Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2002 год
транспорта (СИИТ) Наркомата путей сообщения СССР. Самостоятельно он начал работать с 1 июля 1930 г. Поначалу было два факультета: механический и путейско-строительный, затем к ним добавился водный. В штате СИИТа было всего 13 преподавателей, в первом учебном году обучалось около 370 студентов, а к концу второ го —более 1 тыс. человек. Помещений для орга низации учебного процесса, для создания лабо раторий не хватало. В ноябре 1930 г. Центральное управление кадров Наркомата путей сообщения СССР пред ложило реорганизовать СИИТ. Механический факультет был преобразован в Томский электро механический институт инженеров транспорта, а путейско-строительный - в вуз, который решено было перевести в Новосибирск, административный центр Западно-Сибирского края, крупный транс портный узел региона. Приказом Наркомата пу тей сообщения СССР от 25 сентября 1932 года был создан Новосибирский путейский институт инже неров транспорта (НоПИИТ), который начал свою работу с 1 октября. Инженеров готовили по четырем специаль ностям: ремонт и содержание пути, постройка и изыскание дорог, здания, искусственные соору жения. В 1934 г. НоПИИТ был переименован в Но восибирский институт инженеров транспорта, а затем приказом наркомов путей сообщения и обороны от 9 сентября 1934 года преобразован в Новосибирский институт военных инженеров транспорта (НИВИТ) с шестилетним сроком обу чения. Около двадцати дет он был единственным в стране железнодорожным вузом, готовившим военных инженеров транспорта. НИВИТ имел три факультета: «Путь и пу тевое хозяйство», «Движение и грузовая работа», «Здания». В 1937 г. открылся новый факультет - «Мосты». В 1939 г. факультет «Здания» был закрыт, а специальность сохранена в составе стро ительного факультета. Тогда же в НИВИТе был создан факультет особого назначения, занимав шийся повышением квалификации командного состава Томской железной дороги. Работа НИВИТа продолжалась и в годы вой ны, хотя срок обучения был сокращен до 3,5 лет. В 1943/44 учебном году открылось вечернее от деление. Возвращавшиеся в родной институт фронтовики становились авангардом студенче ства. В последний военный учебный год число студентов увеличилось почти на 400 человек. После окончания Великой Отечественной войны НИВИТ имел три факультета: строитель ный, эксплуатационный, мостов и тоннелей. В вузе обучалось свыше 1 300 человек. Примерно 30% студентов были участниками войны. Восста новление народного хозяйства, дальнейшее укреп ление экономики страны требовали большого ко личества инженеров, особенно строительных спе циальностей. В 1953 г. НИВИТ был преобразован в Ново сибирский институт инженеров железнодорожно го транспорта (НИИЖТ). В июле 1993 г. НИИЖТ стал Сибирской государственной академией путей сообщения (СГАПС). В 1997 г. статус вуза был поднят на максимальный уровень и он стал Си бирским государственным университетом путей сообщения (СГУПС). В настоящее время в структуру СГУПС вхо дит десять факультетов, четыре научно-инженер ных центра, информационно-вычислительный центр, социально-психологический центр, Барна ульский учебно-консультационный пункт, техни ческий лицей, а также центр повышения квали фикации руководящих кадров железнодорожного транспорта Сибири. Открылся восточный центр подготовки руководящих кадров корпорации «Трансстрой», на базе университета действует Сибирская международная высшая школа бан ковского дела. Основные факультеты - «Строи тельство железных дорог» (создан в 1934 г.), «Уп равление процессами перевозок на транспорте» (1934 г.), «Мосты и транспортные тоннели» (1937 г.), «Промышленное и гражданское строи тельство» (1953 г.), «Строительные и дорожные машины» (1956 г.), «Инженерно-экономический» (1962 г.). В 1992 г. открылся факультет для ино странных студентов. Транспортный вуз Новосибирска всегда был отраслевым техническим вузом. В первые деся тилетия своей деятельности он подчинялся Нар комату путей сообщения СССР, с 1953 по 1992 г. - Министерству путей сообщения СССР, а с 1992 г. - Министерству путей сообщения РФ. Первым начальником НоПИИТа-НИВИТа был С. Е. Пропастин. Затем вузом руководили: Н. И. Матвеев (1946-1941 гг.), Л. Ф. Комаров (1941 г.), Н. И. Монахов (1941-1944 гг.), Л. В. Один цов (1944-1946 гг.), Г. П. Кравцов (1946-1954 гг.), Н. М. Федиченко (1954-1957 гг.), Н. П. Кондаков (1957-1971 гг.), П. И. Москалев (1971-1990 гг.). С февраля 1990 г. ректором вуза является доктор технических наук, профессор К. Л. Комаров. Сре ди первых преподавателей были известные ученые: Н. М. Абрамов, В. А. Важеевский, С. А. Введен ский, В. Е. Еврейсков, В. М. Завадский, С. Ф. Мац кевич, А. И. Прибытков и другие. Со дня основания института кафедрой гео дезии заведовал профессор А. И. Прибытков. Его
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2