Календарь знаменательных и памятных дат на 2022 год - 2021

97 мотивы . Некогда скованный нормативными сюжетами и конфликтами образ города осво - бождается от соцреалистических установок и обогащается индивидуальными пережи - ваниями художника . Возникают празднич - ные , карнавальные образы узорчатой Москвы , а улицы Ленинграда утопают в фантасмаго - ричном столпотворении антропоморфных ма - шин , горожан и замерших в пульсирующем пространстве биоморфных объектов . Лишён - ные романтической интонации , сюрреалисти - ческие напряжённые образы Грицюка сугубо экспрессивны , метафоричны и гротескны . На рубеже 1960–1970- х гг . в творчестве мастера намечаются кардинальные измене - ния : преодолев предметный мир городских сюжетов , он окончательно погружается в мир собственных фантазий и допущений и созда - ёт полуабстрактные композиции без назва - ний . В некоторых иносказательных по духу абстракциях он затрагивает и болезненные для своего времени политические вопросы . Период внутренней неустойчивости завер - шился для него инфарктом в 1969 г ., после которого Николай Демьянович долго восста - навливался , а в 1975 г ., во время творческой поездки в Таллин , снова тяжело заболел и по - пал в больницу . Пребывая в мучительном со - стоянии , он , тем не менее , продолжает зани - маться творчеством : едет в Крым , где создает пессимистически окрашенную натурную се - ро - голубую « Крымскую сюиту ». В конце сво - его творческого пути Грицюк вновь обраща - ется к миру города , который интересует его не в конкретных проявлениях , а в обобщён - ном виде – город как метафора . Мастерская Николая Грицюка , оказавше - гося , как и многие художники позднесовет - ского периода , в ситуации « вненаходимости », стала центром притяжения для людей , инте - ресующихся искусством . За беседами и спо - рами формируется стихийное « сообщество своих ». Его мастерскую на улице Советской , в частности , посещали молодые В . С . Буха - ров и М . С . Омбыш - Кузнецов , в будущем – из - вестные новосибирские художники . Главным ориентиром в их творчестве стала заложен - ная в произведениях Грицюка визуальная идея постижения мира с помощью форм , цве - та и пластики . Так , выступая живым транс - лятором художественной памяти об эпохе авангарда , Грицюк во многом предопреде - лил дальнейшие пути развития новосибир - ского искусства . В . Н . Чимитов ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 1. МАНИН В . С . Николай Грицюк . – М . : Со - ветский художник , 1973. – 144 с . 2. НИКОЛАЙ ГРИЦЮК : человек и худож - ник . – Новосибирск : Новосибирское книжное издательство , 1987. – 168 с . 3. СЕНЯВСКАЯ Е . С . Психология войны в ХХ ве ке : исторический опыт России . – М . : РОССПЭН , 1999. – 383 с . 4. НИКОЛАЙ ГРИЦЮК : каталог : в 22 т . – Новосибирск , 2006–2010. 5. МИЗИАНО В . Сообщества застоя // Это было навсегда . 1968–1985 : альбом . – Мо - сква : Государственная Третьяковская гале - рея , 2020. – С . 56–61.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2