Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2014 год

114 ОШАРОВ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ Прозаик, этнограф, фольклорист 120 лет со дня рождения (1894–1937) Прозаик, этнограф, фольклорист Михаил Иванович Ошаров родился 4 1 ноября 1894 г. в Енисейской губернии в семье сибирского ка- зака. На третьем году жизни остался без отца, с тринадцати лет батрачил, был учеником сто- ляра, молотобойцем в деревенской кузнице. Старший брат, Прокопий, знаток стари- ны и фольклора, внушил ему любовь к устно- му народному творчеству. Живя на границе с Хакасией, Михаил уже в детские годы начал собирать хакасские песни, сказки, легенды. В шестнадцать поступил в реальное учили- ще в Канске. В середине 1910-х годов вошёл в литературный кружок, образованный стар- шеклассниками училища и гимназии, стал редактором и издателем литературного жур- нала кружковцев 2 . В 1917 г. поступил в Мо- сковский коммерческий институт. Посещал также вечерний Народный университет имени А.Л. Шанявского, где пополнил знания в обла- сти языка и литературы. Из-за мобилизации в армию учёбу пришлось прервать. В 1919 г. Ошаров принимал активное участие в освобождении Красноярска от кол- чаковцев. После Гражданской войны более десяти лет работал на Енисейском Севере инструктором потребкооперации. В числе его задач было экономическое и бытовое обследо- вание населения Приангарья и бассейна Под- каменной Тунгуски, а кроме того – культур- 1 По новому стилю – 16-е. 2 Сергиенко Дмитрий. Два мира – три судьбы в литера- турной истории Канска : работа ученика 10 Б кл. сред. общеобразоват. шк. № 15 г. Канска [Электронный ресурс] // Красноярское общество «Мемориал». [Красноярск, б. г.]. Режим доступа : http://www.memorial.krsk.ru/Work/ konkurs/5/SergienkoKansk/1.htm. Загл. с экрана (дата обращения 3.06.2013). но-просветительная работа. Обучал северян, в частности, эвенков, русскому языку (одно- временно и сам овладевал их языком). Вообще учить приходилось многому, в том числе с вы- годой сбывать пушнину. Жил с кочевниками в чумах, завоевал их доверие исключительной честностью, смелостью, сердечным отношени- ем к людям. Знавшие Михаила Ивановича любовно называли его «Большой Ошар». Постоянные разъезды по сибирской тайге и тундре, тесное общение с эвенками, кетами, ненцами позволили Ошарову досконально изу- чить их историю, культуру, быт, психологию, собрать богатейший фольклорный материал. Писать Ошаров начал в 1923 г. В 1925 журнал «Сибирь» (Новониколаевск) опубли- ковал его первый рассказ – «Конпас». Затем в журналах «Охотник и пушник Сибири», «Сибирские огни», «Сельская кооперация» (Новониколаевск-Новосибирск), «Будущая Сибирь» (Иркутск), «Земля Советская» (Мо- сква) стали всё чаще появляться его расска- зы, зарисовки, небольшие очерки и записи сказок народов Севера. С 1924 по 1928 год работал над повестью «Звено могил». (В 1964 г. она дважды вышла в Новосибирске – под названием «Бегут воды Кимчу» в журнале «Сибирские огни» и отдель- ной книгой «Тяжёлое счастье» в Западно-Си- бирском книжном издательстве.) Впослед- ствии повесть стала первой частью романа «Большой аргиш», который задумывался ав- тором как трилогия: «Звено могил», «Бали», «Сауд». К сожалению, замысел не был осу- ществлён до конца. С 1933 г. писатель жил в Новосибирске, где закончил вторую часть – «Бали». Под на- званием «Большой аргиш» её опубликовали 16 ноября 1894

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2