Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2007 год

206 2 0 0 7 детектив «Ассирийская рукопись», приключенчес- кая повесть «Зашифрованный план» или остро- сюжетный новеллистический цикл «Рассказы о золоте» – есть все необходимое для любителей острых ощущений: тайна, поиск, погони, внезап- ные ситуации… Тем не менее, главное внимание Кравков сосредоточивает не на внешних событиях, каки- ми бы занимательными и остродраматичными они ни были, а на внутреннем состоянии челове- ка в самые критические моменты его жизни. И вот еще какая важная деталь. Герои Крав- кова – люди, как правило, не только смелые, от- важные, душевно красивые. Они, помимо прочего, упорно стремятся познать мудрую целесообраз- ность природы и определить свое место в окружа- ющем мире. Наверное, поэтому, кроме сюжетной увлекательности, динамичности, психологичности, проза Кравкова еще и очень живописна, поэтич- на, насыщена неповторимым сибирским колори- том. Чувствуется, что автор и его герои влюблены в природу, в Сибирь, которые для них – воплоще- ние того, «от чего не хочет оторваться сердце». Подтверждение этому найдем мы в таких, напри- мер, рассказах, повестях и очерках Максимилиа- на Кравкова, как «Таежными тропами», «Большая вода», «Два конца», «Самородок» и др. Собствен- но говоря, именно горячая любовь к сибирскому краю, увлеченность тайгой, охотой, путешествия- ми и обусловили поэтичность и романтичность большинства повествований Кравкова. Хотя появился на свет и вырос он далеко от Сибири. Родился Максимилиан Кравков в 1887 году в Рязани, в семье действительного статского со- ветника. Родители умерли рано, воспитывали его тетки. После окончания гимназии он поступил в Петербургский университет, избрав специаль- ность геолога-минералога. В 1908 году Крав- ков вступил в члены партии социалистов- революционеров – «максималистов», требовавших решительных действий». А вскоре двадцатилет- ний студент был арестован по обвинению в по- кушении на рязанского генерал-губернатора. Максимилиана Кравкова признали «виновным в хранении взрывчатых веществ» и осудили на шесть лет каторги, замененных после тремя с половиной годами одиночной тюрьмы. Много позже Кравков опишет в рассказе «Два конца» ощущения человека, несколько лет просидевше- го в каменном мешке одиночки. А в 1913 году Максимилиан Кравков был выслан на поселение в Тайшет, и с тех пор уже не расставался с Си- бирью. Он много путешествовал, присматривал- ся к жизни малых сибирских народностей. Это хорошо отражено в его лирическом очерке «Из саянских скитаний» и ранних рассказах. И не случайно критик Валериан Правдухин называл Кравкова «географом и любителем нехоженых дорог, неожиданных приключений». По разным свидетельствам он действительно был неис- тощим по части придумывания и проведения ин- тереснейших путешествий и поездок. После Февральской революции 1917 года Максимилиан Кравков избирался гласным Ниж- неудинского уезда Иркутской губернии, был чле- ном губернской комиссии по земским делам, а потом и управляющим Нижнеудинского уезда, где и проработал до конца 1919 года. В 1920-м Кравков стал заведующим Иркутским краевед- ческим музеем. Но вскоре был арестован ЧК по обвинению в принадлежности к «максимали- стам». Правда, после подачи им заявления о вы- ходе из партии дело было прекращено. Освобо- дившись, Кравков уехал в Омск. Здесь заведовал подотделом музеев Сибирского отдела народно- го образования. Кстати, и первая его книжка – «Что такое музей и как его устроить в деревне» (1921) – была посвящена музейному делу. В на- чале 1922 года в связи с переездом советских учреждений из Омска в Новониколаевск Макси- милиан Кравков очутился в новоявленной сто- лице Сибирского края, где возглавил отдел ки- нофикации и активно занимался организацией Новониколаевского краеведческого музея, дирек- тором которого он впоследствии и стал. «Музейный» период своей жизни Максими- лиан Кравков частично отразил в повести «Асси- рийская рукопись» (1925), в которой запечатлел живую атмосферу, быт и нравы первых послерево- люционных лет. Сюжет повести детективно-при- ключенческий. Некий авантюрист настойчиво и изобретательно разыскивает в музейных коллек- циях редкую «асссирийскую рукопись», которую Британский музей готов купить за большие день- ги. Работники краевого краеведческого музея про- тивостоят замыслам преступника, о чем и расска- зывает автор, раскручивая хитроумную интригу. «Ассирийская рукопись» стала едва ли не первым сибирским детективом советской поры. В 1922 году, сразу по приезде в Новонико- лаевск, Максимилиан Кравков знакомится с Сей- фуллиной и Правдухиным и активно участвует вместе с ними в работе над первыми номерами журнала «Сибирские огни». С этим изданием, где он регулярно выступал с повестями, рассказами, очерками, публицистическими и краеведческими материалами, у Кравкова будет связана большая часть его творческой жизни.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2