Мошковская новь, 1973, № 034
20 марта 1973 г. М 34 :«МОШКОВСКАЯ НОВЬ» 3 н а к о н к у р с ХОЗЯИН ЗЕМЛИ Стрелки часов показывали без пятнадцати пять. Бли зился конец рабочего дня. Когда я вошел к Ивану Яковлевичу Матвиенко, он делал притирку клапанов. Повсюду: на цементном по • лу, на крепких, окованных жестью столах-верстаках, со множеством отделений и без них — лежали детали трак торных и автомобильных двигателей, предназначенных для ремонта. Матвиенко не удивился моему появлению в центральной ремонтной ма стерской колхоза, так как мне нередко приходилось встречаться с механизатора ми и ремонтниками как аги татору и лектору. Иван Яковлевич закончил притирать клапаны, распря мился, неторопливо вытер ветошью промасленные руки и, мягко улыбнувшись, ска зал: «Ну вот и все на сегод ня, негрешно и отдохнуть». Затем достал из кармана си гареты, прикурил и уселся на старенькое, видавшее ви ды сиденье. Видать, принес он его в цех от какого-то старого списанного трактора или автомобиля. Присел и я рядом с Иваном Яковлеви ч и . Во внешности его, в общем то, ничего выдающегося и примечательного я бы не от метил. Роста он среднего, «ладно скроен, крепко сшит», лицо полное, улыбчивое. И только глаза, затаившие в глубине своей иронические искорки да мудрость житей скую, говорили о том, что человек этот не совсем за урядный. Главный агроном колхоза В. А Ерышев, характеризуя Матвиенко, отмечает: «Заме чательный человек, мысля щий механизатор, настоящий труженик, Свое всегда спол на выдаст». Г. Г. Шац, глав ный инженер колхоза, добав ляет: «Безотказный, за лю бую работу берется с душой И отдает ей все свои знания и опыт. Не зазнается, прост в обращении с товарищами. Не таит секретов своего ма стерства». «ТЕБЕ, РОДИНА, — НАШ ТРУД, НАШИ ДЕЛА!» ...Сизый дымок вился к по толку. Разговор вначале за шел о предстоящей весне, о вероятном многоводье —сне га-то уж больно обильные нынче. Вспомнили, как не сколько лет назад вот так же снега целые горы намело. А весна выдалась ранняя, но затянулась надолго. Влага вымерзла из почвы. В сло вах механизатора я уловил нескрываемое томление по недалекой теперь уже рабо те на полях. Каждую весну, начиная с 1963 года, выводит Матвиенко свой «ДТ-54» в по ле: прибивает влагу, лущит, боронит, сеет зерновые. А началось это так. Лет с десяти стал приоб щаться Ванюшка к колхоз ной жизни. Возил на лоша дях копны пахучего разно травья к скирдам. В убо рочную страду помогал на току подрабатывать зерно, подвозил воду. В памятном 1945 году четырнадцатилет- ним подростком идет Иван работать прицепщиком к Петру Чупрасову, молодому, но уже со стажем трактори сту. Бывало, Петр садил па ренька рядом, доверяя ему руль трактора. Огромной ра достью переполнялось сердце прицепщика, когда он, креп ко сжав руль «ХТЗ», с тре петом в душе вел его по бо розде. Как хотелось Ивану, чтобы в эти минуты мог уви деть его отец, порадоваться за сына. Отца не стало в 1937 году, когда мальчику было 6 лет. На руках матери осталось четыре сына да девочка — дочь умершей сестры. Подра стали дети, становились по мощниками, выбирали свою дорогу в жизнь. Ванюшка больше всего тянулся к зем- ле-кормилице. Особенное удовольствие находил он в разборке, смазке, сборке уз лов трактора. И был особен но счастлив, когда заслужи вал похвалу бывалого трак ториста. И всегда Иван спе шил поделиться своей радос тью с матерью. Так зарождалась у парня и крепла любовь к земле и технике. Но несмотря на прибретенный опыт, пере сесть Ивану с прицепа на трактор не пришлось. Стар ший брат, столяр-красноде ревщик, большой мастер сво его дела, уговорил Ивана пой ти учиться столярному делу. В 1953 году Иван успешно закончил Черепа н о в с к у ю школу мастеров колхозного строительства. Десять лет возглавляет он бригаду кол хозных строителей, возводит животноводческие фермы, складские помещения, дома для колхозников. И хотя ра бота ладится и в колхозе он всеми уважаемый человек, неспокойно все эти годы у Ивана на душе. Тянет его на трактор, не дает покоя давняя мечта. В 1963 году открылись в колхозе курсы трактористов. Посоветовав шись с женой, Матвиенко записывается на них. И вот пройдена программа, сданы экзамены. Иван Яковлевич садится за рычаг мощного ДТ-54. Машина эта хоть ку да. Далеко до нее той «коле- сухе», которая в ранней юно сти приворожила душу па ренька. Сменяют друг друга годы, зреют мастерство и талант хлебороба. Весной он на тракторе пашет, сеет зерно вые. Кончились весенние по левые работы — ремонтирует комбайн. Наступает зима он ремонтирует тракт о р н ы е двигатели. Не одно усовершенствова ние внес Иван Яковлевич в работу машин. Например, перевел на ременные неко торые цепные передачи, за менил шкивами звездочки. При забивке соломотряса комбайна прежде случались (Окончание на 4-й стр.) Семь лет трудится на нефтеналивной станции Со- кур Антонина Васильевна Крючкова. Сейчас она ис полняет обязанности диспетчера. Ответственная эта работа, требующая внимания и прилежности. * Диспетчер — это глаза и уши станции. И Антони на Васильевна безошибочно ведет учет приема неф тепродуктов, отгрузку их в цистерны. НА СНИМКЕ: А. В. Крючкова за пультом управ ления. Фото Е. СЫСОЕВА. по диаметру. Площадь сече ния их соответствует площа ди сечения существующего воздухопровода. Донное от- Qc №Ирс сообщает Примени у себя ПРИ ПОМОЩИ НАСОСА Рационализаторы совхоза «Крутишенский» Алтайского края изготовили специаль ный насос для очистки жи жесборных и навозосборных чям при бесподстилочном со держ ании крупного рогатого скота. От существующих этот насос отличается наличием взбалтывающего устройства, которое позволяет откачивать более густую массу, чем при использовании у с т а н о в о к АНЖ-2 и РЖ-1,7. Состоит насос из трубы диаметром сто миллиметров и длиной 3400 миллиметров. К изогнутому концу снизу приварен корпус крыльчат ки, а в верхней части за креплен электродвигатель. Вал привода диаметром 33 миллиметров размещен в за щитной трубе, соединен с электромотором при помощи муфты. На другом конце ва ла закреплена крыльчатка насоса с двумя подшипника ми и сальниками. Корпус крыльчатки изготовлен из листовой стали толщиной три миллиметра. Устройство для взбалтыва ния густой массы представ ляет собой вырезанное окно, которое закрывается задвиж кой с рычагом. При откры том окне насос перекачивает навозную жижу не в транс портные средства, а в ниж ние слои массы, взбалтывая ее и облегчая последующее всасывание, когда окно за крывают. Простейшее устройство, смонтированное над жиже сборной ямой, позволяет поднимать и опускать насос на любую глубину. Мощность электродвигате ля -= семь киловатт. Произ водительность насоса пят надцать-двадцать кубомет ров в час. Внедрение предложения новаторов позволило труже никам совхоза экономить ежегодно 1550 рублей. * * * УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВОЗОНАКОПИТЕЛЯ ПРИ ПНЕВМОТРАНСПОР ТИРОВКЕ НАВОЗА Пневматический с п о с о б транспортировки навоза при меняется во многих хозяй ствах. Но вертикальное рас положение навозонакопителя вызывает его частую заку порку. Выход нашли рацио нализаторы совхоза «Саль- ский». Изменения, внесен ные в конструкцию накопи теля, позволили устранить этот недостаток. Состоят они в том, что при емная колонка перенесена из центра к наружной стенке. Вместо нее установлена тру ба, диаметр которой равен диаметру навозопровода. От водящий навозопровод пере несен в верхнее положение и через вставку соединен с трубой. Воздух подается по двум воздухопроводам, кото рые перенесены в нижнее положение. Расположены они верстие и отверстие возду хопровода заваривают. Дат чик диафрагменного типа автоматически отклю ч а е т транспортер подачи навоза при наполненном накопите ле. Рабочее давление, необ ходимое для транспортиров ки навоза в навозохранили ще, равняется четырем—ше сти атмосферам. Подача воздуха снизу и применение двух воздухо проводов позволяют хорошо перемешивать навоз, предот вращать закупорку систе мы. УБОРКА НАВОЗА В ПОДПОЛЬНУЮ ТРАНШЕЮ КОРОВНИКА Под полом животноводче ского помещения готовится траншея такого объема, что бы в нее вместился весь на воз, накапливающийся за время стойлового периода. Навоз в нее поступает через щелевые полы, а жидкая фракция отводится в жиже сборник. Такое хранение на воза повышает температуру воздуха в помещении за счет биологического горения. Кроме того, ко времени уборки навоза из траншеи он становится годным для внесения в почву. Таким об разом, весной при выгрузке навоза его сразу же можно отправлять на поля, исклю чая промежуточное погру зочно-разгрузочные опера ции. Санитарное состояние фер мы значительно улучшилось, затраты труда на уборку на воза резко сократились. ШНЕКОВАЯ ВЫГРУЗКА НАВОЗА Шнековый способ погрузки навоза на свиноферме пред ложили и внедрили рациона лизаторы Чупинского совхо за Свердловской области. При изготовлении устройст ва берется труба диаметром 250—300 миллиметров и дли ной в зависимости от глуби ны навозо-накопителя, элек тродвигатель мощностью де сять-пятнадцать киловатт и редуктор РМ-250. Концы тру бы глушат, а по центру ее ус танавливают на подшипни ках вал диаметром сорок- пятьдесят миллиметров, на который приваривают шне ковую спираль. Шаг спирали выбирают в зависимости от диаметра трубы. В нижней части трубы вы резается окно для забора на возной массы, а в верхней вваривают патрубок диамет ром сто пятьдесят-двести миллиметров. На патрубок надевается гофрированный шланг, через который мас су сливают в тракторную те лежку. Спираль заканчивает ся немного ниже патрубка. Это позволяет исключить за бивку верхней части шнеко вого устройства. На верхнем конце вала мо нтируют шкив для ременной или звездочку для цепной пе редачи. На сварную раму ус танавливают электродвига тель с редуктором, на вал ко торого тоже крепится шкив несколько большего диамет ра. Вращаясь, шнек поднима ет навозную массу, подает ее в нагнетательный патрубок, а оттуда она поступает в теле жку. Для нормальной работы ус тановки необходимо, чтобы скорость вращения шнека была не менее 1000—1200 обо ротов в минуту. Г. КОТЕЛЕВСКИЙ, Инженер отдела пропаганды ЦНТИ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2