Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2007 год

160 Н О Я Б Р Ь 50 лет со дня открытия вНовосибирске троллейбусного движения (1957) В праздники принято дарить подарки. В 1957 году подарком к 40-й годовщине Ок- тябрьской революции для новосибирцев стало от- крытие троллейбусного движения. Новый вид городского транспорта был дав- ней мечтой пассажиров. Троллейбус сочетает в себе многие положительные качества автобуса и трамвая: передвигается бесшумно, обладает вы- сокой маневренностью, экологически чист. В та- ком густонаселенном и занимающем большую площадь городе, как Новосибирск, он мог значи- тельно облегчить транспортную проблему. Планы пуска троллейбуса рассматривались еще в 1936 году. Подготовка и реализация этого проекта требовали много времени. Великая Оте- чественная война еще дальше отодвинула планы транспортников. В 1944 году Новосибирский исполнительный комитет принял решение о под- готовке троллейбусного движения в городе, но лишь в 1957-м специалисты трамвайного тре- ста смогли поехать в другие города перенимать необходимый для этого строительства опыт. В сооружении новой транспортной линии непосредственное участие приняли многие пред- приятия и организации, среди которых тресты «Железобетон», «Томсктрансстрой», «Сибэлектро- монтаж», «Главцементсбыт», «Главметаллсбыт», турбогенераторный и инструментальный заводы, строительно-монтажный поезд № 191 и др. Была проложена контактная сеть по Красному проспек- ту и улице Ленина, построено троллейбусное депо на 25 машин, новая тяговая подстанция. Накануне пуска первого троллейбуса газе- та «Советская Сибирь» в рубрике «Для советс- кого человека» писала: «Красный проспект. Вдоль всей магистрали по обеим сторонам по- явились металлические, покрытые серебристой краской, опоры, на которых подвешен сверкаю- щий на солнце медный провод… На днях ново- сибирцы получат один из удобных и культурных видов транспорта». В конце октября 1957 года из города Энгель- са Саратовской области было получено десять машин подвижного состава марки МТБ-82 Д, а в ноябре – еще семь. Троллейбусы, рассчитанные на 65 мест каждый, были окрашены в кремово- синий цвет. Любопытно, что в салонах имелись таблички с указанием имени и фамилия водите- ля и кондуктора, обслуживающих пассажиров. В первых числах ноября состоялось опробо- вание первой очереди троллейбусного сообщения в Новосибирске, а 6 ноября 1957 года она была пущена в эксплуатацию по маршруту Мостовая – Аэропорт, протяженность которого составляла шестнадцать километров (по некоторым доку- ментам – двадцать) в оба конца. Как и в любом новом деле, поначалу не обошлось без огрехов. Уже 4 декабря 1957 года в газете «Советская Сибирь» в рубрике «Обзор писем» появилась заметка «Навести порядок в работе городского транспорта» с критическими высказываниями в адрес работников открытого маршрута. Горожане возмущались: «Троллейбу- сы ходят без всякого графика»; «Троллейбусы на конечных остановках «Мостовая» и «Аэропорт» полностью заполняются и на промежуточных оста- новках не имеют возможности брать новых пас- сажиров, или же, выпустив 3-5 человек, столько же принимают. Масса же людей остается. А коли- чество автобусов сократили». Было и еще одно неудобство. Отсутствовали специальные трафаре- ты, обозначавшие место остановки троллейбуса, поэтому людям приходилось бегать за машиной в зависимости от того, где затормозит водитель. Руководителям трамвайно-троллейбусного управ- ления предстояло подумать об удобстве пассажи- ров и четко спланировать свою работу. На первых порах внедрения новой линии существовали и другие трудности: слабая ремон- тная база, дефицит квалифицированных кадров (28 водителей при потребности в 48). 6 декабря 1957 года на открытом партий- ном собрании парторганизации предприятия пос- ле обсуждения газетной заметки было принято решение: «Критику…считать правильной», «раз- работать конкретные мероприятия по устранению недостатков», «вывесить остановочные знаки на линии и трафареты на троллейбусах», а также обязать администрацию в декабре месяце органи- зовать одну группу по подготовке водителей». Через год троллейбусный парк увеличился еще на 28 машин. А по итогам девяти месяцев 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2