Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2002 год

труды хорошо известны инженерам и техникам, работавшим на изысканиях и строительстве железных дорог в Сибири. А. И. Прибыткова на посту руководителя кафедры сменил профессор B. А. Важеевский, известный изыскатель и про­ ектировщик, внесший немало ценного в практи­ ку железнодорожных изысканий. Колоритной фигурой в коллективе препо­ давателей был В. Е. Еврейсков, который многое сделал для становления вуза. Он давал основы инженерных знаний в области изысканий, про­ ектирования и постройки железных дорог мно­ гим поколениям студентов. Лекции его отли­ чались глубоким содержанием, были на редкость доступны. В. Е. Еврейсков был одним из созда­ телей транспортно-энергетического института Западно-Сибирского филиала Академии наук СССР. Свыше двадцати лет работал в вузе C. Ф. Мацкевич. На железных дорогах Сибири он прошел богатейшую школу проектировщика и организатора производства. Большой производ­ ственный опыт нашел отражение в научном твор­ честве профессора. Его работы всегда носили про­ изводственный характер и стали образцами в науке и практике путевого хозяйства. В настоящее время пополнение рядов препо­ давателей идет в основном через аспирантуру вуза, которая была открыта в 1945 г. Аспирантов гото­ вят по 16 специальностям, открыты специализи­ рованные советы по защите кандидатских и док­ торских диссертаций. Только за период с 1982 по 1992 г. 15 сотрудников университета стали док­ торами наук, а 88 - кандидатами наук. Среди научно-педагогических работников СГУПС есть немало тех, кто внес заметный вклад в развитие технических наук и разработку про­ блем инженерного дела. Высокое звание заслу­ женного деятеля науки и техники РСФСР полу­ чили профессора А. Я. Александров, М. X. Ах­ метзянов, М. С. Боченков, Г. М. Власов, А. К. Дюнин, К. Н. Коржавин, А. Ф. Лютц, Ю. И. Соловьев, К. К. Якобсон. С 1991 г., с момента организации Академии транспорта Российской Федерации, профессора М. X. Ахметзянов, Г. М. Власов, А. К. Дюнин, А. И. Журавель, Н. И. Карпущенко, К. Л. Кома­ ров и А. М. Островский стали академиками. Ректор СГУПС К. Л. Комаров возглавляет Си­ бирский научный центр Академии. Он же из­ бран действительным членом Академии наук высшей школы, ее членами-корреспондентами являются М. X. Ахметзянов и Е. В. Руденский. Наиболее известными в стране и за рубежом стали исследования сотрудников СГУПС по про­ блемам прочности, ледотехнике, по защите желез­ ных дорог от снежных заносов и лавин, бессты­ ковому пути, строительству мостов в суровых кли­ матических условиях и совершенствованию технологии перевозочного процесса. Несколько слов необходимо сказать о выпускниках университета. Среди них - специа­ листы железнодорожного транспорта, транспортно­ го строительства, крупные ученые, государствен­ ные деятели, хозяйственные работники. Например, A. И. Бахтин принимал участие в сооружении мо­ ста через Енисей в Красноярске, где впервые в практике отечественного мостостроения арки мо­ ста устанавливались надвижкой на плаву. За эту работу ему была присуждена Ленинская премия. В. А. Брунцев, С. Н. Власов, Ю. М. Митр фанов и Ю. А. Раутман за создание уникальных машин и комплексов для ведения строительных работ были удостоены Государственной премии, B. Ф. Ходаковский и С. Н. Виноградов стали Героями Социалистического Труда. Ф. И. Шулешко и В. Н. Гинько долгое вре­ мя работали первыми заместителями министра путей сообщения, а заместитель министра В. П. Калиничев курировал БАМ с начала строй­ ки до 1981 г. Сейчас министром путей сообще­ ния РФ является выпускник вуза Н. Е. Аксенен­ ко. К. В. Мохортову, начальнику ГлавБАМстроя, заместителю министра транспортного строитель­ ства, присвоено звание Героя Социалистическо­ го Труда. В. М. Стриганов был заместителем ми­ нистра культуры РСФСР. П. А. Сыцко, В. В. Захаров, М. П. Данилов­ ский, Э. П. Исаенко, В. Г. Рыжиков, П. И. Моска­ лев возглавляли транспортные вузы. И. Е. Труб­ ников, В. М. Скворцов, Г. Я. Писарев, Г. В. Дадоч- кин, В. Б. Николаев, Г. И. Тетерский руководили крупнейшими дорогами страны. В настоящее вре­ мя начальниками дорог являются А. К. Бородач, А. Б. Васильев, А. М. Корячкин, В. И. Старостен- ко и другие. Среди выпускников университета есть и один губернатор - это глава администрации Кемеровской области А. Г. Тулеев. Прошло семь десятилетий... Достигнуто мно­ гое. Но перспективы у Сибирского государствен­ ного университета путей сообщения большие, пред­ стоит огромная и интересная работа. Наступили новые времена. Славу вуза создавали многие по­ коления сотрудников и студентов. Идущие им на смену разовьют и умножат традиции, укрепят дух и традиции своей ALMA MATER. И. В. Самарин

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2