Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2002 год

транспорта (СИИТ) Наркомата путей сообщения СССР. Самостоятельно он начал работать с 1 июля 1930 г. Поначалу было два факультета: механический и путейско-строительный, затем к ним добавился водный. В штате СИИТа было всего 13 преподавателей, в первом учебном году обучалось около 370 студентов, а к концу второ­ го —более 1 тыс. человек. Помещений для орга­ низации учебного процесса, для создания лабо­ раторий не хватало. В ноябре 1930 г. Центральное управление кадров Наркомата путей сообщения СССР пред­ ложило реорганизовать СИИТ. Механический факультет был преобразован в Томский электро­ механический институт инженеров транспорта, а путейско-строительный - в вуз, который решено было перевести в Новосибирск, административный центр Западно-Сибирского края, крупный транс­ портный узел региона. Приказом Наркомата пу­ тей сообщения СССР от 25 сентября 1932 года был создан Новосибирский путейский институт инже­ неров транспорта (НоПИИТ), который начал свою работу с 1 октября. Инженеров готовили по четырем специаль­ ностям: ремонт и содержание пути, постройка и изыскание дорог, здания, искусственные соору­ жения. В 1934 г. НоПИИТ был переименован в Но­ восибирский институт инженеров транспорта, а затем приказом наркомов путей сообщения и обороны от 9 сентября 1934 года преобразован в Новосибирский институт военных инженеров транспорта (НИВИТ) с шестилетним сроком обу­ чения. Около двадцати дет он был единственным в стране железнодорожным вузом, готовившим военных инженеров транспорта. НИВИТ имел три факультета: «Путь и пу­ тевое хозяйство», «Движение и грузовая работа», «Здания». В 1937 г. открылся новый факультет - «Мосты». В 1939 г. факультет «Здания» был закрыт, а специальность сохранена в составе стро­ ительного факультета. Тогда же в НИВИТе был создан факультет особого назначения, занимав­ шийся повышением квалификации командного состава Томской железной дороги. Работа НИВИТа продолжалась и в годы вой­ ны, хотя срок обучения был сокращен до 3,5 лет. В 1943/44 учебном году открылось вечернее от­ деление. Возвращавшиеся в родной институт фронтовики становились авангардом студенче­ ства. В последний военный учебный год число студентов увеличилось почти на 400 человек. После окончания Великой Отечественной войны НИВИТ имел три факультета: строитель­ ный, эксплуатационный, мостов и тоннелей. В вузе обучалось свыше 1 300 человек. Примерно 30% студентов были участниками войны. Восста­ новление народного хозяйства, дальнейшее укреп­ ление экономики страны требовали большого ко­ личества инженеров, особенно строительных спе­ циальностей. В 1953 г. НИВИТ был преобразован в Ново­ сибирский институт инженеров железнодорожно­ го транспорта (НИИЖТ). В июле 1993 г. НИИЖТ стал Сибирской государственной академией путей сообщения (СГАПС). В 1997 г. статус вуза был поднят на максимальный уровень и он стал Си­ бирским государственным университетом путей сообщения (СГУПС). В настоящее время в структуру СГУПС вхо­ дит десять факультетов, четыре научно-инженер­ ных центра, информационно-вычислительный центр, социально-психологический центр, Барна­ ульский учебно-консультационный пункт, техни­ ческий лицей, а также центр повышения квали­ фикации руководящих кадров железнодорожного транспорта Сибири. Открылся восточный центр подготовки руководящих кадров корпорации «Трансстрой», на базе университета действует Сибирская международная высшая школа бан­ ковского дела. Основные факультеты - «Строи­ тельство железных дорог» (создан в 1934 г.), «Уп­ равление процессами перевозок на транспорте» (1934 г.), «Мосты и транспортные тоннели» (1937 г.), «Промышленное и гражданское строи­ тельство» (1953 г.), «Строительные и дорожные машины» (1956 г.), «Инженерно-экономический» (1962 г.). В 1992 г. открылся факультет для ино­ странных студентов. Транспортный вуз Новосибирска всегда был отраслевым техническим вузом. В первые деся­ тилетия своей деятельности он подчинялся Нар­ комату путей сообщения СССР, с 1953 по 1992 г. - Министерству путей сообщения СССР, а с 1992 г. - Министерству путей сообщения РФ. Первым начальником НоПИИТа-НИВИТа был С. Е. Пропастин. Затем вузом руководили: Н. И. Матвеев (1946-1941 гг.), Л. Ф. Комаров (1941 г.), Н. И. Монахов (1941-1944 гг.), Л. В. Один­ цов (1944-1946 гг.), Г. П. Кравцов (1946-1954 гг.), Н. М. Федиченко (1954-1957 гг.), Н. П. Кондаков (1957-1971 гг.), П. И. Москалев (1971-1990 гг.). С февраля 1990 г. ректором вуза является доктор технических наук, профессор К. Л. Комаров. Сре­ ди первых преподавателей были известные ученые: Н. М. Абрамов, В. А. Важеевский, С. А. Введен­ ский, В. Е. Еврейсков, В. М. Завадский, С. Ф. Мац­ кевич, А. И. Прибытков и другие. Со дня основания института кафедрой гео­ дезии заведовал профессор А. И. Прибытков. Его

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2