Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2014 год
107 КАЦ АРНОЛЬД МИХАЙЛОВИЧ Дирижёр, народный артист СССР, почётный житель г. Новосибирска 90 лет со дня рождения (1924–2007) 28 октября 1955 г. Министерство культу- ры РСФСР издаёт приказ № 782, где в соот- ветствии с распоряжением Совмина РСФСР от 8 декабря приказывается соответствующим ведомствам «организовать с 1 января 1956 г. при Новосибирской областной филармонии симфонический оркестр и возложить на него обслуживание трудящихся Сибири и Дальнего Востока». Ряд известных, опытных и уже немоло- дых дирижёров сразу же отказались возгла- вить новый коллектив, понимая, с какими трудностями это будет связано. Арнольд Ми- хайлович Кац впоследствии говорил друзьям: «Я ни за что бы не взялся за эту адову работу, если бы не чувствовал в себе задатки „агита- тора, горлана, главаря”… Кроме того, меня вдохновляло напутствие известного дирижё- ра Курта Зандерлинга; мы встретились с ним в Ленинграде, и он спросил меня, чем я со- бираюсь заняться? Я сказал, что мне предло- жили организовать в Новосибирске новый ор- кестр, да вот не знаю – стоит ли приниматься за такое сложное дело?.. Зандерлинг восклик- нул: „Молодой человек, вам выпала огромная удача! Создать свой оркестр – каждый дири- жёр может только мечтать об этом!..”» Молодой руководитель решил создать оркестр, не уступающий прославленным сто- личным коллективам. Идеальной моделью оркестра Арнольд Кац считал оркестр Ленин- градской филармонии под управлением дири- жёра Мравинского, за творческой практикой которого он много наблюдал в студенческие годы. То обстоятельство, что нужно будет всё начинать с нуля, дирижёра не испугало. Кац быстро освоился в Новосибирске и стал в городе совершенно своим человеком. Надо было слышать, как лихо и убеждённо он восклицал: «Мы – сибиряки!». О колоссальной работе, которую проделал маэстро, организо- вывая оркестр, а также о весьма достойном результате, полученном в кратчайшие сро- ки, свидетельствует утверждение коллектива в качестве участника Всесоюзного фестиваля театров, ансамблей и хоров 1957 г., что прохо- дил в Москве. Попасть всего лишь на второй год существования коллектива на фестиваль в столицу – необыкновенная удача. Програм- ма была серьёзной: Симфония до-минор Тане- ева, «Итальянское каприччио» Чайковского, Симфония № 5 Шостаковича. Венцом усилий дирижёра становятся га- строли оркестра в Ленинграде летом 1962 г. В городе, где благодаря оркестру Мравинского знали, что такое симфоническое искусство экс- тра-класса, гастроли Новосибирского оркестра прошли с успехом. Новосибирский симфоничес- кий тогда был назван «коллективом с хороши- ми виртуозно-техническими возможностями». После первых гастролей за рубежом – фе- стиваля в Болгарии, посвящённого 100-летию Ленина и 200-летию Бетховена, новосибирцы получили блестящие отзывы, оркестр оконча- тельно закрепил репутацию одного из силь- нейших в Советском Союзе, а маэстро Кац по- лучил звание заслуженного деятеля искусств. Не прошли напрасно для коллектива и «годы застоя». В это время дирижёр и его де- тище овладели очень важными творческими вершинами. Совершили две поездки в Ита- лию и Хельсинки (Финляндия), одержали ряд побед на смотрах-конкурсах. И получили зва- ние «академического» оркестра. За полвека новосибирский оркестр ис- полнил пять тысяч музыкальных сочинений всех эпох и стилей. Побывал в Болгарии, Юго- славии, Германии, Голландии, Люксембурге, 18 сентября 1924
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2