Мошковская новь, 1973, № 070

12 июня 1973 'г., № 70 (3164) МОШКОВСКАЯ НОВЬ 3 „В семье великой, в семье 4 | ВОЛЬНОЙ, НОВОЙ!" И Д У Т э к з а м е н ы Д е в я т ь ч а с о в у т р а . Десятиклассники Ташаринской средней школы (их пятьдесят четыре) приглашаются на пер­ вый экзамен по литературе. На к л а с с н о й доске за­ писываются темы сочинений. Спокойная, деловая обстанов­ ка царит в помещении, где проходит экзамен. На подо­ конниках, на столах пышные букеты огоньков. Первые минуты самые напря­ женные. Стоит , такая тишина, что кажется, муха пролетит— услышишь. Мальчики и девоч­ ки, как-то сразу немного по­ взрослевшие, сидят, не шелох­ нувшись, и думают над тема­ ми, какую выбрать; Понем­ ногу спадает стартовое волне­ ние. Выбрамщ тема, нодобряч эпиграф. Тщательно обдумывая фразы, ученики склонились над тетрадными листками. Из представленных тем треть учащихся выбрала свободную: «В' семье великой, в семье рольной, новой». Сам факт, что ребята взялись за нее, говорит о многом. Во-первых, она близ­ ка и понятна учащимся. Во- вторых, выпускники выразили спою любовь, к творчеству пи­ сателей и поэтов братских на­ родов. Но мало выбрать тему. Ее надо глубоко и полно рас- |фби-ь. Анализ сочинений учащихся показал, что в данной теме особенно рельефно проявилось зрелое мышление выпускников. Недаром почти все отличные оценки поставлены за работы на данную тему. И в этом, несомненно, огромная заслуга Анастасии Тимофеевны Черт­ ковой, сумевшей привить'своим питомцам любовь и уважение к литературе братских на­ родов нашей страны. Не было случая, чтобы учительница, прочитав .новое произведение, вышедшей из-под пера сов­ ременных советских авторов, в том числе и национальных, Не знакомила с ним учащихся. Шесть/лет, начиная с пятого класса, шли ученики и их учи­ тельница одной ' дорогой до­ знания. Обширные знания, весь жар души своей отдавала Черткова детям. Она научила ребят вникать в сущность твор­ чества писателей и поэтов, по­ нимать их. Она раскрыла пе­ ред ними прекрасные образы, созданные советской многона­ циональной литературой. Боль­ шинство уроков Анастасии 'Ти­ мофеевны были настоящим открытием нового, праздником для учащихся. Богатейший ар­ сенал педагогических средств использовала в своей работе Заслуженный учитель школы РСФСР для того, чтобы нау­ чить мальчишек и девчонок мыслить, разбираться, давать свое толкование творчеству то­ го или иного писателя. Сейчас, когда скрупулезно и на несколько раз сочинения проверены и перечитаны, вы­ ставлены оценки, можно с уверенностью сказать: надеж­ ды, которые возлагала учитель­ ница на выпускников, оправда­ лись. fin одной отрицательной отметки. Половина всех работ оценена на «4» и «5»—это большая награда Анастасии Тимофеевне. Лучшими признаны сочине­ ния Веры Милешкиной, Ивана- Швецова, Ольги Шатруковой, Тани Колмогоровой, Гали Кур­ совой, Веры Коноваловой, Гали Кождан. Читать их работы— истинное удовольствие. -Как грамотно, широко и полно, глубоко осмысленно раскрыта тема братства и дружбы вели­ кой семьи советских народов. Насколько широк диапазон ин­ тересов учащихся, свидетель­ ствует выбор произведений, взятых в качестве примеров. Это — «Материнское поле»,- «Прощай, Гюльсары» Чингиза Айтматова, «Его величество че­ ловек» Рахмана Файзи, «Серд­ це на ладони» Ивана Шамя- кина, «Дыхание грозы» Ивана -Мележа, «Волоколамское шос­ се» Александра Бека, «Я вижу солнце» Нодара Думбадзе, «Бьется сердце» Сафона Дани­ лова, «Из племени кедра» Александра Шелудякова и другие. Очень удачно большинст­ вом учащихся были подобраны эпиграфы. В. Коновалова взя­ ла ^такой: «Пятнадцать республик, как сестры, навечно В единую слились семью. Делами большими и дружбой сердечной * Мы славим Отчизну свою» (В. Гудович «Отчизна»). Галя Кождан сделала эпиг­ рафом .„слова Маяковского: «Мы живем, зажатые желез­ ной клятвой, За нее—на крест и пулею чешите, Это—чтрбы в мире без Рос- - сий, без .Датвий Жить единым человечьим общежитием». - — В экзаменационных работах нынешнего года, — гов о р и т Анастасия Тимофеевна,—харак­ терно, что, не было ни одного ученика, который бы не понял или не знал взятой темы. Ес­ ли п были какие отступления, то только в сторону ее расши­ рения. Действительно, . многие сочинения свидетельствуют о- большой эрудированности вы­ пускников. Я попросил педагога проком­ ментировать хорошие работы учеников. Ответ был таким: «Ребята, написавшие сочинения на «отлично» и «хорошо», еще в младших классах отличались большим прилежанием, любо­ знательностью, интересом к предмету. Они очень много рабо­ тали, принимали самое актив­ ное и деятельное участие на читательских конференциях, литературных вечерах, диспу­ тах, в театральных постанов­ ках. Они неизменно занимали лучшие места на конкурсах и олимпиадах. Много читали русских и советских авторов, и это, возможно, одна из глав­ ных причин большой эрудиро­ ванности лучших учеников. Как много они 'знают наизусть! Первенство здесь, без всякого сомнения,- принадлежит Гале Кождан. Она самая начитан­ ная девушка. " Сколько пре­ красных минут она доставила ученикам и учителям, делая доклады на литературные те­ мы. Надолго в моей и ребячь­ ей памяти останется послед­ ний доклад Гали о творчестве татарского поэта-коммуниста Мусы Джалиля. Затаив дыха­ ние, со слезами на глазах слу­ шали сверстники выступление I Кождан: так проникновенно, глубоко эмоционально оно зву­ чало. Галя почти не обраща­ лась к бумаге, чуть ли не весь урок’ она читала наизусть. «Вот это да!»—был единодуш­ ный возглас восхищения и удивления учеников, когда . Кожда н к о н ч и л а -р а с- еказ о поэте-герое. Или взять Ивана Швецова. Умница, любимец класса, очень скромный, большой труженик. Как много он знает наизусть эпических и других произ­ ведений, особенно о Владимире Ильиче Ленине. Когда бывало трудно или срочно нужно было выучить 1 то-либо большое—вы­ ручал Щвецов. Он принимал самое активное участие во всех внеклассных мероприяти­ ях, «был всегда впереди». Именно большая начитанность, хорошее знание произведений позволили им успешно спра­ виться с раскрытием выбран­ ных тем. И, как бы в подтверждение выводов А. Т. Чертковой, я хо­ чу привести заключительные строки из сочинения Веры Ко­ новаловой: " «Дружба!,. Она склоняет знамена над павши­ ми и воскрешает их. Она бес­ смертна, и с нею мы тоже бес- мертны. Наша страна сильна . такой дружбой, поэтому и не­ победима. Когда я читаю про­ изведения национальных пи­ сателей или вижу рядом укра­ инца и белоруса, таджика и русского, то на память прихо­ дят слова из стихотворения Виктора Бокова: «Родина моя не только Русь, Родина моя—Кавказ, .Молда­ вия, Гордый горец, с именем Эль­ брус,. Высота торжественно двугла­ вая». В. ТУМАНОВ. Сроки торопят В 1972 году п нашем районе. - три хозяйства занимались по--= севом и выращиванием льна- долгунца. Этой культурой’ бы­ ло занято 360 гектарод. На Оя- шинский • льнозавод' должно было поступить от совхоза «Восход»— 2900 центнеров со­ ломки, 63 центнера семян, всего на 63760 рублей; от кол­ хоза «Союз строителей»— 1750 центнеров соломки, 86 центнеров семян на 38010 руб­ лей, от колхоза «Ленинец»— 1200 центнеров -соломки, 63 центнера семян на 26205 руб­ лей. На 1 июня 1973 года совхоз «Восход» сдал 157 центнеров соломки, 60 центнеров семян, «Ленинец»—85 центнеров со­ ломки, «Союз строителей»— 3107 центнеров соЛомкн, 69 центнеров семян на 50067 руб­ лей. Как видно из данных, со льносырьем хорошо поработа­ ли в кЪлхозе «Союз строите­ лей». При плане 1750 центне- |А)в было сдано 3107 центнеров льносоломки. При этом хозяй­ ство получило прибыль и сни­ зило себестоимость. Зато в сов­ хозе «Восход» от реализации льносырья получили v всего 4727 рублей, в колхозе «Лени­ нец» лишь 905 рублей, б этих хозяйствах, видимо, не хотят заниматься работой со льном. Лен, как техническая куль­ тура, является незаменимым сырьем для промышленного производства. Но из-за отсут­ ствия сырья Ояшинский льно­ завод работает в неполную нагрузку. Лен — культура выгодная. Государство уделяет много внимания льносеющим хозяй­ ствам. Постановлением ЦК КПСС, и Совета Министров СССР введена, начиная с уро­ жая .1973 года, встречная про­ дажа комбикормов (при за ­ купках в счет плана—50 кг комбикормов и 100 кг за каж­ дый сверхплановый центнер льносемян). Выплачиваются д е ­ нежные надбавки за сверхпла­ новую сдачу льносоломки. Наряду с мерами поощре­ ния, существует и имуществен­ ная ответственность. За невы­ полнение обязательств, преду­ смотренных договорами, при просрочке свыше 10 дней хо­ зяйство уплачивает заготови­ телю, помимо пени, неустойку в размере двух процентов сто­ имости несданной продукции. Совхоз «босход» не доедал продукции на 59033 рубля, <олхоз «Ленинец» — на 25300 рублей. Заготовитель вправе предъявить неустойку хозяйст­ вам, невыполнившим план сда ­ чи и обязательства по догово­ рам. В настоящее время в совхо­ зе «Восход» и колхозе «Ле­ нинец» имеется достаточное ко­ личество льносырья. Руководи­ телям, специалистам этих хо­ зяйств необходимо принять все меры, направленные на сохра­ нение и сдачу льносырья за ­ готовительным пунктам. Датой исполнения хозяйствами обя­ зательств считается дата сдачи последней партии продукции на приемный пункт, но не позднее 30 июня 1973 года. Так что время не ждет, надо торопить­ ся. В. КИСЕЛЬНИКО», государственный инспектор по закупкам и качеству сельскохозяйственных про­ дуктов по Мошковскому району. ПРАВОФЛАНГОВЫЕ ПЯТИЛЕТКИ ВСЕГДА ВПЕРЕДИ Профессия хлебороба из­ давна считалась на Руси са­ мой почетной. Такой же остается она и сейчас, такой она будет всегда. Алексей Ефимович Куди.ч — тракторист 1-го класса. Он чемпион совхоза «Восход » по качественной вспашке. За отличную работу на уборке прошлого урожая награжден орденом Трудового Красного Знамени. В решающем году пятилетки передовой меха­ низатор решил трудиться еще лучше. По итогам работы в пери­ од весеннего сева имя А. Е. Кудина было занесено на •районную Доску почета. На снимке: механизатор совхоза «Восход» А. Е. Ку­ дин. ^ Фото Н. Ерохина, В ЦЕНТРЕ—СОРЕВНОВАНИЕ A A / V W W V W V W W V A A / W V W W V W ' P I ПРОФСОЮЗНАЯ I i ЖИЗНЬ 5 ‘ ; V W W W W \ / W W W W \ A A A A / W W y ^ Второй пленум райкома профсоюза работников госучреждений рассмот- рел вопрос о социалисти­ ческом соревнов а н и и. Профсоюзные организа­ ции, вошедшие в райком, активизировали свою ра­ боту по развитию творче­ ской инициативы рабочих и служащих по воспита­ нию их в духе коммунис­ тического отношения ч труду, содейст в о в а л к улучшению условий тру­ да и быта. Так, например, коллективы отделе и ич Госбанка . (председатель МК тов. Руденко), ин спекцин Госстраха (пред­ седатель МК тов. Собо­ левский) разработали и приняли общее социалис­ тическое обязательство, а каждый член профсою­ за взял на себя индиви- . дуальное. Они вызвали на соревнование коченев- цев. Местные комитеты принимают все меры, что­ бы взягые на 1973 год обязательства выполнить досрочно. Профсоюзная органи­ зация. Ново-Поросского сельского Совета (проф­ орг гов. Сартаков) про­ водит работу по закупу у населения 300 центне­ ров молока, 75 центнеров мяса', 1000 центнеров картофеля. Коллектив Барлакского сельского Совета (профорг тов. Ка- пелько) принял на себя конкретные обязательст­ ва, предусматривающие досрочное выполи е н и е планов 1973 года всеми организациями и учреж­ дениями, расположенны­ ми на территории Совета. Вместе с тем пленум РК профсоюза отметил, что отдельные профсоюз­ ные организации слабо борются за эффектив­ ность социалистического соревнования. Не уделя­ ется должного внимания распространению передЬ- вого опыта. Итоги социа­ листического соревнова­ ния либо не подводятся, либо подводятся фор­ мально, не анализируют­ ся причины невыполнения обязательств. Допускают­ ся большие потери рабо­ чего времени, нарушение охраны труда, трудовой дисциплины, Про г у л и, опоздания. Пленум обязал мест­ ные комитеты, профсоюз­ ные организации испол­ комов сельских и посел­ ковых Советов усилить организаторскую работу с тем. чтобы досрочно выполнить взятые обяза­ тельства третьего, решаю­ щего года 9-ой пятилет­ ки. Пленум также обязал профсоюзные организа­ ции работников госучреж­ дений постоянно совер■ шенствовать стиль и ме­ тоды работы по воспита­ нию трудящихся, больше уделять внимания улуч­ шению работы служб бы­ та, торговли, обществен­ ного питания, здравоох­ ранения, благоустройству и озеленению населенных пунктов, охране общест­ венного порядка, мобили зации населения по ока­ занию практической по­ мощи колхозам и совхо­ зам в период сельскохо­ зяйственных работ, по закупу продуктов живот­ новодства и растениевод­ ства у населения. В. Т И М ОШ Е Н К О , председатель райкома профсоюза работников госучреждений.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2