Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2006 год
81 С Е Н Т Я Б Р Ь ее жизнь связана с Новосибирском. Она посту- пила на работу в радиокомитет, была выдвинута на должность литературного редактора. Начала печататься в периодических изданиях для детей: «Товарищ», «Октябрятская звездочка» и «Юный ленинец», в журнале «Сибирские огни». Ее сти- хи стали выходить отдельными изданиями. Так в литературе появился новый автор. Е. Стюарт поступила на заочное отделение Ли- тературного института имени М. Горького в Мос- кве. Во время Великой Отечественной войны ра- ботала редактором ТАСС, в составе делегации трудящихся Новосибирска ездила с подарками на фронт к морякам Североморского флота… Жизнь в литературе она начинала в основ- ном как автор стихов для детей, и лишь в 1943 г. вышла первая маленькая книжечка «взрослых» стихотворений. В этом же году Е. Стюарт была принята в члены Союза писателей СССР. «Казалось бы, внешними событиямимояжизнь на редкость бедна, но она вместила в себя и револю- цию 1917 года, и разруху, и войны, в том числе и две войны с Германией – 1914 и 1941 годов, и пяти- летки с их небывалым подъемом и восстановлени- ем всего хозяйства страны, огромный разворот стро- ительства, и небывалый расцвет науки, и освоение космоса». Сложнее и насыщеннее была внутренняя жизнь поэтессы, обладавшей замечательным да- ром за малым видеть большое, а в обыкновен- ном – необыкновенное и находить поэзию в ве- щах, казалось бы, совершенно незначительных. В одном из стихотворений Е. Стюарт есть словосочетание «полынь и солнце». И это не про- сто броский парадоксальный образ. В нем соеди- нились два начала в жизни поэтессы: горечи и боли с радостью бытия и светом надежд. Оба они в поэзии Е. Стюарт крепко сшиты неизбывным чувством Родины, которое есть для нее «начало всех начал». Судьба родной земли, народа «ста- ла неотвратимой судьбою» самой поэтессы, ис- точником ее духовного и творческого самочув- ствия, самосознания и самоутверждения. Была всегда со мною рядом Моя судьба – моя страна. Мотив «времени и себя» с особой сердечною обнаженностью и трагизмом звучит в ее стихах о Великой Отечественной войне. Однако память о тех, кому уже не суждено увидеть мирное небо над головой, буквально кровоточит в стихах, вроде бы напрямую и не касающихся военной темати- ки. Долгое эхо войны вновь и вновь отзывается в душе поэтессы. Даже реактивный гром совре- менного авиалайнера способен ей вдруг напом- нить «о потерях и утратах, о пределах воль и сил», заставить, словно воочию, увидеть, как «поднимут- ся солдаты из бесчисленных могил». Практически все в жизненном круге привле- кало внимание Е. Стюарт: и «последний лист» осени, которая «висит на заборе картофельной ры- жей ботвой», и «веселый ямб кукушки», и юркий бурундучок на заброшенном татарском кладби- ще, и «сосульки – органы весны» – в общем, лю- бая в жизни природы и человека черточка, деталь; во всем поэтесса могла находить что-то неожидан- ное, доброе и прекрасное («не могу надивиться чуду воды и чуду крыла…»). Одна из вечных тем поэзии – любовь. Сколь- ко поэтов изливали в отточенных строках радость счастливой, разделенной любви, сколько поэтов горько сетовали на отвергнутую и, следовательно, несчастную, любовь! Замечательный цикл стихов Елизаветы Стюарт «Одолень-трава» с первой строки до пос- ледней посвящен любви, которую не назовешь иначе, чем горькой: там и тяжкое разочарова- ние в любимом, и его уход к другой. Однако весь этот цикл стал прославлением высокого чувства, он пронизан радостью, которую излучает пере- полненное любовью сердце, восторгом, вызван- ным способностью души любить, ее готовностью к самопожертвованию. Живой трепет, рожден- ный муками и радостью, ощутим в каждой строке, ибо любовь окрыляет человека, придает ему невиданные силы. И то, что испокон веков называлось несчастной любовью, вдруг откры- вается как великое счастье, как ни с чем не срав- нимый подарок судьбы. Ей был дан поразительный дар неожидан- ного взгляда на привычное, обыденное. Эта чер- та проявляется и в обращении Е. Стюарт к еще одной вечной теме. Обычно художники, размыш- ляя об окружающей нас природе, величавой и, как им казалось, в отличие от человека бессмерт- ной, восхищались ее первозданной мощью, ее извечным спокойствием, ее равнодушием к судь- бе мятущихся людей, озабоченных повседневны- ми делами. В стихах Елизаветы Стюарт природа не безразлична к человеку, она не просто «живо- писный фон», а действующее лицо, она чутко улавливает, что происходит в его душе. Стихот- ворение «Умер сын у бабки деревенской…», по- священное судьбе русской женщины, завершает- ся строфой пронзительной силы: Вышла в поле… В поле ночь и осень… Только звезды над простором нив, Да в колени тычутся колосья, Головы пред матерью склонив.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2