Календарь знаменательных и памятных дат на 2022 год - 2021

96 ГРИЦЮК НИКОЛАЙ ДЕМЬЯНОВИЧ художник 100 лет со дня рождения Творческие поиски новосибирского худож - ника Николая Демьяновича Грицюка выхо - дят за границы пространства сибирского ис - кусства . Это связано с тем , что основные кол - лизии его биографии и логика формирования его художественного языка в значительной степени были обусловлены характером общих социокультурных процессов позднесоветского периода . Однако при очевидной обусловлен - ности временем Грицюк демонстрирует и осо - бое , выпадающее из контекста эпохи , миро - видение , воплотившееся в неповторимой ав - торской манере , во множестве выразительных приёмов , в живом отклике на современные ему события и явления . Поэтому , вероятно , его творчество остаётся актуальным и сегодня : и зрители , и художники , погружённые в ви - зуальный мир акварелиста , вступают с ним в безмолвный продуктивный диалог . В юные годы Николай Грицюк был участ - ником Великой Отечественной войны . Это предопределило его дальнейшую судьбу как человека , принадлежащего к особому социо - культурному сообществу – фронтовому поко - лению , для которого характерны бескомпро - миссность , принципиальность , романтические ожидания и в то же время чувство разоча - рования и растерянности , вызванное несо - гласием с противоречивыми событиями и яв - лениями послевоенного времени . Прошед - ший « армейские университеты » фронтовик в 1946–1951 гг . учился на художественном фа - культете Московского текстильного институ - та , в учебной программе которого сохранялись установки авангардного искусства 1920–1930- х гг . Благодаря опосредованному влиянию художественного метода А . В . Куприна и на - ставлениям преподавателя В . В . Почитало - ва , пластические ценности и устремления , от - крытые авангардистами в начале XX в ., про - явились в полной мере в зрелом творчестве Н . Д . Грицюка . В начале 1950- х гг ., после окончания учё - бы и кратковременного пребывания в Ленин - граде , Грицюк возвращается в Новосибирск , чтобы начать работу по созданию журнала мод в местном Доме моделей . В годы хрущёв - ской оттепели он окончательно убеждается в том , что смыслом его жизни является изо - бразительное искусство , и в 1955 г . вступает в Союз художников СССР . В конце 1950- х – начале 1960- х гг . Грицюк создает акварельные серии с образами Ново - сибирска и Москвы . В его ранних произведе - ниях одновременно проявляются черты роман - тического импрессионизма и зарождающегося « сурового стиля ». Для многих документальных образов новосибирской серии характерны наи - вность и оптимизм , в них отражается инте - рес художника к повседневности и городскому быту , а суровая правда проявляется в осмысле - нии мотива каменских домиков , в экспрессио - нистическом образе которых обнаруживается противоречивость последствий урбанизацион - ных и индустриальных процессов , охвативших Новосибирск в то время . В начале 1960- х гг . Грицюк погружается в творческое исследование ландшафтов Пере - славля - Залесского , Прокопьевска , Ленингра - да и других городов , в духе авангардной живо - писи переосмысляет и трансформирует запе - чатлённые ранее московские и новосибирские 10 февраля 1922

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2