Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2007 год

157 Н О Я Б Р Ь особенно, если учесть роль транзитных трактов, идущих к границам Монголии и к бассейнам реки Лены» («Советская Сибирь» от 3.11.1927). По информации, прозвучавшей на собрании, «на 85000 клм. грунтовых дорог только 5000 клм. приходится на тракты государственного значения, находящиеся на госбюджете, 80000 клм. местных дорог находятся почти в беспризорном состоя- нии». Было сказано о необходимости «в срочном порядке привлечь к дорожному строительству широкие крестьянские массы, […] популяризиро- вать идею общества и открыть авто-клуб по при- меру Омска и Иркутска». На собрании были представлены цифры, по- казывавшие отсталость Сибири в автоделе. «Аме- рика (на 1927 г.) имеет 32 милл. автомобилей, СССР – только 18000, а Сибирь – всего лишь 350 машин. В Америке – один автомобиль приходит- ся на 5 человек в среднем […], а в Сибири – один автомобиль на 28000 человек». Выступавшие на- звали причины слабого развития автотранспор- та: «стеснение в импорте машин для Сибири, отсутствие […] сибирской автомобильной орга- низации, […] карликовые авто-хозяйства и недо- верие хозяйственников к автотранспорту». Авто- дор, по их мнению, мог бы стать базой для разви- тия автомобилизма в Сибири. Присутствовавший на собрании командую- щий войсками Сибирского военного округа Н. Н. Петин указал, что оборона страны всецело зависит от развития автотранспорта и состояния дорог в Сибири – интерес Красной Армии к Ав- тодору показало присутствие на собрании началь- ников всей частей штаба СибВО. Организацию Общества приветствовали и другие участники собра- ния – представители Сибкраймеса (Управление местного транспорта Сибкрайисполкома), Сибмасло- союза, акционерного общества «Транспорт», Авто- промторга, горсовета, союзаместранса, уполномочен- ный наркомата путей сообщения. Организацион- ному бюро из 20 человек поручили проработать устав применительно к сибирским условиям, принять меры к развертыванию отделений общества в ок- ружных и районных центрах Сибирского края, на- чать активную пропаганду идей Автодора. Все при- сутствовавшие на оргсобрании стали считаться чле- нами-организаторами Автодора и обязались вовлечь в общество не менее пяти человек каждый. В ряды новой российской общественной организации вступали автоинженеры и техники, водители и рабочие автоспециальностей, ученые и руководители среднего звена, журналисты – все, кто понимал важность автомобилизации страны. Справочная книга «Весь Новосибирск», вышед- шая в 1931 г. (когда Сибирский край уже был разделен на Западно-Сибирский и Восточно-Си- бирский), включила информацию о Западно-Си- бирском отделе «Общества содействия развитию автомоторного транспорта, тракторного и дорож- ного дела в РСФСР»: «Распространяет среди населения знания по автомоторному и безрель- совому транспорту, тракторному и дорожному делу. Повышает вокруг этой работы активность своих членов, а также и производственную ква- лификацию. Широко и активно содействует ро- сту молодых кадров из рабочих, колхозников и батрацко-бедняцких слоев населения. […] Имеет секции: 1) Агитационную, 2) Автомобильную, 3) Дорожную, 4) Профтехнического образования, 5) Юношескую. […] Подчинен Центральн. Совету О- ва «Автодор» в Москве. […] Подведомственны все городские и районные отделения Автодора соглас- но нового административного деления[…]». Одним из важнейших элементов автомоби- лизации страны являлось налаживание массового производства отечественных автомобилей. Ре- зультатом пропагандистской, административной и публицистической деятельности Автодора ста- ло включение этой проблемы в перечень основ- ных задач первого пятилетнего плана (1929-1932), и к 1932 г. в Нижнем Новгороде построили ав- томобильный завод. В 1935 г. Общество содействия автомобилиз- му было ликвидировано. В публикации газеты «Советская Сибирь» от 29 октября «О ликвида- ции обществ Автодор» (информация от Телеграф- ного агентства Советского Союза) говорилось следующее. «Общества Автодор и возникший в последующем Союз Автодор СССР организова- лись в период, когда Советский Союз не обладал еще автомобильной промышленностью и сколь- ко-нибудь развитым автомобильным транспор- том, а дорожное строительство находилось в за- чаточном состоянии. В этих условиях общества Автодор провели положительную работу по орга- низации общественного содействия внедрению автомобиля и строительству дорог. В данное вре- мя условия резко изменились. Создание автомо- бильных заводов, значительно возросшая насы- щенность страны автомобилем требует значи- тельного улучшения качества дорог и усиленной работы в этой области государственных органов, а с другой стороны значительного расширения общественных форм работы по освоению управ- ления автомобилем, по внедрению развития куль- турного автомобилизма среди широких трудя-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2