Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2006 год

2 0 0 6 121 120 лет со дня рождения Завадовского Стефана Николаевича (1886-1917), основателя первой музыкальной школы в Новониколаевске (1916), главного комиссара городской народной милиции в 1917 г. Родился С. Н. Завадовский в 1886 году в заштатном городке Нарыме Томской губернии, в семье политических ссыльных. Его дед – участ- ник польского восстания 1863 г. – в числе несколь- ких десятков поляков был сослан в Нарым, пред- ставлявший в то время глухой, гибельный край, затерянный среди беспредельных дремучих боло- тисто-лесных пространств, о котором шла молва: «Бог создал рай, а черт – Нарымский край». Многие из тех поляков умерли, другие бе- жали или уехали после отбытия срока ссылки, не- которые же из числа предприимчивых остались в Нарыме. «Их внуки – Завадовский, Родюков и другие, – указывается в Сибирской советской энциклопедии, – вели здесь торговлю, имели ма- газины колониальных товаров и, скупая у остя- ков и тунгусов пушнину, у местных крестьян – рыбу, мясо, кедровый орех, скупленное за бесце- нок отправляли в Томск и Тюмень, наживая боль- шие прибыли». (Том 3, стб. 667). […] РодителиСтефана Завадовского принадлежа- ли к той категории ссыльных из польских по- встанцев, которые оставили по себе лучшуюпамять в Сибири. На его [Стефана] развитие благотвор- ное влияние оказали не только близкое знаком- ство с бедным населением обширного края, но и жизнь и учеба в г. Томске. Уже во время пребы- вания в гимназии (средняя общеобразовательная школа, срок обучения – 8 лет) у Завадовского про- является интерес к общественным делам. После знакомства с произведением Н. Г. Чернышевско- го «Что делать?» он называл себя «демократом». В Томске он познакомился с членами подпольно- го марксистского кружка и был активным его участником. После окончания курса Томской духовной семинарии в 1906 г. Завадовский был приглашен в качестве преподавателя в Ново-Николаевское частное мужское учебное заведение первого раз- ряда, готовившее юношей для поступления в технические вузы. Оно существовало с октября 1906 г., в 1908 г. было преобразовано в частное реальное училище, а с 1 июля 1910 г. – в прави- тельственное. В Ново-Николаевске он вскоре сбли- жается с местными социал-демократами. […] В январе-феврале 1908 г. С. Завадовский во- шел в состав Ново-Николаевского комитета РСДРП. […] Учительница литературы железнодорожной школы К. С. Полянская, активная участница рево- люционного движения в городе вспоминала, что сре- ди молодых революционеров он выделялся глубо- ким интересом к жизни, ко всему, с чем он сталки- вался. Он близко к сердцу принимал нужды и боли людей. По его инициативе была учреждена городс- кая училищная комиссия, установлены связи с раз- личными городскими предприятиями и организа- циями. […] В ночь на 6 августа 1912 г. Стефан Завадов- ский вместе с группой товарищей был аресто- ван и отправлен в Томск. После трехмесячного тюремного заключения, благодаря счастливой случайности, за недостаточностью вещественных доказательств, был освобожден. Выйдя на свободу, он уезжает из Сибири, чтобы продолжить свое музыкальное образование. В 1915 г. он заканчивает Московскую кон- серваторию и направляется в Уфимское музы- кальное училище. Но казенная рутина, царство- вавшая в «императорских» училищах, его не уст- раивала. Он искал пути создать собственную школу, чтобы иметь возможность внести в дело музыкального образования больше свободного искусства. И как истый сибиряк, он стремился приложить свои знания только в Сибири. Возвра- тившись в Ново-Николаевск, он вновь устраива- ется преподавателем в реальное училище имени Дома Романовых. А 1 сентября 1916 г. С. Н. Завадовский от- крывает свою частную музыкальную школу. Для проведения занятий арендует просторный деревян- ный дом по ул. Кузнецкой, № 8, находящийся под опекой семьи домовладельца И. Т. Сурикова. Кро- ме специальных курсов игры на фортепиано, скрип- ке, виолончели и других оркестровых инструмен- тах, в школе изучались история и теория музыки, хоровое пение и ряд других дисциплин. Создание школы явилось огромным собы- тием в культурной жизни города. Она положи- ла начало систематическому распространению музыкальной грамоты, более широкой пропаган-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2