Календарь знаменательных и памятных дат на 2022 год - 2021
105 будущей станции « Обь ». « Заключены условия с подрядчиками на производство земляных работ <…> нанятые подрядчика ми землеко - пы , в числе до 2000 чел ., с 4 мая приступили к работам ». Первый ново - николаевский « кра - евед », Николай Павлович Литвинов пишет : « Восточный участок к нашему приезду уже начинал строиться , он шёл с правого берега Оби до Тайги и далее ». Литвинов прибыл на стройку вместе с Г . М . Будаговым , уже имев - шим опыт возведения мостовых перехо дов че - рез Волгу и Днепр . Это случилось уже на сле - дующий день после приезда в Криво щёково первого крупного отряда рабочих и техников . Работы продвигались быстро . Рельсы за - казывались на Новороссийском , Брянском , Та - гильском и других заводах , а заготовка шпал велась в Тарском округе . Сначала всё необхо - димое доставлялось по реке , но в 1895 г . же - лезная дорога уже достигла Оби . На правом берегу сразу была проложена железнодорож - ная ветка для транспортировки материалов от пристани в с . Кривощёкове до ст . Обь . Пер - вый поезд по ней прошёл 27 сентября . Тогда же было разрешено временное движение . Изначально снос села Кривощёково не планировался . Мост должен был выходить на сегодняшнюю станцию « Центр ». Михайлов - ский -1 писал в отчёте : « перерасход по сносу строений , а именно 51 096 руб . 87 коп ., про - изошёл потому , что , вследствие изменения направления линии при переходе через реку Обь , потребовалось снести целое село Криво - щёково вместе с церковью , чего не предвиде - лось в расценочной ведомости . Снос этот сто - ил 55 239 руб .». Проект моста с некоторыми изменениями был ещё раз утверждён инже - нерным советом МПС 27 июля и 12 сентября 1894 г . 20 июля 1894 г . у с . Кривощёково со - стоялась торжественная закладка первого камня в правобережный устой будущего мо - ста . Петербургская газета « Новое время » от - мечала , что произошло событие « в полдень , в присутствии губернатора тайного советни - ка Тобизена , строителей старо - русской доро - ги Михайловского и Меженинова , многочис - ленной публики и при огромном стечении народа ». Мост являлся единым инженерным со - оружением , хотя формально относился к За - падно - Сибирскому участку дороги . 1 сентября 1895 г . временное движение было открыто до станции Кривощёково ( ныне – Новосибирск Западный ). По вступившей в эксплуатацию дороге сразу пошли строительные и прочие грузы . Весь период до пуска моста в 400 саженях от него работал железнодорожный паром , ко - торым с берега на берег переправлялись ваго - ны . К нему от магистрали вела специальная ветка – её насыпь на левом берегу сохрани - лась до сих пор . Организовывал переправу подвижного состава , грузов , стройматериалов и техники инженер В . К . Жандр . Переправа была практически круглогодичной – зимой в этом месте железнодорожное полотно укла - дывалось прямо на лёд . 6 декабря 1895 г ., на год ранее предпола - гаемого срока , « путь был сомкнут , сделано со - единение по льду на р . Оби с Западно - Сибир - ской жел . дорогой <…> и открыто было вре - менно рабочее движение на всём протяжении Обь - Красноярского участка , а затем , весь по - следующий 1896 год , дорога , не будучи ещё законченной и оборудованной , выполняла уже своё назначение ». Строительство шло нелегко – серьёзные технические затруднения при возведении опор , наводнения , пожары . В марте 1895 г . при работах на пятой опоре сгорел тепляк ( до - щатый барак вокруг опоры ). Продолжению работ мешал начавшийся большой паводок с мощным ледоходом , который затопил всю кривощёковскую пойму , в том числе рельсо - вые подъездные пути . Огнём , а после и льдом была повреждена значительная часть камен - ной кладки , её пришлось перебирать . 20 мая во время бури затонула баржа с готовым к ра - боте съёмным кессоном . Через год « в построй - ке моста через Обь произошла непредвиден - ная остановка . На последней неделе поста от неизвестной причины сгорели леса , окру - жавшие один из кессонов , причем повреждён и самый кессон . Убыток подрядчика опреде - ляют в 155 000 р .». Но строительство продол - жалось . Сменилось руководство . Летом 1895 г .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2