Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2007 год

116 А В Г У С Т 60лет соднярождениянароднойартисткиРСФСРбалерины ГершуновойЛюбовиВасильевны(1947-2006), солисткиНовосибирского академического театра оперыи балета в 1967-1989 гг. Имя народной артистки РСФСР, лауреата Государственной премии РСФСР им. Глинки, лауреата Международного конкурса артистов балета в Варне, кавалера ордена Трудового Крас- ного Знамени Любови Васильевны Гершуновой знакомо каждому новосибирцу. Прима-балерина нашего Государственного академического театра оперы и балета, танцовщица с уникальными дан- ными, актриса лирико-драматического амплуа, она за двадцать лет своей сценической деятельности стяжала действительно всемирную славу сибирс- кому балету. Зрители более пятидесяти стран на четырех континентах восхищались ее высочайшим искусством, а своему родному городу она подарила неповторимые по глубине образы Жизели, Джуль- етты, Сильфиды и Франчески. В любой из этих ролей создаваемый ею бесплотный образ был еле уловим, он растворялся, как мечта, и постоянно манил к себе зрителей своей физической и душев- ной красотой, и неизбежной краткостью сценичес- кой жизни. В апофеозах зал забывал дышать. [...] С первого появления ее в 1958-м в хоре- ографическом училище, все вокруг поняли: это феномен. Поняли и педагоги, возглавляемые тог- да замечательным директором, основателем шко- лы, а теперь профессором Московской славянской академии Эмилией Ивановной Шумиловой, поня- ли и ученики. Это был только второй набор, исто- рия творилась прямо на глазах, и каждая девоч- ка или мальчик могли участвовать в ней. В те годы училище не мыслилось без театра, дети постоян- но участвовали в спектаклях, и ей, ученице перво- го класса, сразу же доверили партию маленького пажа в ставящейся опере композитора Ф. Эрке- ля «Банк Бан». А в третьем классе она танцева- ла па-де-труа из «Щелкунчика» П. И. Чайковс- кого, специально поставленное для детей ба- летмейстером В. И. Вайноненом. Педагоги тре- петали перед ее талантом, а когда она в выпуск- ном классе сломала ногу, это было трагедией всей школы. [...] Закончила [училище] она с опозданием на год и на выпускном концерте станцевала одну из трех сильфид в балете «Романтические грезы» («Шопениана») постановки М. Фокина. Зачислен- ная в кордебалет, она недолго простояла в «ли- нии». В 1968 году на гастролях в Новокузнецке она вошла в двойку виллис в «Жизели» и па-де- труа в «Лебедином озере». Первой главной ролью Гершуновой стала партия Сиюмбике в ба- лете Ф. Ярулина «Сиюмбике – птица счастья» в постановке молодого в то время балетмейстера Игоря Есаулова. Это стало открытием. А затем уже были и Одетта, и Одиллия, и Жизель... Секрет «феномена Гершуновой» невозмож- но объяснить, разбирая на составные части и ана- лизируя только явные, физические качества ма- стера: ее природные возможности, технику, арти- стизм – ведь в это же время театр обладал целым созвездием блестящих балерин высочайшего клас- са. Но если у таких солисток, как Л. Матюхина и Т. Капустина, специалисты, прежде всего, отмечали абсолютное академическое владение своим «аппа- ратом», то в Гершуновой было нечто, что не дости- гается ни школой, ни напряженным трудом по со- вершенствованию своего мастерства, ни даже жиз- ненной умудренностью. Секрет этот, скорее всего мистический – тайна единения тысяч зрительских душ, замирающих в темноте огромного зала, когда за рампой в жестких лучах прожекторов кружит и летит хрупкая фигурка балерины. [...] Счастливо сложившаяся в балетной труп- пе жизнь примы позволила Любови Васильевне самой формировать свой репертуар. Роли, не свойственные ее амплуа, она оставляла вскоре после премьер другим солисткам, но те, что оста- вались с ней, поражали своей правдой, столь труд- но достигаемой в одном из самых условных ви- дов искусства. [...] Правдивость и убедительность работы масте- ра на сцене, как нигде, объясняются постоянной обостренностью его интуитивной жизни. Любовь Васильевна никогда не скрывала своей религиоз- ности, даже на юбилейных партийных концертах не снимала маленького крестика. От того-то совет- ским профессионалам-критикам было трудно пи- сать о ней, трудно разбирать и разъяснять, как в ее танце сложнейшая хореографическая задача раз- 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2