Календарь знаменательных и памятных дат на 2022 год - 2021

120 здесь действовал Колыванский городовой ма - гистрат , который в 1797 г . превратился в Ко - лыванскую ратушу ( тот же магистрат , но про - винциальный ). Новую жизнь острогу дал Московско - Си - бирский тракт , который прошёл через Чаус - ский острог в конце XVIII в . Население , дав - но уже занимавшееся сельскохозяйственным трудом , занялось торговлей и ремеслом по из - готовлению предметов для обеспечения жиз - недеятельности тракта . На крестьян Чаус - ского ведомства была возложена обязанность поставлять по очереди или по подряду под - воды для ямской гоньбы . Положение острога оказалось очень выгодным : пересечение Оби , в которую впадала река Чаус ( бывшая полно - водной и судоходной в те времена ) и Москов - ско - Сибирского тракта привело к тому , что бывший острог стал торгово - экономическим центром региона . Имеется информация , что после того , как Чаус был объявлен уездным городом Колывань , планировалось возвести его в статус губернского города вместо Томска , но по разным причинам этим планам не суж - дено было осуществиться . Поселение , по - прежнему называвшееся Чаусским острогом , постепенно росло . В 1799 г . оно стало центром прихода церкви Богоявле - ния , которая первоначально была деревянной , а в 1816 г . была заложена каменная церковь . После превращения Чаусского острога в го - род Колывань двести лет назад – в 1822 г . – в городе появились богадельня , две лавки , питейный дом , соляная лавка , окружное каз - начейство , присутственные места , почтовая контора , полицейское управление , окружной и земский суд . Через Колывань кроме торгово - го пути проходил также путь ссыльных и ка - торжан в Сибирь , а сама Колывань стала ме - стом ссылки . Однако город располагался в неудачном месте – с конца XVIII в . частые наводнения привели к тому , что купцы стали объезжать город по гористой местности в восьми кило - метрах к югу от первоначального размещения острога . И тогда горожане добились переноса города в то место , где и проезжали купцы . С 1844 г . началось постепенное перемещение города на новую площадку , а на месте бывше - го города осталось село Чаус . Но жители Ко - лывани долго не желали переселяться с наси - женного места , и властям даже пришлось при - нять « энергичные меры », чтобы ускорить этот процесс . Но в итоге , к 1859 г . в селе Чаусском остался 91 двор , в то время как в перенесён - ной на новое место Колывани – 258. Но к это - му времени Колывань из уездного города ста - ла заштатным . Население города в эпоху его расцвета бы - стро росло . Так , в 1826 г . в Колывани про - живали 800 человек , а в 1846 г . – уже 1 200. В 1858 г . в городе был всего лишь 2 251 жи - тель , а к 1897 г . их количество составляло уже 11 703 человека ( что сравнимо , напри - мер , с Курганом , насчитывавшим 10 300 жи - телей , или Бийском с 17 200 жителями ; одна - ко , это значительно меньше , чем в Барнауле – 21 000 горожан или Томске – 53 000). Сооружение Транссибирской железной до - роги в конце XIX в . привело к окончательно - му упадку экономического процветания Ко - лывани . В . Г . Кокоулин ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 1. ГОРБАЧЁВ В . Г . Город Колывань : истори - ко - архитектурный очерк // История городов Сибири досоветского периода (XVII – начало ХХ в .). – Новосибирск : Наука , 1977. 2. МИНЕНКО Н . А . По старому Московскому тракту . – Новосибирск : Новосибирское книж - ное издательство , 1986. – 118 с . 3. МАТВЕЕВА Л . Л ., Гусаченко В . Л . Колы - вань историческая . – Новосибирск : Наука , 1996. – 117 с . 4. КАТИОНОВ О . Н . Московский тракт и его жители в XVII–XIX вв . – Новосибирск , 2004. – 340 с .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2