Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2007 год

118 А В Г У С Т Литература ГЕРШУНОВА Л. В. Воля и труд : [интервью] / Л. В. Гершунова ; подгот. И. Корн // Театр. жизнь. – 1981. – № 10. – С. 18 – 19 : ил. ЖУРАВЛЕВ А. Лебедь умер : [памяти Л. В. Гершуновой] / А. Журавлев // Новая Сибирь. – 2006. – № 44 (3 нояб.). – С. 9 : портр. СОКОВИКОВА Н. В. Любовь Гершунова, любовь... / Наталья Соковикова // Созида- тели : очерки о людях, вписавших свое имя в историю Новосибирска. – Новосибирск, 2003. – Т. 1. – С. 91 – 100 : портр. раньше и полнее раскрыться их дарованиям. Им не нужно было продираться сквозь дебри заку- лисных интриг и завалы завистливой серости, что так часто мешает многим в начале карьеры. Им оставалось только работать, работать и работать, чтобы не обмануть ожидания своих многочислен- ных поклонников. И они в полную силу отдава- лись искусству и труду балета. Именно труду, так как между танцором-любителем и человеком, получившим профессиональное образование, на- всегда пролегает непреодолимая граница. Меж- ду артистом кордебалета и солистом так же по- чти нет плоскости соприкосновения. А между со- листом и премьером... И каждый раз качественное изменение в статусе обуславливается не одним только врожденным талантом, но и, а в балете осо- бенно, действительно каторжным трудом. Изо дня в день, из года в год, без малейшего перерыва. «Франческа да Римини» достаточно часто исполняется музыкантами и имеет множество сце- нических воплощений. Однако можно сказать, что наша версия не имела аналогов. Впервые хорео- графический сюжет полностью соответствовал ав- торской характеристике Чайковского, указывав- шего на камерность изображаемых музыкой чувств. Обычно балетмейстеры шли не за компо- зитором, а за литературным первоисточником – цитатой из «Божественной комедии» Данте. На сцену выходят множество исполнителей, изобра- жающих то сад, то ад, что зачастую неадекватно звучащим мелодиям. Мы же, вслед за Петром Ильичом, решили показать душевные пережива- ния только трех главных героев: Франчески – Гершуновой, Джанчотто – Бердышева и Паоло – Балабанова. Три героя – три народных артиста. Если учесть, что и репетитором мы пригласили народную артистку СССР Л. И. Крупенину, то этот спектакль стал самым «звездным» в исто- рии Новосибирска. И в этом балете Любовь Ва- сильевна, уже опытная танцовщица и, казалось бы, немолодая актриса, опять совершила чудо: ее героиня была так юна, так прекрасна и беззащит- на, что зал плакал, любил и ненавидел, восприни- мая все события спектакля только через нее. И как же божественны были ее руки... [...] Фотограф Геннадий Седов запечатлел мо- мент, когда Бердышев, полностью перевоплотив- шись в Джанчотто, в ревнивом порыве (впервые за двадцать лет совместной артистической дея- тельности его Гершунова по ходу спектакля «из- меняла» ему, да не с кем-либо, а с Балабановым, его главным соперником в труппе!) так прижал к себе Франческу-Гершунову, что сломал ей два ребра. Любовь Васильевна, также абсолютно от- данная музыке Чайковского и погруженная в переживания своей героини, даже не ощутила травмы и потрясающе эмоционально дотанцева- ла премьеру. И только на следующий день обра- тилась к врачу. Но наступала эпоха тяжелых испытаний для театра, которая не закончилась и сегодня. Начало перестройки особо болезненно сказалось на куль- туре и искусстве. Новосибирский балет в те годы потерял половину своей труппы, на многие годы стало невозможно показывать главные спектакли репертуара – такие, как «Спартак», «Легенду о любви» и «Ромео и Джульетту». Встала необходи- мость искать новые, камерные формы. [...] Как сейчас молодым артистам было бы не- обходимо просто даже само присутствие в театре Гершуновой, не говоря о том, какой опыт она мог- ла бы передать начинающим балеринам... Гершу- нова нужна театру и балетной школе как эталон профессионализма, как образец самоотрешенности и фанатизма, без которого не может быть достиг- нуто ничего высокого в искусстве. Звезда никогда не угасает, она просто переходит в новое состояние, и даже сошедшая со сцены прима не может не влиять на то искусство, в котором заключается вся ее жизнь. [...] СоковиковаН. В. «Любовь Гершунова, любовь...»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2