Мошковская новь, 1973, № 012

^ - гг- — : : е ^ ; « МОШКОВСКАЯ НОВb »^ = ^ ~ ' ~ ^ :v- ' -----' —- ^ = 27 января 1973 г. № 12 = — ПРОПАГАНДИСТЫ-ПРОВОДНИКИ ИДЕЙ ПАРТИИ «Искусство всякого пропагандиста, агитатора в том и состоит, чтобы наилуч­ шим образом повлиять на данную аудиторию, делая для нее известную истину возможно более у б е д и т е л ь н о й , возможно легче у с в о я е м о й , нагляднее и тверже в о с п р и н и м а е м о й » . В. И. ЛЕНИН. В ТЕСНОЙ СВЯЗИ с жизнью М. Д. КОВРИЖНЫХ, пропагандист начальной политшколы по изучению основ экономических знаний совхоза «Большевик» Воспитательная работа с трудящимися всегда зани­ мала и на современном этапе занимает особо важное место во всем комплексе работ по строительству нового общества — коммунистического. Активную роль в этом призвана сыграть партийная пропаганда. Чтобы пар­ тийная пропаганда успешно справилась со стоящими перед ней задачами, она должна опираться на опыт и практику, быть тесно связанной с жизнью. Пропагандисту приходится много заниматься, чтобы каждое слово было весомым, зримым. Ведь значение живого слова очень огромно, его трудно переоценить. И я всегда помню об этом. Выступая перед слушателями, стараюсь вызвать у них самих желание размышлять. А это достигается тогда, когда пропагандист сам хорошо подготовился к занятиям, когда он не просто читает лекцию, а мыслит вслух и этим заставляет мыслить слушателей. Наибольшее впечатление оставляют начало и конец лекции, беседы. Поэтому всегда рассказываю о путях познания изучаемой темы, ставлю цель перед слуша-. телями. Приступая к изучению основ экономических знаний, слушатели хорошо поняли, для чего нужны им эти знания, прониклись сознанием необходимости изучения этого материала. На занятиях изучаемое постоянно увя­ зываем с жизнью, с практикой, с трудом коллективов, используем материалы из областной и районной газет. Лучшему усвоению материала помогает применение технических средств. Внимательно подходим к рассмотрению предложений слушателей по экономии и бережливости и эти предло­ жения внедряем в производство. В школе занимаются около 20 человек. По образо­ ванию: 2 — с начальным, у остальных — 8— 10 клас­ сов. Такой состав слушателей заставляет дифференци­ рованно подходить к распределению вопросов для под­ готовки, особенно тщательно готовить материал: ведь это же экономика. Начинаем занятия обычно с политинформации. При­ влекаем для этого и самих слушателей. Большое внимание уделяем политинформации среди населения. Учителя идут на производственные участки с беседами, передают людям те знания, которые полу­ чили в политшколе. Слушатели, повышая свои знания, оказывают боль­ шое влияние на производственную деятельность окру­ жающих, на расширение их кругозора, на коммунисти­ ческое воспитание трудящихся. ДЕЙСТВЕННОСТЬ ВЕЛИКА Л. А. ГОЛУБКИНА, пропагандист школы марксизма-ленинизма ст. Ояш Успех занятий зависит не только от того, насколько сам пропагандист подготовился к этим занятиям (хотя это тоже очень важно), но и от того, как сами слуша­ тели готовы к занятиям. Самый хороший, подготовлен­ ный пропагандист мало что даст, если слушатели сами не почитали учебник, не посидели над книгой, не смот- . рели газету, журнал. «Слово, по выражению А. М. Горького,— это одежда всех фактов, мыслей». Но наша речь — «это малютка- минутка». Она быстро улетает и может не возвратить­ ся. Вот и нужно организовать слушателей работать са­ мостоятельно с книгой, с программным материалом, учитывая их индивидуальные особенности. Это, я считаю, очень важная задача пропагандиста. Занятия достигнут цели тогда, когда слушатели активно участвуют в работе, высказывают свои мне­ ния, суждения по изучаемым вопросам. А этого можно добиться только путем самостоятельной работы каж­ дого слушателя. Когда я иду к слушателям, меня всегда интересует вопрос: как заинтересовать их, чтобы они с большим интересом, с желанием взялись за изучение данной темы. Очень волновалась, когда шла на первое в этом году занятие по теме: «Торжество ленинской национальной политики в СССР». С чего начать? И я начала с такого эпизода: «Ноябрь. 1917 год. Отряды Красной гвардии дви­ жутся по улицам Петрограда, а по направлению к Смольному идет продрогшая, в стареньком пальто, де­ вочка, лет 15-ти. Отец ее и старший брат ушли с от­ рядами Красной гвардии, а девочке надо работать. У Смольного ее остановил патруль. — Девочка, ты куда идешь? — К Ленину! Долго ходила по коридорам. И вот, наконец, в одной из комнат ее задержал человек. Невысокий, широкопле­ чий. Глядел он так ласково, что хотелось говорить с ним дольше. Узнав, что девочка хочет работать у Ле­ нина, он спросил: — А что будешь у него делать? — Все, что он скажет, — выпалила она. — Ну, а если он скажет печатать на машинке? Но вот печатать она не умела. Это ничуть не смути­ ло нового знакомого: — Научитесь. Идите в соседнюю комнату к Бонч- Бруевичу, скажите, что прислал Ленин... Девочка оторопела: «Так вот он какой, Ленин...». Так 15-летняя Павла Шахунова, по указанию В. И. Ленина, была принята машинисткой в Совнар­ ком. «А через некоторое время, — вспоминает Павла Алексеевна, — я печатала первые документы Совет­ ской власти: «Декларацию прав трудящегося и эксплуа­ тируемого народа», «Декларацию прав народов Рос­ сии». Пройден полувековой путь развития общесоюзной государственности отдельных наций и народностей, за­ мечательный опыт пробуждения, становления и рас­ цвета больших и малых народов. Широка страна моя родная! С какой вдохновенной силой и гордостью зву­ чат эти слова на всех языках народов СССР». Рассказываю о нашей Родине, где свободно живут и расцветают нации и народности, объединенные еди­ ным стремлением, спаянные одной великой целью. Небольшой эпизод из истории помог мне сразу зав­ ладеть вниманием слушателей, направить на восприятие изучаемой темы. Когда мы переходили к изучению программного ма­ териала по курсу научного коммунизма, моя задача как пропагандиста состояла в том, чтобы пробудить ин­ терес у слушателей к изучаемому предмету, чтобы по­ лученные знания они широко использовали в повсед­ невной жизни. Например, тема: «Наука о неизбежности гибели капитализма и торжестве коммунизма». Я на­ чала словами В. И. Ленина: «Куда ни глянь на каж­ дом шагу встречаешь задачи, которые человечество в состоянии разрешить немедленно. Мешает капитализм. Он нанопил груды, богатства — и сделал людей раба­ ми этого богатства. Он разрешил сложнейшие вопросы техники — и застопорил проведение в жизнь техниче­ ских улучшений из-за нищеты и темноты миллионов населения, из-за тупой снаредности горстни миллио­ неров». Вызван интерес к предмету, а дальше его нужно подкреплять. Занятия чаще строю таким образом. Намечаю тему, даю индивидуальные задания (в зависимости от под­ готовки и заинтересованности слушателей). Материал готовится. Кажется, все в порядке. Да нет, далеко не все. А как вызвать на откровенность людей? Ведь не­ которые пришли прямо с работы, усталые, у другого- домашние заботы. Поэтому начинаю или с интересной статьи из журнала, из газеты, или с какого-либо эпи­ зода из истории нашей страны, и т. д., подбираю такое, чтобы сразу обратить внимание каждого, завладеть этим вниманием, связать тему с задачами сегодняшне­ го дня. А потом и сами слушатели активно участвуют в разборе, анализе всех вопросов изучаемой темы. Например, изучается тема: «Социализм и личность». Одному слушателю поручаю приготовить доклад на те­ му: «Личность при социализме»; другие изучают ее по ( учебнику. Тема очень важная, злободневная. И моя задача — вызвать к нрй интерес и активность слуша­ телей в ее обсуждении. Определяю такие вопросы: 1. Моральный облик строителя коммунизма. 2. Наш район в 9 пятилетке. 3. Наука и коммунизм. 4. Сибирь в планах 9 пятилетки. 5. Формирование марксистско-ленинского мировоз­ зрения — основа коммунистического воспитания тру­ дящихся. Вот такие задания с учетом индивидуальных возмож­ ностей (посильные задания, а поэтому выполнимые) побуждают человека к выполнению, развивают, если можно так сказать, вкус к политическим занятиям, уверенность слушателя в своих силах, желание вы­ полнить задание, способствует теоретическому росту слушателей. А кроме всего помогают им вести полити­ ческую работу в массах. Да, именно так, вести работу в массах. Стараемся, чтобы знания, полученные на занятиях, использовать в дальнейшем. Учителя используют материал в школе, для учащихся, руководители производственных участ­ ков — в беседах с рабочими, в политинформациях. Таким образом, действенность политической учебы ве­ лика. ^ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ- В ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЛА Н. А. ГАЛУЗИН, пропагандист начальной политшколы по изучению основ гражданского законодательства (совхоз «Барлакский») Моя группа слушателей была организована в 1969 году. В 1969— 70 гг. мы изучали историю КПСС, в 1970— 72 гг. —- основы экономических знаний. А теперь, в текущем году, изучаем основы советского законодательства. Занимаются в политшколе 22 чело­ века. Занятия проходят строго по программе. При ответах слушатели показывают хорошие знания. Надо сказать, что с такими слушателями, как в моей политшколе, работать интересно. Это передовые брига­ диры дойных гуртов М. Кожемякин и П. Свинцов, один из лучших трактористов Ф. Кочубей, бригадир птице­ фермы Т. Скирда, передовая тепличница Н. Боковико- ва и многие другие. Бесспорно, политическая работа, учеба коммунистов сказывается на результатах производственной деятель­ ности. Школа основ экономических знаний научила -4-х заниматься экономикой, анализировать свою производ­ ственную деятельность, а используя имеющиеся резер- ; вы и возможности, повысить производительность труда. Учеба в текущем году поможет нашим слушателям лучше понять законы жизни нашего общества, чтобы вести действенную воспитательную работу на своих участках, в своих коллективах. Как я уже сказал, в этом году мы изучаем основы советского законодательства. Используем для подготов­ ки учебник «Основы советского законодательства», ма­ териалы из журнала «Человек и закон», из газет. По отдельным темам поручаем выступать самим слу­ шателям. Постоянно на каждом занятии 20 минут мы отводим на опрос. Материал, изучаемого курса, новый для нас и порой бывает трудным. Поэтому для закреп- . ления изученного, лучшего усвоения материала, ис­ пользуем практические занятия, совместный разбор. Привлекая слушателей к самостоятельной работе над темами, даем задание по отдельным разделам на дом, а на следующем занятии каждый из подготовившихся выступает. И мы уже можем судить, как товарищ разо­ брался в этом материале, что усвоил хорошо, а что - недостаточно. Сразу видно, какая и в чем нужна ему помощь. Собеседованию на каждом занятии отводим не менее 30 минут. Слушатели имеют конспекты, ведут необходимые записи: это тоже помогает в учебе. На практике я убедился: где думают над разнообра­ зием форм в организации занятий со слушателями, там и результаты работы лучше.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2