Календарь знаменательных и памятных дат на 2022 год - 2021

144 Н . С . Петров ( хормейстер ), Н . М . Сокольский ( балетмейстер ), беспощадный А . В . Павлов - Арбенин ( первый дирижёр ). Были организо - ваны оперная и балетная студии . Танцеваль - ные сцены появлялись почти во всех операх , в первом сезоне было поставлено и два само - стоятельных балета : « Шопениана » и « Сказка о рыбаке и рыбке », а во втором – « Волшебная флейта ». 23.03.1923 на сцене прошёл « силь - ный и захватывающий » бенефис балета сту - дии Н . М . Соколовского с « Пляской смерти » Сен - Санса , « половецкими плясками » и дру - гими балетными фрагментами из опер . « Но - вониколаевск , как центр Сибири , в театраль - но - художественном отношении занял подо - бающее ему место » – отмечает « Советская Сибирь ». Однако премьера « Евгения Онегина » в де - кабре 1923 г . была провалена . « Все ушли ра - зочарованными . К концу театр опустел напо - ловину . Было томительно , было скучно …» – пишет В . Вегман . Новое для пролетариата искусство вызывало сильное противодействие . В числе аргументов против были названы неподготовленность жителей города к вос - приятию такого развлечения и дороговизна билетов . Сибгосопера – единственный сибирский театр , и один из немногих в стране , который с приходом НЭПа остался на госбюджете . Ещё до его переезда газета « Советская Сибирь » ставит вопрос об экономической нецелесоо - бразности открытия нового театра , об излиш - них расходах на его содержание , переводе на хозрасчёт : « Театр – хорошая вещь , но нам , в первую очередь , нужны школы , как пер - вичные ячейки борьбы с темнотою и невеже - ством ». Весной 1923 г . тему активно продол - жил редактор « Сибирских огней » В . Правду - хин , развив её до простого лозунга : « Долой оперу ». Театр еле сводил концы с концами . В сен - тябре 1923 г . директором театра становится Н . М . Милеант . В акте приёма от Юровецкого числились : « деньги в сумме одного червонца .., два счёта типографии « Советская Сибирь ».., две квитанции .., авансовый отчёт с семнадца - тью оправдательными документами ..., лошадь масти вороной 5- ти лет , грива на левую сторо - ну .., 6 дел канцелярии .., клавир к « Пиковой даме », [ коляска ] одноместная на резиновом ходу и рессорах , комплект затяжной сбруи …». На фоне « безденежья » населения и сильного падения сборов руководство всячески пыта - лось пополнить доходность и при этом соблю - сти баланс между её увеличением и привлече - нием в театр « профсоюзных масс ». Несколько раз расширялся сектор дешёвых билетов , упо - рядочивался вопрос прохода по контрамар - кам , в том числе незанятых служащих и род - ственников артистов , уменьшались квоты « ка - зённых » ( бесплатных мест ) для руководства . Давили оперу и органы власти . Анализи - руя финансовый отчёт предприятия за 1923 г ., В . Вегман отмечает : « Кто хоть раз побывал в опере , тот должен был признать , что нигде в Сибири , а только в Новониколаевске име - ется уголок , в котором ярко горит очаг искус - ства . <…> Какое же отношение к этой опере ? Город , например , за освещение дерёт с оперы вдвое больше , чем с других предприятий . Губ - финотдел нажимает всей тяжестью своего на - логового пресса : опера , мол « увеселительное заведение ». В мае 1925 г . Сибгосопера была « обследована <...> по инициативе ПП ГПУ по Сибири в связи с имеющимися данными о бесхозяйственном ведении дел ». Некоторые замечания по учёту материалов и злоупотре - блениям были подтверждены . Несмотря на трудности , Сибгосопера успешно работала : труппа была укомплекто - вана , расширялся репертуар , ставились но - вые спектакли . В сезоне 1924/25 гг . в труп - пе играла Л . А . Андреева - Дельмас , которой Александр Блок посвятил цикл стихов « Кар - мен ». Не оставалась в стороне детская ауди - тория . По воскресеньям и в праздничные дни проводились утренники . На высоте была оперная труппа , она « по - истине является большим вокальным дости - жением . В репертуаре Рабочего Дворца нет такой оперы , в которой хор не выделился бы своей звучностью и стройностью ». Самая молодая артистка хора Вера Афиногеновна Евреинова вспоминала : « Голоса были подо - браны великолепно , один к одному . <...> Если

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2