Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2006 год

96 Н О Я Б Р Ь 50 лет назад завершилось перекрытие русла реки Обь на строительстве Новосибирской ГЭС (1956) Необходимость строительства ГЭС появи- лась в Новониколаевске еще в 1912 г. В то вре- мя «в молодом прогрессивном городе возникла мысль осветить город электричеством, и, как на пробу, устроили маленькую станцию… Хорошо и светло светит, только вот беда, беспрерывно мор- гает… От такого прогресса увеличивается лишь спрос на очки». У городской власти возникла идея исполь- зовать силу реки. Из городской управы было отправлено письмо купцу Горохову, имевшему мельницу на р. Бердь, с просьбой поделиться све- дениями. Кроме того, власти Новониколаевска об- ратились к специалистам ряда городов (Риги, Кургана, Томска и др.) с просьбой о проведении изыскательских работ на р. Иня для определе- ния места строительства ГЭС, ее предполагаемой мощности, а также стоимости работ. Переписка, споры, размышления, изыскатель- ские работы продолжались до 1914 г. Строитель- ство электростанции на р. Иня было поставлено под сомнение. В связи с Первой мировой войной и Октябрьской революцией проекту так и не суж- дено было осуществиться. Изыскательские работы возобновились в годы Второй мировой войны, но уже на р. Обь, и в октяб- ре 1945 г. специально созданной государственной комиссией было определено место строительства Новосибирской ГЭС. Наиболее благоприятными гео- логическими и топографическими условиями для строительства гидроузла обладал район с. Нижние Чемы вверх по течению Оби. После опубликования постановления Совета Министров СССР (от 21 января 1950 г.) о строи- тельстве Новосибирской ГЭС к месту событий потянулся поток людей, желающих принять уча- стие в сооружении первой электростанции на Оби. Прибывшие до отказа заполнили дома жителей Нижних Чем, Огурцова, Верхних Чем. Быстро ста- ли возникать жилые времянки, землянки. Перво- проходцы терпеливо переносили трудности быта. На первоначальном этапе следовало пере- крыть русло Оби. Очень нелегко было покорить норовистую сибирскую реку, одну из крупнейших на планете. «Укрощение строптивой»– так мож- но охарактеризовать данную операцию. Обь не- даром называют «сибирской Волгой»: в экономи- ке Сибири она играет не меньшую роль, чем Волга для соответствующих областей центральной поло- сы России. Перекрывать реку летом – это означа- ло бы перерезать жизненно важную транспортную магистраль, обслуживающую новосибирский про- мышленный узел, целинные земли Алтая и мно- жество других важных участков. Чтобы не допу- стить перерыва в судоходстве на 2,5 месяца, русло Оби впервые в истории гидростроительства было намечено перекрыть в осенне-зимних условиях. Схема операции складывалась постепенно, из девяти предложенных вариантов гидростроители выбрали самый оптимальный. Оставленный для прохождения судов проран шириной 150 м было решено перекрывать по специальной схеме с помо- щью наплавного понтонного моста длиной 59 м и трехпролетного ряжевого моста. Между ними оста- валась свободная протока шириной более 40 м. Предполагалось засыпать ее с торцов обоих мостов, создать остров, а затем произвести одновременную отсыпку с ряжевого и понтонного мостов. Под девизом «Мы покорим тебя, Обь!» в ночь на 25 октября 1956 г. строители начали ре- шающий штурм реки. С наведенного понтонно- го моста мощные самосвалы сбросили тысячи кубометров камня. К 10 часам утра на поверх- ности воды показались первые глыбы, а к полу- дню каменный остров поднялся на высоту мо- ста. 27 октября обская вода через плотину вы- шла в главное русло. Но река и не думала сдаваться. Она готовила один «сюрприз» за дру- гим. Утром 27 октября начался сильный штор- мовой ветер с дождем и снегом. Основной по- ток Оби прижимался к левому берегу, из-за чего наплавной мост деформировался. Вода просочи- лась сквозь ряжевую перемычку, отделяющую бе- тонную плотину от здания ГЭС, грозя затопить котлован. Сила ее была настолько мощной, что буквально через несколько минут она вымыла из перемычки засыпанный грунт. Понтоны были затоплены, пролеты моста унесены потоком вниз по течению на несколько километров. Одновре- менно произошли еще две аварии. Через секци- онную перемычку вода проникла в котлован зда- ния станции, и произошло короткое замыкание 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2