Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2002 год

фицированных специалистов для народного хо­ зяйства страны и, в первую очередь, для Сибири и Дальнего Востока. В трудных условиях строился институт, не было средств. На поддержку города рассчитывать не приходилось, т. к. одновременно шло строи­ тельство Академгородка. Г. П. Лыщинскому уда­ лось привлечь к финансированию строительства крупные предприятия города, начав подготовку инженеров нужных им специальностей. Откры­ лись новые факультеты: электромонтажный (впоследствии электротехнический), затем само­ летостроительный. В НЭТИ была разработана и стала реализо­ вываться программа комплексной подготовки специалистов во взаимодействии с промышлен­ ными предприятиями и научными учреждения­ ми. В одной из своих статей Г. П. Лыщинский писал: «Выполнение этой программы обеспечи­ вает единство учебного, научного и воспитатель­ ного процессов, что подразумевает не простое объединение разных направлений работы инсти­ тута, а сочетание их между собой с учетом требо­ ваний конкретных отраслей промышленности». Для осуществления этой концепции подготовки специалистов, по инициативе ректора, заключа­ лись прямые договора с промышленными пред­ приятиями и научными институтами, в т. ч. с институтами СО АН. Сотрудничество осуществ­ лялось по многим направлениям: организация и совершенствование учебного процесса, выпол­ нение научно-исследовательских работ, подготов­ ка научных и педагогических кадров для НЭТИ и специалистов для академических институтов. В 1962 г. по инициативе академика А. М. Буд- кера, директора Института ядерной физики (ИЯФ), и при поддержке Г. П. Лыщинского в электро-техническом институте была организо­ вана специальная группа студентов, которые зна­ чительную часть времени проводили в стенах ИЯФ, слушали там лекции и выполняли прак­ тические задания в научных группах, имели воз­ можность участвовать в исследованиях. А в 1966 г. в НЭТИ открылся физико-технический факультет, на котором основная подготовка спе­ циалистов осуществлялась на базе институтов ядерной физики и физики полупроводников (ИФП) по системе «физтеха». Опытный администратор, Г. П. Лыщинский вел также большую научную и педагогическую работу. Многие годы он возглавлял кафедру электропривода и автоматизации промышленных установок, непосредственно занимаясь организа­ цией научных исследований. Сам Георгий Пав­ лович опубликовал более 100 работ по проблемам автоматизированного электропривода, автомати­ зации производственных процессов и автомати­ зированных систем управления. В 1965 г. Лы­ щинскому было присвоено ученое звание профес­ сора. Под его руководством выполнены и защищены более 30 кандидатских и докторских диссертаций. Тысячи выпускников, учеников Г. П. Лыщинского, трудятся в разных городах России, ближнего и дальнего зарубежья. На протяжении долгих лет профессор Лы­ щинский много внимания уделял исследовани­ ям в области планирования, организации и уп­ равления вузом. Им разработаны основы науч­ ной организации нового вуза, управления его развитием с цепью оптимизации всех сторон его деятельности. Он смело и масштабно внедрял оргтехнику, обучающие и контролирующие ма­ шины, учебно-информационное внутривузовское телевидение, вычислительную технику. Г. П. Лыщинский придавал большое значе­ ние творческим связям НЭТИ с ведущими вуза­ ми СССР и зарубежных стран, в т. ч. ГДР, Польши, Болгарии. В течение многих лет Новосибирский электротехнический и Силезский политехни­ ческий институты совместно проводили подготов­ ку кадров и исследования в области машиностро­ ения, технологии металлов, электроники. В 1974 г. профессору Лыщинскому было присвое­ но звание почетного доктора Силезского политех­ нического института ПНР, а в 1989 г. ему вручи­ ли орден и присвоили звание командора за зас­ луги перед Польской Народной Республикой в деле совместной подготовки кадров. Профессора Лыщинского отличали необы­ чайная работоспособность и целеустремленность, стратегическое умение видеть перспективу, неза­ урядные организационные способности и необы­ кновенное мастерство находить общий язык с людьми. Под его руководством не только одно за другим строились здания, формировался на­ учно-педагогический коллектив, приобреталось современное оборудование, проводилась воспита­ тельная работа среди студентов, но и складыва­ лись замечательные традиции вуза, живущие и поныне. Здесь возник клуб самодеятельной пес­ ни (КСП), где не одно поколение студентов зна­ комилось с бардовской песней и училось искус­ ству общения. Великолепные самодеятельные коллективы: академический хор, ансамбль скри­ пачей, студенческие эстрадный и духовой ор­ кестры и т. д. всегда находили поддержку у рек­ тора - человека высокой культуры и разносто­ ронних интересов. Его деятельность была направлена на гуманитаризацию инженерного об­ разования: в 1973 г. по инициативе Лыщинско-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2