Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2007 год

156 Н О Я Б Р Ь 80лет сначала созданияОбщества содействияразвитиюавтомобилизма иулучшениюдорог Сибирского края (1927-1935) 1 ноября 1927 г. началось создание Общества содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог Сибкрая. В этот день в крайисполкоме состо- ялось собрание представителей сибирских учреж- дений и организаций по вопросу осоздании но- вой общественной организации. Предшествова- ли этому следующие события. В июле 1927 г. газета «Правда» опубликовала статью Н. Осинс- кого 39 «Американский автомобиль или россий- ская телега». Основная ее мысль: форсированное развитие в стране автомобильного транспорта невозможно без создания добровольного общества содействия автомобилестроению. Поднятый Осинским вопрос взволновал рабочих, крестьян, инженеров, служащих и даже учащихся. «Прав- ду» и самого автора статьи засыпали письмами с мест. Начались дискуссии: сможет ли крестьянин управлять автомобилем, поможет ли автомобиль подъему сельского хозяйства? В сентябре в Москве состоялось совещание инициативной группы под председательством А. М. Лежавы (заместитель председателя Совнар- кома РСФСР и одновременно председатель Гос- плана РСФСР) с вопросом о подготовке собрания учредителей Общества. Когда собрание состоя- лось, в нем, в качестве членов-учредителей уча- ствовали И. В. Сталин, К. Е. Ворошилов, В. В. Куй- бышев, А. И. Микоян, М. И. Ульянова, Я. Э. Руд- зутак, А. С. Енукидзе. 21 октября 1927 г. состоялось уже второе собрание учредителей. На нем был избран Центральный совет Общества во главе с А. М. Лежавой. Таким образом, появилась новая общественная организация – Автодор – Доб- ровольное общество содействия развитию автомо- билизма и улучшению дорог в РСФСР. 22 сентября газета «Советская Сибирь» опубликовала статью В. Ветрова «Автомобилизм в Сибири». Начиналась она словами: «Послови- цей «лучше поздно, чем никогда» следует отве- тить на призыв тов. Осинского в центральной печати о необходимости развития автомобилиз- ма в СССР». В статье было подробно сказано о значении автотранспорта для Сибири по сравне- нию с другими регионами Советского Союза. «Уже не говоря о растущих городских центрах Сибири, где автомобиль нужен для связи рабочих окраин с центром (автобусное движение) и для грузовой и пассажирской связи с вокзалами и пристанями, автомобиль и только автомобиль может создать и укрепить хозяйственную и куль- турную связь с многими окраинами Сибирского края и приграничными восточными странами. […] Наша связь с Монголией, Танну-Тувой, Запад- ным Китаем, опирающаяся на лошадь, верблюда и вола, не способна в силу своей медлительности (две-три недели пути) и невыгодности во всех отношениях развить хозяйственные и культур- ные связи с этими странами. То же относится и к нашим собственным окраинам: Ойротии, Ха- касии, Нарыму, Приленскому краю». В статье было сказано о значении автотранспорта для раз- вития сибирского маслоделия, горной (в первую очередь угольной) промышленности и почтовой связи, а также для связи с курортами, «на кото- рые и с которых сейчас трясут на лошадях по несколько суток больных и отдыхающих – тоже не предмет роскоши, – а общественно необходи- мое мероприятие». Однако, по мнению автора, воз- можность развития автотранспорта исключается бездорожьем. «Дороги и автомобиль должны и мо- гут развиваться лишь одновременно, подгоняя друг друга». В конце статьи были перечислены перво- очередные задачи по развитию автотранспорта и дорожного строительства в Сибири. Одной из та- ких задач было названо создание, «по примеру Москвы», общества автомобилизма. Создание Автодора в Сибири началось 1 но- ября 1927 г. На собрании представителей сибир- ских учреждений и организаций было сказано, что на 5800 км железных дорог в Сибири прихо- дится 85000 грунтовых, по которым происходит основной товарооборот. Было сказано о значении грунтовых дорог, которое «в Сибири неизмеримо выше, чем в остальной части Советского Союза, 39 Н. Осинский (настоящее имя Оболенский Валериан Валерианович; 1887-1938) – советский государствен- ный деятель, экономист, академик АН СССР. С 1926 г. был управляющим ЦСУ. С 1929 – заместителем пред- седателя ВСНХ, В 1932-1935 – заместителем предсе- дателя Госплана СССР. 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2