Календарь знаменательных и памятных дат на 2022 год - 2021
106 Г . М . Будагов был переведён в Томск на место помощника строительства Средне - Сибирской дороги . Год строительство моста велось без ру - ководителя работ . Во второй половине 1895 г . за ним « наблюдает и распоряжается непо - средственно сын г - на Березина ». Завершал дело ещё один замечательный инженер – Ни - колай Михайлович Тихомиров , до этого быв - ший начальником IX участка службы ремон - та пути ( Каргат – Кривощёково ), а в октябре 1896 г . возглавивший окончание строитель - ства моста . К весне 1896 г . был закончен первый двух - консольный пролёт над фарватером реки ( № 4). Далее летом были собраны три пролёта со стороны левого берега , а осенью и последу - ющей суровой зимой ещё три с правого берега . Прямое сообщение между Омском и Кри - вощёковым открылось с 14 сентября 1896 г ., с 15 октября по Западно - Сибирской желез - ной дороге открывается « правильное дви - жение » с работами всех служб , а с 1 января 1897 г . также и по Средне - Сибирской на Обь - Красноярском участке . Пассажирские по - езда до Кривощёково ходили два раза в не - делю : по средам и субботам . Дальше дорога обрывалась – пассажиров забирали извоз - чики и по льду переправляли на другой бе - рег . Таким способом проследовал в ссылку В . И . Ульянов ( Ленин ), который стал одним из первых пассажиров , проехавших через Но - во - Николаевск почти сквозным железнодо - рожным путём , ещё до сдачи железнодорож - ного моста через Обь . Последний , пролёт № 5 был опущен на опоры 16 марта 1897 г . 28 марта « экстренным поездом из Петер - бурга прибыла комиссия для осмотра и при - ёмки железнодорожного моста через реку „ Обь ”». Возглавлял специальную комиссию Министерства путей автор проекта профес - сор Н . А . Белелюбский . Три дня проходили испытания нового сооружения , которые были разбиты на два этапа . При первых – статиче - ских испытаниях – на мост загонялись 4 сце - пленных паровоза системы «compound», весом в рабочем состоянии 51,5 тонн каждый . Сцеп - ка не менее чем на четверть часа останавли - валась в местах наибольших прогибов пролёта и напряжения концов консолей . Замеряемая при этом величина прогиба не превышала допускаемых расчётных значений . По ста - рой мостостроительной традиции , в это время на льду под мостом стояли его строители , ин - женеры , проектировщики . Что ощущали они в то время , когда наверху загрохотали колё - са первого состава , застонали под тяжестью фермы ? Следующие – динамические испыта - ния – предусматривали проход по мостовому переходу поезда из 2 паровозов и 28 гружёных вагонов . Состав пропускался с разными ско - ростями . Замеры колебаний и напряжения ферм пролётов приборами Френкеля , Пфей - фера и Манэ - Рабю показали , что они облада - ют достаточной жёсткостью и надёжностью . Также было произведено испытание среднего , уравновешенного пролёта на выгиб . 31 марта 1897 г . по мосту было открыто рабочее движение поездов . С 5 апреля уже открывается « правильное » движение . От его закладки до ввода в постоянную эксплуата - цию прошло 2 года и 8 месяцев . При сметной стоимости строительства в 3 млн руб . реаль - ная экономия средств составила почти 20 %. Обский мост Н . А . Белелюбского и Н . Б . Бо - гуславского прослужил более 90 лет . В 1919 г . он пережил подрыв береговых пролётов от - ступающей Белой армией , в 1921 г . стал кос - венной причиной крупнейшей катастрофы на воде , унесшей жизни около 300 человек , в 1965 г . подвергся « авиаатаке » реактивного истребителя . В середине 1970 гг . ледорезы мо - ста были надстроены , на них проложили вто - рой мостовой путь , монтаж которого закончил - ся в апреле 1984 г . Отслужившие мостовые пролёты были ра - зобраны , а один из них в 2003 г . установлен как памятник рядом с мостом на набережной , носящей имя инженера , давшего « зелёный се - мафор » рождению Новосибирска , Константи - на Яковлевича Михайловского . К . А . Голодяев
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2