в район­ ном объединении «Сельхозтех­ ника» одной из причин, влия­ ющих на снижение производи­ тельности труда, на низкую трудовую дисциплину, являют­ ся неудовлетворительные усло­ вия труда. Немало внимания уделяется работе народных дружин но охране общественного порядка. На территории поселка их нас­ читывается 30 с общей числен­ ностью около 90 дружинников. Как видно? сила достаточная, чтобы суметь навести должный порядок в поселке. Однако на­ родные дружины работают еще недостаточно. И занисйт это прежде всего от- руководителей организаций, т. к. они и явля­ ются командирами дружин. В Отчетном докладе XXIV съезду партии Л. И. Брежнев сказал: «Уважение к праву, к закону должно стать личным убеждением каждого человека. ; Наряду с применением мер на­ казания у нас проявляется все ; большая забота о профилактике преступлений, о том, как их предупредить, не допустить». Это — требование нашего времени. И оно должно быть взято за основу работы народ­ ных дружин. Укрепление общественного порядка должно стать первей­ шей заботой каждого трудово­ го коллектива. Ответственность каждого перед коллективом „и ответственность коллектива за каждого работника — вот не­ отъемлемая черта нашего обра­ за жизни. Велика роль трудового кол­ лектива в укреплении дисцип­ лины труда, в коммунистиче­ ском воспитании трудящихся. А потому все средства, име-. ющиеся в ведении коллектива, надо использовать для того, чтобы с каждым днем все мень­ ше и меньше нарушений случа­ лось в нашей жизни. Решению этой задачи 'и подчиняет свою деятельность комиссия по со­ циалистической законности, охране общественного Корядка и охране природы. В. ПАРШИН, f депутат Мошковского поселкового Совета, председатель постоянной комиссии по социалистической законности, охране общественного порядка и охране природы. 19 декабря 1973 г., №№ 151-152 (3245-3246) Для чего нам второгодники ? ПРОБЛЕМЫ, СУЖДЕНИЯ, МЫСЛИ Отрадно, что массовое второгодничество отступает. Чтобы окончательно его преодолеть, надо постоянно улучшать учебно- воспитательную работу: повышать интенсивность обучения, творчески направлять учебный труд учащихся, индивидуально подходить к каждому из них, поддерживать связь с родителя­ ми, общественностью. Опыт многих мастеров педагогического труда свидетельству­ ет, что преодоление второгодничества возможно на основе развития умственных сил учащихся, работы с так называемыми «трудными» ученикам^, на основе сочетания коллективной ра­ боты класса с индивидуальной и погрупповой работой. В чем сущность дифференцированного обучения? Об этом я и хочу сказать. •ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ Всем ’известна неоднород­ ность состава первых классов. Эта неоднородность, основная трудность, -которую приходит­ ся преодолевать учителям. - Лучшие учителя .начальник классов уделяют большое вни­ мание подготовке детей шес­ тилетнего возраста — посеща­ ют детские сады, семьи буду­ щих пер® омласени«о-в. iB этом, гаду (мы беседовали , с детьми, которые не посеща­ ли детских садов. На этом-ра­ бота с будущими .первокласс­ никами заканчивалась. Надо бы оказать педагогическую помощь воспитателям детских -садов, вести работу с родите­ лями, В этих -целях неплохо бы попользовать лекции по радио, беседы на ДОму. Подготовка к школе предпо­ лагает изучение (будущего пер­ воклассника. В этом учителю .помогают и родители. В бесе­ дах с ними учителя выясняют, чем занимается ребенок, что он (больше всего лгоб:у, с охо­ той ли готовится идти -в шко­ лу, (все ли -приготовлено ему для учебных занятий. Родите­ лям объясняют шкОльные тре­ бования, знакомят их с пра­ вилами обучения, режимом- -дня, договариваются об уст- . ройютве для ребенка рабочего уголка. Устанавливаются хо­ рошие, (душевные отношения между педагогом, детьми и их родителями. Выявление 'задол­ го до «ачала учебного года уровня ’развития, состояния здоровья, .индивидуальных особенностей детей дает воз­ можность -учителю осущест­ влять индивидуальный подход к каждому с первого дня их учебьГ Знакомство будущих .перво­ классников со школой -проис- . ходит ;в зимнее время. Дети у своих старших товарищей' учатся правилам поведения. В результате этого оказываются подготовленными к школе, привыкают работать в коллек­ тиве, не чувствуют той ско­ ванности, которая бывает у первоклассников без предвари­ тельной работы с ними. Чтобы всесторонне воспиты­ вать, надо" всесторонне знать ребенка. Работа «вслепую», без знаний- особенностей детей, условий их жизни, приводит к отставанию учащихся в изу­ чении предметов и второгод­ ничеству. Наша работа в этом отно­ шении подобна строителям; которые прежде, чем воздвиг­ нуть здание, заботятся о фун­ даменте. ПЕРВЫЕ УРОКИ Допустим, такая работа про­ делана, и дети слушают пер­ вые уроки. Учителю -нужно знать, что первоклассники не могут дол-го сосредотачиваться на одном и там же. Поэтому опытные учителя дают зада­ ния с. элементами и-гры. Это предупреждает утомление. Не­ одинаковое развитие -перво­ классников, их подготовка Требуют дифференцированного обучения с самого - начала учебного процесса. Это может быть и разделение учащихся на группы, ,в одной из—кото­ рых читают по слогам, в дру­ гой знают -буквы, в третьей слабо различают звуки речи, не знают букв. В этом случае последней группе ' уделяется больше внимания. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ подход Оценка умственного разви­ тия ученика со стороны раз­ ных учителей бывает различ­ ной. Н-апример, по мнению математика, ученик вполне благополучный, учитель -ино­ странного языка: считает его слабее. На первом плане у опытных . учителей и строго продуман­ ная организация общей рабо­ ты, и умелый отбор учебного материала, методов и прие-мов для -отдельных учащихся. -Надо учить правильным приемам запоминания: оемыс-. ленного,- логического, а неме- хэтического. Но .и три самой идеальной постановке учебного процесса некоторые учащиеся встреча­ ются с трудностями, которые при отсутствии -своевременной помощи способны привести к неуспеваемости. Эти обстоя­ тельства заставляют нас -вес­ ти дополнительные виды ин­ дивидуальной работы по пре­ дупреждению неуопеваемост11 отдельных учащи-хся. Чтобы работа по предуп­ реждению «еуспеваемостн бы­ ла плодотворной, необходим психологический настрой учи­ телей. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ Что это значит? Это вера учителя в то, что каждый уче­ ник может стать успевающим. Не сразу и не у каждого учи-, теля происходит щеихолоЛгае-’ ский перелом в созна-нии. Это пока остается проблемой. Наш коллектив работает -над реше­ нием этого -вопроса, над реше­ нием проблемы, как возб-удигь у учащихся интерес к знаниям и на основе этого ликвидиро­ вать второгодничество. На производственных .сове­ щаниях, педагогических сове­ тах, на партийных собраниях мы (стремимся более -четко оп­ ределить основные методы и п-ути .индивидуальной работы с -отстающими учениками. П-ри поселковом Совете работает комиссия содействия семье и школе. Вопросами повышения успеваемости занимается и ад- ми,мнетрати®ная коми-с-сия. Какими же методами инди­ видуальной работы по преодо­ лению пробелов в знаниях уча­ щихся пользуются учителя на­ шей школы? В начале учебно­ го года мы выявляем слабоус­ певающих учеников, тех, кто имел неудовлетворительные оценки по четвертям в прош­ лом учебном году. В. сентябре с ними проводятся контроль­ ные работы по рузскому язы­ ку и - математике, после кото­ рых а.нали-зируются допущен­ ные каждым учеником ошиб­ ки. Суммарный анализ ошибок, обстоятельная беседа с учени­ ком по изучаемому материалу, проведение работ, по индлви-. дуальным заданиям позволяют установить пробелы и знаниях учащихся. Именно от этого - во многом зависит индивиду­ альная -работа в тачание года.. Чтобы изжить второгодниче­ ство, мы ’изучаец^ причины от­ ставания учащих-ся по от­ дельным предметам. Эта при­ чины могут быть самыми раз­ личными: длительная болезнь, нежелание учиться, отсутствие индивидуального подхода, не­ достаточный контроль со сто­ роны родителей. Только опре­ делив истинную причину от­ ставания и пробелов -в знани­ ях -каждого ученика, учитель сможет оказать ему действен­ ную помощь, найти путь вос­ питательного воздействия. И это нужно сделать вовремя. МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ Одним из таких методов мо­ гут быть: специальные задания, частично, или полностью осво­ бождающие учащегося от об­ щей .классной самостоятель­ ной работы. ‘Индивидуальный подход выражается не только в том* что учитель чаще опра­ шивает отстающих, обращает­ ся к ним с вопросаеш во -вре­ мя беседы, следит за ходом их работы, но и в том, что .на­ до в течение определенного времени главное внимание об­ ратить ча выполнение уча­ щимися специальных заданий. Эти задания даются по ранее 1 пройденному .материалу, не­ знание которого и явилось причиной отставания и меша­ ет усвоению ов-ого. • Если группа учащихся име­ ет одинаковые пробелы, то учитель работает с этой груп­ пой в то время, когда класс выполняет общее задание. Одним из наиболее эффек­ тивных в психологическом воздействии на учащихся яв­ ляется метод постеленного втягивания слабых в общий ритм. Как это делается? Во время контрольной работы тем, кто плохо успевает, да­ ются облегченные задания. Выполняя такие задания, эти ученики начинают верить в свои силы, убеждаются в том, что они тоже могут выполнять работу на положительную оценку. Учителя математики, физи­ ки и химии практикуют прин­ цип ариантности п-ри прове­ дении контрольных, самостоя­ тельных работ и домашних заданий. Составляют карточки по определенной теме для сильных, средних и слабых. (Применяется .метод преду­ преждающих опросов. Сущ­ ность его заключается в том, что учитель на уроке заранее сообщает слабоуспевающему ученику вопрос, который нуж­ но подготовить к ответу на следующем уроке. Таким образом, форм и средств, < предупреждающих второгодничество, немало и тут уж зависит (все от учителя, от его умения изучить эти формы и применить их в сво­ ей работе. Ф. КОНДРАТОВА, директор Станционно-Оя- шинской средней школы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2