Мошковская новь, 1973, № 031

- — ~«МОШКОВСКАЯ НОВЬ»' • 13 марта 1973 г.’ № 31 ШКОЛА РАБСЕЛЬКОРА В зависимости от Темы и содержания информация мо­ жет быть изложена в форме беседы (интервью). Харак­ терной особенностью беседы, отличающей ее от других видов информации, является то, что в ней изложение фак­ тов или высказывание о со­ бытии ведется от имени че­ ловека, который дает ин­ тервью. Ответы, полученные во время беседы, записываются и литературно обрабатыва­ ются. В ходе беседы уточня­ ются отдельные положения, задаются вопросы собеседни­ ку, разговор направляется в определенное русло." Иными словами, запись ведется не ме ханически, беседа должна быть содержательной, инте­ ресной. Полезно заранее под­ готовить ее план. В начале интервью обыч­ но пишется фраза: «В бесе­ де с нашим корреспондентом (сотрудником), товарищ (фамилия) сообщил...». Далее идет рассказ по теме. ЗАРИСОВКА В ней обычно ведется рас­ сказ об одном цехе или пред­ приятии, колхозе или сов­ хозе. В зарисовке коротко, но живо и образно рассказыва­ ется о своих впечатлениях, передаются свои наблюдения. Здесь не только обобщаются, факты, но и описывается об­ становка, чтобы дать более полную картину виденного. Естественно, что дл’я зарисов­ ки объект избирается заранее. Выбор падает на тот цех, совхоз, учреждение, где кол ­ лектив добился новых успе­ хов. в коммунистическом строительстве. Зарисовка является одним из интересных видрв инфор­ мации. Поэтому над ней сле­ дует работать много и кро­ потливо, тщательно отбирать факты, выделять наиболее интересные, писать живо, оттачивая каждое предложе­ ние. ОЧЕРК По своим особенностям он ЗАНЯТИЕ ТРЕТЬЕ близок к малым формам ху­ дожественной литературы — рассказу или короткой по­ вести, но отличается от них тем, что конкретен, постро­ ен на фактическом материа­ ле, а не на вымысле. Его герои — живые люди, события в нем воспроизво­ дятся документально. Очер­ кист ведет повествование без приукрашивания фактов и событий, ему противопоказа­ на выдумка, домысливание. Читатель не прощает очер­ кисту любой домысел, не от­ вечающий реальной действи­ тельности. Жанровая особ е н н о с т ь очерка состоит в том, что он сочетает художественное сло­ во с конкретной агитацией. Однако в отличие от других литературных произведений очерк описывает своих геро­ ев, явления, факты скупее.. А. М. Горький, например, считал, что при определении очерка как литературной формы надо исходить из глаголов «чертить», «очерчи­ вать». Действительно, при своих небольших размерах очерк не может давать многих де­ талей, различных подробно­ стей описываемого. В очерке три—четыре ярких штриха заменяют иногда несколько страниц рассказа. В нем вы­ деляется, очерчивается са- . мое яркое, типичное, основ­ ное. ' К очерку предъявляются и другие требования: он должен быть познаватель­ ным, обогащать читателя новыми сведениями и пред­ ставлениями о жизни. Композиция очерка зави­ сит от разработки темы. Всегда следует строить очерк так, чтобы в нем логично и последовательно рассказыва­ лось о событии, давалась убедительная характеристи­ ка действующих лиц, рас­ крывались смысл и значение явления. Опытный очеркист Б. Полевой считает, что структура очерка «состоит из экспозиции, которая вводит читателя в курс событий или знакомит с героем, о кото­ ром пойдет собеседование, или описывает условия, в которых развернется дейст­ вие. Затем идет завязка — начало действия, потом раз­ витие действия до момента наивысшего напряжения — кульминации и развязка — концовка. Каждый из этих элементов композиции 'по- своему важен, и очерк по-на­ стоящему можно считать удавшимся, если все эти композиционные узлы хоро­ шо завязаны и развязаны». Виды очерков многооб­ разны, но они могут быть подразделены на две основ­ ные формы: очерк сюжет­ ный и очерк описательный. К сюжетным очеркам от­ носится портретный и про­ блемный. Портретный очерк рассказывает о каком-ни­ будь интересном, заслужи­ вающем внимания человеке. Задача портретного очерка —обрисовать живые черты героя, сообщить о совершен­ ном им подвиге, о новом, что он создал, внес в жизнь: В проблемных очерках вместо отдельных фактов или со­ бытий, портретов людей, на­ рисованных в конкретной обстановке, даются обобщен­ ные образы . героев, нова­ торов производства. Описательным можно на­ звать очерк, посвященный какому-либо событию, напри­ мер, началу или окончанию строительства, народ н о м у празднику и другим значи­ тельным явлениям нашей жизни. Такой очерк следует пи­ сать красочно и эмоциональ­ но, необходимо подробно пе­ редать в нем картину собы­ тий. ФЕЛЬЕТОН Фельетон — это литератур­ ный материал, проникнутый духом острой, злободневной критики, достигающий своей цели с помощью особых при­ емов изложения. В фельето­ не используются элементы сатиры и юмора, его Стилю придаются известная жи­ вость, легкость и образность. Умело прибегая к иронии и насмешке, к метким и вы­ разительным сравнениям, фельетонист остро и гневно обличает пережитки капи- • тализма в сознании совет­ ских людей, недостатки и упущения в работе, бичует все негодное и отжившее. Фельетон является острым оружием критики, разящим пошлость и чванство, бюро­ кратизм и волокиту, косность и рутину, подхалимство и угодничество, рвачество и во­ ровство. Следует отметить, что на­ чинающего фельет о н и с т а подстерегает опасность в по­ гоне за «красным словцом» утратить чувство м е р ы. Нельзя забывать, что фелье­ тон не может быть крикли­ вым, сенсационным, вуль­ гарным, освещать вопрос злопыхательски или носить рекламный характер. Как бы ни был сатиричен фельетон, в его основу следует поло­ жить хорошо проверенные, достоверные, типичные и убе­ дительные факты, а живость изложения не должна отра­ жаться на серьезности со­ держания. Хороший фельетон остро­ умен, «пропитан» юмором и иронией, вместе с тем он да­ ет и какой-то художествен­ ный образ, картину описы­ ваемого. Высокие требования предъ­ являются к языку произве­ дений фельетонного жанра. Не может быть хорошим фельетон, если он написан тяжелым, тусклым, невыра­ зительным языком, если в нем много канцелярских оборотов, штам п о в а н н ы х фраз или узкотехнических терминов. Каждое слово должно быть выразительно, уместно, ясно выражать мысль. В лучших фельето­ нах широко используются народная речь, фольклор, по­ словицы и поговорки. Фельетонам иногда прида­ ется стихотворная форма. Они пишутся в виде сатири­ ческих поэм, басен. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ! iiiiiiiiiiin;iiiiiiMiiiminmiiiiiiiiiiiiii!iiimi!ii!ii!iiiiiniiiiiiiijjiiiiiiiHiii[i!HiiiH!imiii!iiii iiiiiimmiiiiiiiiiiiiiiiii У любимой поэтессы на­ шей детворы Агнии Львовны Барто есть замечательное стихотворение «Звенигород» —о ребятах, которым в годы войны детский дом заменил семью, стал вторым родным домом. Эта большая семья— тридцать сыновей и дочек— готовится к большому празд­ нику—дню рождения. Пом­ ните, как радостно возбуж­ дены дети, как они взволно­ ваны в ожидании необыкно­ венных событий в этот необы­ кновенный день? А. Барто, прекрасно знаю­ щая душу и психологию ре­ бенка, сумела передать са­ мые сокровенные желания маленького человека, кото­ рые по силе и глубине чувств можно порой сравнить с большой мечтой взрослых. И вот, угадав это горячее же­ лание малышей, гости везут им в подарок мяч, марки, книжки и даже говорящего скворца. Да, это действи-_ тельно был, как замечает поэтесса, необыкнов е н н ый праздничный день, он не об­ манул ребячьих ожиданий. Разговаривая как-то с Аг­ нией Львовной, мы вспомни­ ли это давнее стихотворение, хотя речь шла о вещах, вро­ де бы далеких от поэзии. Мы говорили о том, как в семь­ ях отмечается день рожде­ ния ребенка, о подарках, ко­ торые обычно делают ему, и вообще о ритуале этого праздника. Быть может, кто- то и усмехнется: какой еще ДЕ НЬ РОЖДЕНИЯ ритуал. Но ведь бывает: у мальчишки — день рожде­ ния. В дом идут гости. Каж­ дый — с подарком. Вручит его, перекинется двумя-тре­ мя словами с парнишкой и... забывает о виновнике тор­ жества. Стол ломится от яств. Поднимаются тосты — за новорожденного. А он сидит где-то в уголке, рассматривая подарки. Потом мама спохва­ тывается: поздно, пора спать. А веселье за столом про­ должается. И это —праздник ребенка? Но праздник нужен — на­ стоящий детский праздник. Такой, чтобы маленький че­ ловек чувствовал — это его день. Многие родители, готовясь принять маленьких гостей своего сына или дочки, до мелочей продумывают всй> программу. Заранее решают — гостей должно быть не­ много, человек пять—шесть. Вполне справедливо счита­ ют: пускать дело на само­ тек нельзя — дети быстро устанут, надоедят друг дру­ гу. И чтобы этого не случи­ лось, взрослые незаметно «дирижируют» праздником. Вот почитали стихи, попе­ ли, потанцевали (неплохо выступление каждого отме­ тить маленьким призом). Те­ перь можно и к столу. Ребя­ тишки уже поглядывают на красиво разложенные пиро­ ги, конфеты и другие сладо­ сти. Но какой ребенок долго усидит на одном месте? Зна­ чит, надо продолжать про­ грамму. Вдруг кто-то вытащил за­ водной автомобиль из груды игрушек, и этот автомобиль тут же потребовался его со­ седу. А вон девочки тянут куклу в разные стороны. И взрослые снова незаметно берут дело в свои руки. Игры —общие: пусть в них участ­ вуют все, тогда никто не за­ скучает. Можно устроить ку­ кольный театр, используя те же игрушки, из-за которых только что едва не разгоре­ лась ссора. Сделать такое представление с о в с е м не сложно: в его основе могут быть сказка, стихи, а фанта­ зия детей и умение взрослых помогут создать интересный спектакль. А какие интересные кон­ курсы проводятся на детских праздниках в некоторых семьях: ребята рисуют, со­ чиняют стихи, песни. Жюри ■— сами гости — оценивают работы своих сверстников. А призы получают все! И пусть праздник не затягива­ ется. Дети не должны ухо­ дить с него уставшими. Пусть вместе с забавными сувенирами они унесут до­ мой веселое, радостное на­ строение — ведь с ним у ре­ бят и в дальнейшем будут связаны приятные чувства. А подарки? Что дарить своему ребенку? Конечно, ро­ дители лучше, чем кто-либо, знают, что надо их сыну или дочке. Но не следует забы­ вать: это все-таки праздник ребенка. Поэтому не надо обманывать его ожиданий и вместо футбольного мяча да­ рить выходные ботинки или нарядное платье вместо кук­ лы, о которой мечталось. И не надо делать дорогих по­ дарков: стоимость в оценке ребенка никакой роли не иг­ рает. Важно, чтобы в этот памятный дейь сбывались заветные желания. Но об этих желаниях надо заранее, исподволь узнать, и тогда не случится так, что дорогие краски принесут огорчение: ведь так хотелось иметь смешного лохматого медве­ жонка. Вот о чем говорили мы с Агнией Львовной Ба р т о , вспомнив однажды ее дав­ ние стихи... Л. БЕРНАСКОНИ, корр. ТАСС. ВТОРНИК, 13 марта Первая программа , МОСКВА. (] программа ЦТ). 13.30 Программа передач. 13.35 Новости. 13.45 Для школьников «Искатели». Телевизионный клуб. 14.15 «Девушка-парикмахер». Ху­ дожественный фильм. КНДР. 1972 год. 15.30 Ф. Шопен — 24 прелю­ дии. Исполняет лауреат междуна­ родных конкурсов В. Кастельский. 16.25 Кинопрограмма Казанской студии кинохроники. «Высокая но­ та», «Орошаемые гектары», «Са­ лих Сайдашев». 17.00—17.15 «Днев­ ник соревнования». НОВОСИ­ БИРСК, 19.00 Для детей. Про­ грамма мультиплик а ц и о н н ы х фильмов. 19.40 «За строкой социа- .диетических обязательств». Жи­ вотноводы Первомайского совхо­ за делятся опытом. 20.25 Изве­ стия. 20.40 «Мировой парень». Ху­ дожественный фильм. «Беларусь- фильм». 1971 год. МОСКВА. (1 программа ЦТ). 22.00 Новости. 22.10 «Год третий, решающий», «Волжский автомобильный». Пе­ редача 4-я. 22.50—23.50 Премьера телевизионного документального фильма «Дмитрий Кабалевский». Творческое объединение «Экран» 1973 год. СРЕДА, 14 марта Первая программа МОСКВА.' (По системе «Орби­ та»)^: 13.30 Программа передач. 13.35 Новости. 13.45 Для школьни­ ков. «Искатели». Телевизионный клуб. 14.15 «Международная . па­ норама». 14.45 В. Рогов — «Золо­ то, золото — сердце народное». Литературно-музыкальная компо­ зиция по произведениям II. А. Некрасова. Часть 1-я. 16.15—16.25 Технический перерыв но системе «Орбита». 16.25 В. Рогов — «Зо­ лото, золото — сердце народное». Часть 2-я. 17.20 В эфире — «Мо­ лодость». 18.00 «Время». Инфор­ мационная программа. 18.30 Цвет­ ное телевидение. Показательные выступления сильнейших фигури­ стов мира. Передача из Дворца спорта Центрального с т а д и о н а имени В. И. Ленина: 21.30 «Меж­ дународная п а н о р а м а». 22.00 «Свадьба». ’Телевизионный худо­ жественный фильм. 22.20 Музы­ кальная программа по письмам зрителей». 22.50—23.00 Техниче­ ский перерыв по системе «Орби­ та». 23.00—4)3.30 «Время». Ин­ формационная программа. Вторая программа НОВОСИБИРСК. 19.30 Изве­ стия. 19.45 Арии из опер и роман­ сы. 20 30 Реклама. 20.45 «Прове- 'рено на себе». 'Научно-популяр­ ный фильм. «Киевнаучфильм». ЧЕТВЕРГ, 15 марта Первая программа НОВОСИБИРСК. 9.30 Учебная программа. Литература. 8-й класс. И. В. 1оголь — «Мертвые души». МОСКВА. (По системе «Орбита»). 13.30 Программа передач. 13.35 Новости. 13.45 Для школьников. «Веселые старты». 14.30 Ленин­ ский университет миллионов. «Со­ циалистическая дисциплина тру­ да». Репортаж с харьковских за­ водов «Серп и Молот» и ГПЗ-8. 15.00 Цветное телевидение. Пока­ зательные выступления сильней­ ших фигуристов мира. Передача из Дворца спорта Центрального стадиона имени В. И. Ленина. 16.15—16.25 Технический перерыв по системе «Орбита». 16.25 Про­ должение трансляции показатель­ ных выступлений сильнейших фи­ гуристов мира. 18.00 «Время». Ин­ формационная йрограмма. 18.30 Ю. Герман — «Дорогой мой че­ ловек». Спектакль Московского драматического театра.' НОВО­ СИБИРСК. 21.00 Известия. 21.15 «Экран народного к о н т р о л я » . МОСКВА. (По системе «Орбита»). 22.00 Цветное телевидение. «Ка­ русель». Телевизионное обозрение. 22.50—23.00 Технический перерыв по системе «Орбита». 23.00—23.30 «Время». Информационная про­ грамма. Редактор А. Т. ПОДДУБСКИЙ НАШ АДРЕС: Ж 5 » з"Й -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2