Мошковская новь, 1973, № 031
- — ~«МОШКОВСКАЯ НОВЬ»' • 13 марта 1973 г.’ № 31 ШКОЛА РАБСЕЛЬКОРА В зависимости от Темы и содержания информация мо жет быть изложена в форме беседы (интервью). Харак терной особенностью беседы, отличающей ее от других видов информации, является то, что в ней изложение фак тов или высказывание о со бытии ведется от имени че ловека, который дает ин тервью. Ответы, полученные во время беседы, записываются и литературно обрабатыва ются. В ходе беседы уточня ются отдельные положения, задаются вопросы собеседни ку, разговор направляется в определенное русло." Иными словами, запись ведется не ме ханически, беседа должна быть содержательной, инте ресной. Полезно заранее под готовить ее план. В начале интервью обыч но пишется фраза: «В бесе де с нашим корреспондентом (сотрудником), товарищ (фамилия) сообщил...». Далее идет рассказ по теме. ЗАРИСОВКА В ней обычно ведется рас сказ об одном цехе или пред приятии, колхозе или сов хозе. В зарисовке коротко, но живо и образно рассказыва ется о своих впечатлениях, передаются свои наблюдения. Здесь не только обобщаются, факты, но и описывается об становка, чтобы дать более полную картину виденного. Естественно, что дл’я зарисов ки объект избирается заранее. Выбор падает на тот цех, совхоз, учреждение, где кол лектив добился новых успе хов. в коммунистическом строительстве. Зарисовка является одним из интересных видрв инфор мации. Поэтому над ней сле дует работать много и кро потливо, тщательно отбирать факты, выделять наиболее интересные, писать живо, оттачивая каждое предложе ние. ОЧЕРК По своим особенностям он ЗАНЯТИЕ ТРЕТЬЕ близок к малым формам ху дожественной литературы — рассказу или короткой по вести, но отличается от них тем, что конкретен, постро ен на фактическом материа ле, а не на вымысле. Его герои — живые люди, события в нем воспроизво дятся документально. Очер кист ведет повествование без приукрашивания фактов и событий, ему противопоказа на выдумка, домысливание. Читатель не прощает очер кисту любой домысел, не от вечающий реальной действи тельности. Жанровая особ е н н о с т ь очерка состоит в том, что он сочетает художественное сло во с конкретной агитацией. Однако в отличие от других литературных произведений очерк описывает своих геро ев, явления, факты скупее.. А. М. Горький, например, считал, что при определении очерка как литературной формы надо исходить из глаголов «чертить», «очерчи вать». Действительно, при своих небольших размерах очерк не может давать многих де талей, различных подробно стей описываемого. В очерке три—четыре ярких штриха заменяют иногда несколько страниц рассказа. В нем вы деляется, очерчивается са- . мое яркое, типичное, основ ное. ' К очерку предъявляются и другие требования: он должен быть познаватель ным, обогащать читателя новыми сведениями и пред ставлениями о жизни. Композиция очерка зави сит от разработки темы. Всегда следует строить очерк так, чтобы в нем логично и последовательно рассказыва лось о событии, давалась убедительная характеристи ка действующих лиц, рас крывались смысл и значение явления. Опытный очеркист Б. Полевой считает, что структура очерка «состоит из экспозиции, которая вводит читателя в курс событий или знакомит с героем, о кото ром пойдет собеседование, или описывает условия, в которых развернется дейст вие. Затем идет завязка — начало действия, потом раз витие действия до момента наивысшего напряжения — кульминации и развязка — концовка. Каждый из этих элементов композиции 'по- своему важен, и очерк по-на стоящему можно считать удавшимся, если все эти композиционные узлы хоро шо завязаны и развязаны». Виды очерков многооб разны, но они могут быть подразделены на две основ ные формы: очерк сюжет ный и очерк описательный. К сюжетным очеркам от носится портретный и про блемный. Портретный очерк рассказывает о каком-ни будь интересном, заслужи вающем внимания человеке. Задача портретного очерка —обрисовать живые черты героя, сообщить о совершен ном им подвиге, о новом, что он создал, внес в жизнь: В проблемных очерках вместо отдельных фактов или со бытий, портретов людей, на рисованных в конкретной обстановке, даются обобщен ные образы . героев, нова торов производства. Описательным можно на звать очерк, посвященный какому-либо событию, напри мер, началу или окончанию строительства, народ н о м у празднику и другим значи тельным явлениям нашей жизни. Такой очерк следует пи сать красочно и эмоциональ но, необходимо подробно пе редать в нем картину собы тий. ФЕЛЬЕТОН Фельетон — это литератур ный материал, проникнутый духом острой, злободневной критики, достигающий своей цели с помощью особых при емов изложения. В фельето не используются элементы сатиры и юмора, его Стилю придаются известная жи вость, легкость и образность. Умело прибегая к иронии и насмешке, к метким и вы разительным сравнениям, фельетонист остро и гневно обличает пережитки капи- • тализма в сознании совет ских людей, недостатки и упущения в работе, бичует все негодное и отжившее. Фельетон является острым оружием критики, разящим пошлость и чванство, бюро кратизм и волокиту, косность и рутину, подхалимство и угодничество, рвачество и во ровство. Следует отметить, что на чинающего фельет о н и с т а подстерегает опасность в по гоне за «красным словцом» утратить чувство м е р ы. Нельзя забывать, что фелье тон не может быть крикли вым, сенсационным, вуль гарным, освещать вопрос злопыхательски или носить рекламный характер. Как бы ни был сатиричен фельетон, в его основу следует поло жить хорошо проверенные, достоверные, типичные и убе дительные факты, а живость изложения не должна отра жаться на серьезности со держания. Хороший фельетон остро умен, «пропитан» юмором и иронией, вместе с тем он да ет и какой-то художествен ный образ, картину описы ваемого. Высокие требования предъ являются к языку произве дений фельетонного жанра. Не может быть хорошим фельетон, если он написан тяжелым, тусклым, невыра зительным языком, если в нем много канцелярских оборотов, штам п о в а н н ы х фраз или узкотехнических терминов. Каждое слово должно быть выразительно, уместно, ясно выражать мысль. В лучших фельето нах широко используются народная речь, фольклор, по словицы и поговорки. Фельетонам иногда прида ется стихотворная форма. Они пишутся в виде сатири ческих поэм, басен. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ! iiiiiiiiiiin;iiiiiiMiiiminmiiiiiiiiiiiiii!iiimi!ii!ii!iiiiiniiiiiiiijjiiiiiiiHiii[i!HiiiH!imiii!iiii iiiiiimmiiiiiiiiiiiiiiiii У любимой поэтессы на шей детворы Агнии Львовны Барто есть замечательное стихотворение «Звенигород» —о ребятах, которым в годы войны детский дом заменил семью, стал вторым родным домом. Эта большая семья— тридцать сыновей и дочек— готовится к большому празд нику—дню рождения. Пом ните, как радостно возбуж дены дети, как они взволно ваны в ожидании необыкно венных событий в этот необы кновенный день? А. Барто, прекрасно знаю щая душу и психологию ре бенка, сумела передать са мые сокровенные желания маленького человека, кото рые по силе и глубине чувств можно порой сравнить с большой мечтой взрослых. И вот, угадав это горячее же лание малышей, гости везут им в подарок мяч, марки, книжки и даже говорящего скворца. Да, это действи-_ тельно был, как замечает поэтесса, необыкнов е н н ый праздничный день, он не об манул ребячьих ожиданий. Разговаривая как-то с Аг нией Львовной, мы вспомни ли это давнее стихотворение, хотя речь шла о вещах, вро де бы далеких от поэзии. Мы говорили о том, как в семь ях отмечается день рожде ния ребенка, о подарках, ко торые обычно делают ему, и вообще о ритуале этого праздника. Быть может, кто- то и усмехнется: какой еще ДЕ НЬ РОЖДЕНИЯ ритуал. Но ведь бывает: у мальчишки — день рожде ния. В дом идут гости. Каж дый — с подарком. Вручит его, перекинется двумя-тре мя словами с парнишкой и... забывает о виновнике тор жества. Стол ломится от яств. Поднимаются тосты — за новорожденного. А он сидит где-то в уголке, рассматривая подарки. Потом мама спохва тывается: поздно, пора спать. А веселье за столом про должается. И это —праздник ребенка? Но праздник нужен — на стоящий детский праздник. Такой, чтобы маленький че ловек чувствовал — это его день. Многие родители, готовясь принять маленьких гостей своего сына или дочки, до мелочей продумывают всй> программу. Заранее решают — гостей должно быть не много, человек пять—шесть. Вполне справедливо счита ют: пускать дело на само тек нельзя — дети быстро устанут, надоедят друг дру гу. И чтобы этого не случи лось, взрослые незаметно «дирижируют» праздником. Вот почитали стихи, попе ли, потанцевали (неплохо выступление каждого отме тить маленьким призом). Те перь можно и к столу. Ребя тишки уже поглядывают на красиво разложенные пиро ги, конфеты и другие сладо сти. Но какой ребенок долго усидит на одном месте? Зна чит, надо продолжать про грамму. Вдруг кто-то вытащил за водной автомобиль из груды игрушек, и этот автомобиль тут же потребовался его со седу. А вон девочки тянут куклу в разные стороны. И взрослые снова незаметно берут дело в свои руки. Игры —общие: пусть в них участ вуют все, тогда никто не за скучает. Можно устроить ку кольный театр, используя те же игрушки, из-за которых только что едва не разгоре лась ссора. Сделать такое представление с о в с е м не сложно: в его основе могут быть сказка, стихи, а фанта зия детей и умение взрослых помогут создать интересный спектакль. А какие интересные кон курсы проводятся на детских праздниках в некоторых семьях: ребята рисуют, со чиняют стихи, песни. Жюри ■— сами гости — оценивают работы своих сверстников. А призы получают все! И пусть праздник не затягива ется. Дети не должны ухо дить с него уставшими. Пусть вместе с забавными сувенирами они унесут до мой веселое, радостное на строение — ведь с ним у ре бят и в дальнейшем будут связаны приятные чувства. А подарки? Что дарить своему ребенку? Конечно, ро дители лучше, чем кто-либо, знают, что надо их сыну или дочке. Но не следует забы вать: это все-таки праздник ребенка. Поэтому не надо обманывать его ожиданий и вместо футбольного мяча да рить выходные ботинки или нарядное платье вместо кук лы, о которой мечталось. И не надо делать дорогих по дарков: стоимость в оценке ребенка никакой роли не иг рает. Важно, чтобы в этот памятный дейь сбывались заветные желания. Но об этих желаниях надо заранее, исподволь узнать, и тогда не случится так, что дорогие краски принесут огорчение: ведь так хотелось иметь смешного лохматого медве жонка. Вот о чем говорили мы с Агнией Львовной Ба р т о , вспомнив однажды ее дав ние стихи... Л. БЕРНАСКОНИ, корр. ТАСС. ВТОРНИК, 13 марта Первая программа , МОСКВА. (] программа ЦТ). 13.30 Программа передач. 13.35 Новости. 13.45 Для школьников «Искатели». Телевизионный клуб. 14.15 «Девушка-парикмахер». Ху дожественный фильм. КНДР. 1972 год. 15.30 Ф. Шопен — 24 прелю дии. Исполняет лауреат междуна родных конкурсов В. Кастельский. 16.25 Кинопрограмма Казанской студии кинохроники. «Высокая но та», «Орошаемые гектары», «Са лих Сайдашев». 17.00—17.15 «Днев ник соревнования». НОВОСИ БИРСК, 19.00 Для детей. Про грамма мультиплик а ц и о н н ы х фильмов. 19.40 «За строкой социа- .диетических обязательств». Жи вотноводы Первомайского совхо за делятся опытом. 20.25 Изве стия. 20.40 «Мировой парень». Ху дожественный фильм. «Беларусь- фильм». 1971 год. МОСКВА. (1 программа ЦТ). 22.00 Новости. 22.10 «Год третий, решающий», «Волжский автомобильный». Пе редача 4-я. 22.50—23.50 Премьера телевизионного документального фильма «Дмитрий Кабалевский». Творческое объединение «Экран» 1973 год. СРЕДА, 14 марта Первая программа МОСКВА.' (По системе «Орби та»)^: 13.30 Программа передач. 13.35 Новости. 13.45 Для школьни ков. «Искатели». Телевизионный клуб. 14.15 «Международная . па норама». 14.45 В. Рогов — «Золо то, золото — сердце народное». Литературно-музыкальная компо зиция по произведениям II. А. Некрасова. Часть 1-я. 16.15—16.25 Технический перерыв но системе «Орбита». 16.25 В. Рогов — «Зо лото, золото — сердце народное». Часть 2-я. 17.20 В эфире — «Мо лодость». 18.00 «Время». Инфор мационная программа. 18.30 Цвет ное телевидение. Показательные выступления сильнейших фигури стов мира. Передача из Дворца спорта Центрального с т а д и о н а имени В. И. Ленина: 21.30 «Меж дународная п а н о р а м а». 22.00 «Свадьба». ’Телевизионный худо жественный фильм. 22.20 Музы кальная программа по письмам зрителей». 22.50—23.00 Техниче ский перерыв по системе «Орби та». 23.00—4)3.30 «Время». Ин формационная программа. Вторая программа НОВОСИБИРСК. 19.30 Изве стия. 19.45 Арии из опер и роман сы. 20 30 Реклама. 20.45 «Прове- 'рено на себе». 'Научно-популяр ный фильм. «Киевнаучфильм». ЧЕТВЕРГ, 15 марта Первая программа НОВОСИБИРСК. 9.30 Учебная программа. Литература. 8-й класс. И. В. 1оголь — «Мертвые души». МОСКВА. (По системе «Орбита»). 13.30 Программа передач. 13.35 Новости. 13.45 Для школьников. «Веселые старты». 14.30 Ленин ский университет миллионов. «Со циалистическая дисциплина тру да». Репортаж с харьковских за водов «Серп и Молот» и ГПЗ-8. 15.00 Цветное телевидение. Пока зательные выступления сильней ших фигуристов мира. Передача из Дворца спорта Центрального стадиона имени В. И. Ленина. 16.15—16.25 Технический перерыв по системе «Орбита». 16.25 Про должение трансляции показатель ных выступлений сильнейших фи гуристов мира. 18.00 «Время». Ин формационная йрограмма. 18.30 Ю. Герман — «Дорогой мой че ловек». Спектакль Московского драматического театра.' НОВО СИБИРСК. 21.00 Известия. 21.15 «Экран народного к о н т р о л я » . МОСКВА. (По системе «Орбита»). 22.00 Цветное телевидение. «Ка русель». Телевизионное обозрение. 22.50—23.00 Технический перерыв по системе «Орбита». 23.00—23.30 «Время». Информационная про грамма. Редактор А. Т. ПОДДУБСКИЙ НАШ АДРЕС: Ж 5 » з"Й -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2