Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2006 год

90 О К Т Я Б Р Ь ЛИНДМАН С. От первого к 25-миллионному : Из истории радиозавода // Ленин. путь (Бердск). – 1983. – 2 сент. – С. 3. ГЕГУЗИН Я. Е. Будни тылового фронта // Наука и жизнь. – 1980. – ¹ 5. – С. 27 – 31 : ил. О работе Харьковского завода «ФЭД» в период Вели- кой Отечественной войны в Бердске. БЕРДСКОЕ производственное объединение « Вега » Министерства промышленности РФ, г. Бердск (1946-1993). Акционерное обще- ство открытого типа « Вега » (1993-2000) // Государственный архив Новосибирской об- ласти : Путеводитель. – М., 2002. – С. 167. ГАНО . Ф.Р-1603. Оп. 1. Д. 1. ЛЛ. 1, 2; Д. 3. ЛЛ. 3-10; Д. 13. ЛЛ. 3-5, 7, 8, 18, 21, 22; Д. 14. ЛЛ. 1-14, 16-20; Д. 37. Л. 11; Оп. 6. Д. 1. ЛЛ. 1-10, 12-17. ИВАНОВ Г. Светимость « Веги » // Сов. Си- бирь. – 1991. – 13 окт. – С. 1. НИКОЛАЕВА Ж. Кто ищет, тот находит // Берд. новости. – 1991. – 12 окт. – С. 1, 2 : ил. Две статьи к 45-летию радиозавода. ЯХОТИНА Н., ПТИЦЫН И. Банкиры при- ступили к хирургической операции над « Ве- гой » // Коммерсант-daily. – 1995. – 7 апр. – С. 1, 9. О работе предприятия в 1980-1990-х гг. ЕРОФЕЕВ В. Будет ли светить « Вега » // Сиб. газ. (Новосибирск). – 1992. – Авг. ( ¹ 33). – С. 10 : ил. О проблемах предприятия в условиях реформирования. ЧУМАЧЕНКО Н. М. ПО « Вега » – в условиях рыночных отношений // Берд. новости. – 1991. – 31 янв. – С. 1. 110 лет со дня введения в постоянную эксплуатацию Западно-Сибирской железной дороги (Челябинск – Кривощеково, 1896) 15 октября 1896 г. была введена в постоян- ную эксплуатацию Западно-Сибирская железная дорога (Челябинск – Кривощеково) – участок Ве- ликого Сибирского пути. Железная дорога в Си- бири быланеобходима, она должна была способство- вать скорейшему заселению края, освоениюприрод- ных богатств Зауралья, развитию промышленности и торговли, а также укреплению страны на Даль- нем Востоке. Эту мысль впервые высказал в 30-е годы XIX века видный русский инженер Н. И. Бог- данов после проведения изысканий Кругобай- кальской грунтовой дороги от Иркутска через Кяхту до границы с Китаем. «Одна только же- лезная дорога от речных систем Западной Си- бири до Москвы может развить в Сибири торго- во-промышленную деятельность и обеспечить ее в политическом отношении» – из записки гене- рал-губернатора Западной Сибири Хрущова на имя императора в 1869 г. Постройка Великого Сибирского пути нача- лась одновременно от Челябинска и Владивосто- ка. При этом закладка дальневосточного конца была обставлена особой торжественностью – на- следник престола, будущий император Николай II, под звуки военного оркестра, при большом скоп- лении народа отвез тачку земли на участок буду- щей железной дороги. Строительство Сибирской железной дороги длилось 13 лет и велось отдель- ными звеньями. Министр финансов С. Ю. Витте предложил создать координационный центр стро- ительства. Эта идея вызвала одобрение, и 10 декаб- ря 1892 г. был создан Комитет Сибирской желез- ной дороги, что позволило выделить строительство Транссиба «из всех текущих дел казенного желез- нодорожного строительства». Первоначально предполагали, что железная дорога пройдет вдоль Московского (Барабинско- го) тракта и пересечет Обь у Колывани, но затем, в результате более глубоких исследований, про- веденных в 1891 г. Пятой Колыванской парти- ей под руководством Н. Г. Гарина-Михайловс- кого, было решено построить мост у с. Кривоще- ково. Изменение проекта объяснялось тем, что у Колывани очень большой разлив реки в полово- дье и неустойчивый грунт для мостовых опор. Изменение направления Транссибирской ма- гистрали оставляло далеко в стороне от основных 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2