Мошковская новь, 1973, № 025

;«МОШКОВСКАЯ новь»? :27 февраля 1973 г. № 25; ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СМОЛЕНСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ✓ W \ / W W V A A A A A / V W W W \ A Воспитывать патриотов «Советской Армии, флоту, авиации нужны сейчас люди образованные, идейно стойкие, физически закаленные, способ­ ные соединить традиции без­ заветного мужества отцов со­ вершенным знанием современ­ ной техники». Л. И. БРЕЖНЕВ (Из доклада на XXIV съезде КПСС.) Провожали Володю торжест­ венно. Четкий строй школьной линейки, красные галстуки в ря­ дах, живые цветы, выступления ребят и учителей. Напутствова­ ли тепло, сердечно, напомина­ ли о годах, проведенных за школьной партой, просили не забывать и поддерживать связь, требовали не уронить честь выпускника Смоленской школы. И кроме того, вручили для памяти и исполнения отпе­ чатанный и хорошо оформлен­ ный «Наказ военнослужащему». Поблагодарил Володя своих товарищей, своих наставников и уехал служить в ряды Совет­ ской Армии. Приходили в школу письма. Писал молодой воин о службе, о буднях армейских, о боевых товарищах. Шли письма и из школы в воинскую часть. Сооб­ щали ребята о своих делах: учебе, работе на полях совхоза ,. интересных мероприятиях. Связь эта, постоянная, живая, не прерывалась. А в нынешнем учебном году школа получила следующий до­ кумент: «Мейзер Владимир Александрович во время службы зарекомендовал себя дисципли­ нированным и исполнительным воином. По роду службы имеет отношение к сложной аппарату­ ре. Благодаря настойчивости, терпению, хорошим знаниям и помощи товарищей, за короткий срок сумел овладеть необходи­ мыми навыками по ее эксплуа­ тации. Сейчас он является специа­ листом третьего класса, посто­ янно совершенствует свое мас­ терство по ремонту вверенных ему приборов». Характеристика подписана командиром подразделения и его заместителем по политичес­ кой части. Таких характеристик в Смоленской средней школе уже немало, они составляют от­ дельный стенд «Служу Советс­ кому Союзу». Эти документы, являясь уже каким-то опреде­ ленным итогом работы школы, поскольку характеризуют уро­ вень подготовленности и воспи­ танности ее выпускников, стано­ вятся в то же время и хорошим материалом для дальнейшего развертывания в школе работы по военно-патриотическому вос­ питанию учащихся. Школа, как и центральная усадьба совхоза «Смоленский», молода. В декабре 1972 года она отмечала свое пятилетие. Юрий Тихонович Храпов руко­ водит школой со дня ее орга­ низации. Что представляет сей­ час школа внешне? Типовое здание школы и школьного ин­ терната, хорошее оформление, чистота и порядок во всех по­ мещениях. Двадцать учителей и сто девяносто три учащихся по­ любили свою школу и делают многое, чтобы она стала их родным домом. Начинают складываться опре­ деленные традиции в вопросах военно-патриотического воспи­ тания. В системе преподавания уче­ бных предметов заложено не­ мало возможностей использова­ ния материалов о героических страницах истории нашей стра­ ны, в целях воспитания у ребят чувства преемственности вели­ кого дела, ответственности за укрепление и развитие идей Ок­ тября. Учителя Смоленской школы достаточно используют это и в начальных классах, и в старших—на уроках литерату­ ры, истории, обществоведения. Интересна в этом отношении работа Юрия Тихоновича как учителя истории. Ежегодно его десятиклассники пишут рефера­ ты по истории Великой Отечест­ венной войны. Темы, предлага­ емые учителем, охватывают весь круг вопросов, связанных с ве­ ликим подвигом советского на­ рода в суровые для страны го­ ды. Вот некоторые из них: «КПСС—организатор и вдохно­ витель победы советского наро­ да в годы Великой Отечествен­ ной воины», «Сталинградская битва», «Комсомол в годы вои­ ны», «Герои подполья», «Доб­ лестный труд рабочих, кресть­ ян и интеллигенции Новосибир­ ской области в годы войны». В ходе такой работы учащиеся не только овладевают умением работать с книгой, сопостав­ лять факты, формулировать вы­ воды, но и приучаются нахо­ дить дополнительный матери­ ал, преломлять его в соответст­ вии с выбранной темой, береж­ но относиться к историческим фактам. С учебной работой тесно свя­ заны и внеклассные мероприя­ тия. В планах классных руково­ дителей можно увидеть беседы, посвященные вопросам русской военной истории, беседы о зна­ менитых полководцах и воена­ чальниках, о героях комсомоль­ цах и пионерах. Ребята активно участвуют в подготовке к та­ ким беседам и классным часам, хорошо воспринимают их. В прошлом учебном году после классного часа о Зое Космо­ демьянской восьмиклассники выступили инициаторами связи с матерью отважной комсомол­ ки. Письмо ребят, горячее, взвол­ нованное, полное преклонения перед подвигом Зои, не осталось без ответа. Любовь Тимофеевна Космодемьянская ответила смо­ ленским школьникам: «Будьте и вы такими честными и смелы­ ми, какими были Зоя и Шура. Никогда не отказывайтесь от малых дел— из малого вырас­ тает великое. Готовьтесь стать достойными гражданами нашей страны, строителями светлого коммунистического общества». Прочно вошли в систему ра­ боты школы мероприятия- праздники: День Победы, День Советской Армии и Военно- Морского Флота, День танкис­ тов, День Ракетных войск и ар­ тиллерии и другие. В эти дни проводятся уроки мужества, бе­ седы, сборы, вечера, выпуска­ ются стенные газеты й боевые листки. На уроках мужества перед ребятами выступали од-' посельчане, участники боев с фашизмом: артиллерист Ь . К. ч э д и н ц б в , боец войск ПВО А . ь. Чадранцева, политрук роты гвардейской дивизии и. И. Ха­ вин, военный моряк Н. К. Сафа- нов и другие. Фронтовики рас­ сказывали о своих боевых то­ варищах, о боях на различных участках фронта, и у школьни­ ков возникало чувство соприча­ стности к подвигу. Живые лю­ ди, те, кто вынес все и победил, те, кто дал возможность нынеш­ ним мальчишкам и девчонкам спокойно жить и учиться, были перед ними. Не сказочные бога­ тыри, а простые, обыкновенные люди с орденскими планками на гражданской одежде. И боль­ шой концерт, который учащи­ еся поставили для бывших фронтовиков при вручении им юбилейных медалей, и чествова­ ние ветеранов в День Победы, и ставшие традиционными поз- дравле ния в День Советской Армии и Военно-Морского Фло­ та— все ато стало для ребят не очередными -дежурными ме­ роприятиями, а важным граж­ данским делом, актом благо­ дарности, актом приобщения к истории. Этим же целям воспитания гражданственности служит и оформление школы. Стенды «Героические подвиги советских людей во имя Родины», «О зе­ мляках — участниках боев», «Они сражались за Родину» привлекают и качеством офор­ мления, и глубоким содержа­ нием. Учителя заботятся о накопле­ нии материала по военно-пат­ риотическому воспитанию. В школе есть переписка ребят с семьей партизан Васильевых. Евгения Ивановна и Николай Васильевич воевали в партизан­ ском отряде. Смоленцы узнали о действиях отряда, познакоми­ лись с боевой характеристикой Евгении Ивановны. Семья эта осуществляла весь 1971-72 уче­ бный год своеобразное шефст­ во над восьмым классом. Важное место занимает связь с выпускниками, проходящими службу в рядах Советской Ар­ мии. Их провожают, как и Во­ лодю Мейзера, отдельные клас­ сы ведут с ними постоянную переписку, во время кратко­ срочных отпусков они обязатель но бывают в школе, выступают перед учащимися. Не забывают о военнослужащих и после окон­ чания службы. Их торжествен­ но встречают, они уважаемые гости в школе. Дальнейшее развитие военно- патриотическое воспитание по­ лучило с введением в школе на­ чальной военной подготовки. Военрук Якуб Степан Ивано­ вич оформил военный кабинет и комнату. Школа сейчас рас­ полагает, в основном, всем не­ обходимым для ведения началь­ ной военной подготовки: здесь наборы плакатов, библиотечка но военной тематике и другие пособия. Учебная программа выполняется полностью. Осу­ ществляется помощь классным руководителям в проведении военной игры «Зарница». Вопросы военно-исторические, материалы переписки, внутри- школьные вопросы находят свое отражение в стенной газе­ те «Юный патриот». Ребята с увлечением зани­ маются в стрелковом кружке. Школьники, особенно старшек­ лассники, хорошо понимают не­ обходимость овладения началь­ ной военной подготовкой. Уча­ щиеся 9—10 классов регулярно смотрят кинофильмы по военно- патриотической тематике, полу­ чаемые школой через фильмо­ теку. После просмотра одного фильма Степан Иванович пред­ ложил ребятам написать о сво­ их впечатлениях. Вот некото­ рые выдержки из этих записей. Борис Латыков: «После про­ смотра фильма выводы напра­ шиваются сами собой. Требует­ ся много знаний, чтобы овла­ деть этой техникой». Николай Дураков: «Посмот­ рев фильм, я сделал вывод, что без глубоких, основательных знаний в Армии делать нечего». И то, что такой вывод учени­ ками сделан—это уже следст­ вие определенной самооценки под влиянием целенаправленно­ го воспитания. Коллектив Смоленской сред­ ней школы взял правильное направление. Воспитание у школьников личной ответствен­ ности за защиту социалисти­ ческого Отечества, готовности к службе в Вооруженных Силах СССР, знакомство со специфи­ кой воинского труда, воспита­ ние патриотов нашей Родины— эти задачи в школе решаются положительно. В. ЧЕРЕМИСИН, инспектор районо. Разговор, начатый районной газетой на тему «Руководитель —значит воспитатель» злобод­ невный, очень нужный. Давно известно: если, руководитель не просто хороший хозяйственник, а воспитатель, именно полити­ ческий руководитель,, способ­ ный организовать, сплотить коллектив, если он умело опира­ ется на общественные организа ции и на коллектив, если этот руководитель — воспитанный, тактичный человек, если за хо­ зяйственными делами умеет увидеть человека, помочь ему— у такого руководителя дела пойдут обязательно хорошо. В связи с этим я хочу рас­ сказать об одном человеке, то­ варище по партии. Много лет я знаю Тимофея Никитовича Артеменко, ком­ муниста, одного из опытных специалистов сельскохозяйст венного производства. Два де­ сятка лет трудится он в совхо­ зе. Был бригадиром фермы, председателем рабочего комите­ та, зоотехником фермы. Что значит работа на ферме, 0 СВОЕМ ТОВАРИЩЕ РУКОВОДИТЕЛЬ — ЗНАЧИТ ВОСПИТАТЕЛЬ многие понимают. Быть всегда с людьми, там, где непосред­ ственно решается задача повы­ шения производства животно­ водческой продукции,—дело от ветственное. И коммунист Ар теменко работает с сознанием этой высокой ответственности. Совсем недавно (нет еще года) Тимофею Никитовичу доверено руководство коллективом пер­ вой фермы совхоза. Надо ска­ зать, что коллектив фермы дружный. Общие интересы, взаимопонимание и взаимопо­ мощь—все это помогает -людям в работе. Умело опираясь на коллектив, управляющий поддерживает все новое, передовое. И дело спо­ рится. Ферма держит первенст­ во в социалистическом соревно­ вании. За минувший год здесь . .получено 5105 поросят, 3142 це­ нтнера привеса, продано госу­ дарству 2688 центнеров мяса. Это результат труда всего кол­ лектива во главе с управляю­ щим коммунистом Артеменко. Много забот у управляющего фермой. Рано утром и поздно вечером—он всегда с людьми, всегда на ферме: надо прове­ рить, как выполняется распоря­ док дня, каково качество при­ готовленного корма—да мало ли забот. Много внимания уделяет уп­ равляющий учебе животново­ дов. Все работники фермы уча­ тся, повышают свои знания, свою квалификацию. Немало передовиков на этой ферме. О них не раз уже рассказывала районная газета. Управляющий считает необ­ ходимым посоветоваться с лю­ дьми, выслушать их замечания, предложения, чтобы потом при­ нять правильное решение. Ре­ гулярно, каждый месяц, на фер­ ме ибдводятся итоги социалис­ тического соревнования. Колле - 1 ктив фермы соревнуется с со­ седней фермой, проводятся вза­ имопроверки. А это очень дей­ ственная форма контроля за ходом соревнования, т. к. она позволяет быстро узнать об опыте передовиков, выявить недоработки, заставляет лучше трудиться. Вернее, является хо­ рошей школой передачи опыта мастеров производства. И управляющий, и коллектив фермы хорошо знают, что дви­ жущими факторами, непремен­ ными условиями соревнования являются гласность, сравни­ мость результатов, возмож­ ность повторения опыта. А по тому н используются здесь эти факторы в полной мере. При­ мером служения общему делу является сам управляющий. Пропагандист всего нового, агитатор, политинформатор — без выполнения этих поручений невозможен руководитель любо­ го коллектива. И коммунист Ар­ теменко правильно понимает это, свою личную роль в воспи­ тании, в организации коллекти­ ва. Он постоянно с людьми, со ­ ветом и делом помогает им. И люди работают с душой. Мне кажется, именно так, как ком­ мунист Артеменко, должен от­ носиться к порученному делу каждый человек. А если он ком­ мунист, да еще руководитель, с него спрос вдвойне. Правильно сказано в докладе Генерально­ го с е к р етаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева на торжествен­ ном заседании в честь 50-летия СССР: «Большевистская непри­ миримость к недостаткам, к любому равнодушию в работе, глубокая партийная ответствен­ ность за то, чтобы получить наибольший народнохозяйствен­ ный эффект, затрачивая наи­ меньшие ресурсы, должны стать неотъемлемыми качества­ ми каждого руководителя». И каждый руководитель на лю­ бом посту должен хорошо это помнить. Т. ЕГОРОВА, член КПСС, начальник- отдела кадров совхоза «Большевик». РЕШЕНИЕ от 23 февраля 1973 года Об утверждении окружной избиратель­ ной комиссии по выборам в Мошковский районный Совет депутатов трудящихся вместо выбывшего депутата. Наосновании ст. 145 Конституции РСФСР и в соответствии ст. 46, 47 «Положения о выборах в краевые, обла­ стные, окружные, районные, городские, сельские и поселковые Советы депута­ тов трудящихся РСФСР» исполнитель­ ный комитет Мошковского районного Со­ вета депутатов трудящихся РЕШИЛ: Для проведения выборов в Мошковс­ кий районный Совет депутатов трудя­ щихся утвердить окружную избиратель­ ную комиссию по Томиловскому избирательному ок­ ругу № 52 Председатель окружной избиратель­ ной комиссии Евдокименко Николай Сте­ панович — от первичной коммунистичес­ кой организации совхоза «Восход» Заместитель председателя окружной избирательной комиссии Зейвольдт Кон­ стантин Константинович —от первичной коммунистической организации совхоза «Восход». Секретарь окружной избирательной комиссии— Кияковсная Людмила Игна­ тьевна —от коллектива учителей Томи- ловской восьмилетней школы. Члены окружной избирательной ко миссии: Попова Ирина Павловна— от коллек­ тива учителей Томиловской восьмилет- Владимировна— аг совхоза «Восход» ней школы. Назарова Римма рабочих и служащих Зам. председателя исполкома Мошковского районного Совета депутатов трудящихся А. ПЕРЕТОКИН За секретаря исполкома Мошковского районного Совета депутатов трудящихся, член исполкома И. ГЕРАСЕННО

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2