Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2001 год

и не помышлял об искусстве. В 1931 г. поступил на паровозоремонтный завод чернорабочим, по­ том стал учеником слесаря. Через три года за­ кончил рабфак, и в 1934 г. для продолжения образования уехал в далекую Сибирь, в Новоси­ бирск, став студентом факультета санитарной техники Сибирского строительного института. М. Киселев был одним из активнейших участников вечеров художественной самодеятель­ ности в институтском клубе. В свободное время посещал вокальный кружок клуба работников народного хозяйства. Здесь юноша познакомил­ ся с элементарными основами музыкальной гра­ моты, впервые получил представление о нотном стане, сольфеджио. Занятия в кружке по-настоящему увлекли его. Судьбу решило участие в межсоюзной олим­ пиаде художественной самодеятельности в 1936 г., организованной облпрофсоветом в клубе им. Ста­ лина. Па вокальные данные студента обратили внимание. В газете «Советская Сибирь» отмеча­ лось, что «уже первый день олимпиады выявил ряд интересных дарований. Выделяется баритон Киселев». В 1939 г. М. Г. Киселев поступает в Свердлов­ скую консерваторию. Опытный педагог - заслу­ женный деятель искусств, профессор М. М. Уме- стнов - помог ему развить природное дарование. Учась в консерватории, Киселев получил предло­ жение Свердловского театра оперы и балета вы­ ступать в партиях второго-третьего плана. Это была его сценическая практика. В 1944 г. М. Г. Киселев окончил учебу и тут же получил назначение Комитета по делам ис­ кусств при Совете Министров СССР в Новосибир­ ский театр оперы и балета, где ему поручили труднейшую партию Эскамильо в опере Бизе «Кармен» (1945). «Эскамильо - определенная удача молодого оперного певца Киселева. Поет он свободно, темпераментно» - отмечала «Советская Сибирь» в рецензии на этот спектакль. Киселев пришел в Новосибирскую оперу в период ее формирования. Он начал свою деятель­ ность в этом театре вместе с заслуженными ар­ тистами республики А. Кривченей, В. Аркано­ вым, В. Сорочинским и своими сверстниками - Л. Мясниковой, Н. Первозванской, Н. Куртенер и другими. Работа с опытными дирижерами, заслуженными деятелями искусств И. Заком, М. Бухбиндером, режиссерами С. Малявиным, И. Ажоткиным, Э. Каплан, Р. Корох помогла ему творчески окрепнуть, глубже раскрыть себя. За 8 лет работы на сцене Новосибирского театра оперы и балета исполнены десятки ролей для драматического баритона в классических и советских операх: Томский в «Пиковой даме», Амонасро в «Аиде», Грязной в «Царской неве­ сте», Мизгирь в «Снегурочке», Рангони в «Бо­ рисе Годунове»; Демон, Риголетто, Князь Игорь, Мазепа... Народный артист СССР И. С. Козловский, оценивая труппу театра, сказал о Киселеве: «Он оставляет прекрасное, волнующее впечатление». В сентябре 1951 г., через шесть лет после первого выступления М. Г. Киселева на сибир­ ской сцене, десятки тысяч новосибирцев с глубо­ ким удовлетворением читали в газете «Советская Сибирь» Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о присвоении артисту Новосибирского театра оперы и балета Киселеву Михаилу Гри­ горьевичу почетного звания заслуженного арти­ ста РСФСР - «за большие заслуги в области со­ ветского театрального искусства». Работа на новосибирской сцене сопровожда­ лась большим творческим ростом, в результате которого в 1952 г. Михаил Григорьевич был при­ глашен солистом в Государственный академи­ ческий Большой театр. Туда он привез хорошо отработанные и любимые им партии, продолжая очень серьезно и увлеченно работать над созда­ нием новых образов, став первым исполнителем на сцене Болбшого партий Пеклеванова («Ники­ та Вершинин» Кабалевского, 1955) и Павла Вла­ сова («Мать» Хренникова, 1957). В 1962 г. М. Г. Киселев был удостоен почет­ ного звания «Народный артист РСФСР». Г. П. Рыбина

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2