Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2007 год

162 Н О Я Б Р Ь 80 лет со дня рождения поэта и прозаика КоньяковаВасилияМихайловича (1927-1999) Имя новосибирского писателя Василия Коньякова нашему читателю (особенно со стажем) известно достаточно хорошо. Тонкий, чуткий, зор- кий художник, он оставил после себя прозу вы- сокой пробы, лучшим страницам которой суж- дено пережить свое время. Однако прежде чем стать писателем ему пришлось пройти неблизкий и нелегкий жиз- ненный путь. Родился Василий Михайлович Коньяков 19 ноября 1927 года в Кемеровской области, в селе Уфимцево, работал в колхозе, чуть позже – на заводе, в городе. Отсюда его призвали семнад- цатилетним парнишкой на исходе Великой Оте- чественной войны в армию. Пришлось и ему не- много повоевать – правда, за тысячи километров от главного театра военных действий, в Манчжу- рии, против Японии в августе 1945 года в каче- стве артиллериста. Демобилизовавшись после семи лет армейской службы, Василий Михайло- вич оказался в Ростове-на-Дону, где поступил в Ростовское художественное училище. Окончив его с «красным» дипломом, отправился, по его же словам, «Новосибирск покорять». Почему Но- восибирск? Ведь с таким дипломом на руках он мог устроиться, где угодно. Но уже тогда Васи- лий Коньяков считал, что не сможет существо- вать в искусстве вне Сибири. Начинал он как станковый живописец, пода- вал большие надежды, и прочили ему хорошее бу- дущее. Но в Новосибирске оказалась в то время целая плеяда талантливых молодых художников. Началась борьба за мастерские, выгодные заказы, за место под солнцем. Естественная, в общем, обы- денка. Естественная для кого другого, но не для крестьянского парня, прошедшего, к тому же, суро- вую армейскую службу, да не лишенного еще и возвышенного романтического взгляда на жизнь, которому вся эта возня претила. Впрочем, и не умел он ввиду неистребимой природной совестливости локтями-то. Посему, наверное, и предпочел стать на время скромным школьным учителем рисования в обычной средней школе. Тогда же и за прозу взялся. Коллеги- художники, узнав об этой его новой страсти, недо- уменно пожимали плечами – чего это он вдруг подрамник на письменный стол променял? И надо сказать, что к живописи Василий Михайлович после выхода первых книг больше не вернулся. Но смена кисти на перо только на первый взгляд была внезапной и неожиданной. Дело в том, что любовь к живописи у Коньякова всегда тесно сосуществовала с любовью к литературе, к поэзии. Он рано начал выступать со стихами в печати (кстати, и в Союз писателей был принят как поэт и прозаик), а потому печатная страница ему была так же близка, как и холст. Только в какой-то момент именно на печатной странице ему как художнику оказалось легче реализовать- ся и выразить переполнявшее его сочными крас- ками, мажорное ощущение жизни. А в результа- те, родилась первая его повесть – «Цвет солнеч- ных бликов», название которой вполне соответствовало этому половодью чувств. Повесть посвящалась студентам художе- ственного училища и была во многом автобио- графичной и исповедальной. У Виктора Губаре- ва, главного ее героя, как и у самого автора, труд- ное деревенское детство и армия. Все это, конечно, не могло не отразиться на становлении молодо- го живописца, который, как показывает писатель, настойчиво ищет себя в жизни и в искусстве. Не все в полной мере удалось Коньякову в первом произведении. Давала знать о себе нехватка ма- стерства и опыта. Но уже отчетливо проявлялась способность начинающего литератора видеть мир во всем красочном многообразии, ощущать ды- хание и пульс жизни. За первой повестью довольно легко напи- салась вторая – «Не прячьте скрипки в футля- рах» – тоже отчасти автобиографическая. А вот третья книга далась уже с немалым трудом… Казалось бы, почему? Ведь в центре повести «Снегири горят на снегу» – тоже художник, тот же, в сущности, Виктор Губарев, только уже за- матеревший, ставший профессионалом. Андрей Уфимцев (так зовут главного героя «Снегирей») как бы продолжает его на новом жизненном витке. Да, но только мучающий обоих вопрос о предназначении художника и его месте в жизни 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2