Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2001 год
СИБИРСКИЕ огни: Лит.-худож. и обществ.- полит, жури.: Указ, содерж. / Новосиб. обл. науч. б-ка. —Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд- во, 1967-1982. [Вып.] 1922-1964 гг. - 1967. - 431 с. [Вып.] 1965-1980 гг. - 1982. - 215 с. Включены сведения о публикациях Н. М. Греховой 70 лет со дня открытия в Новосибирске второго железнодорожного моста через р. Обь (1931), моста имени КИМа (Коммунистический Интернационал Молодежи) XVI всесоюзная партийная конференция, состоявшаяся в Москве 23-29 апреля 1929 г., ут вердила оптимальный вариант первого пятилет него плана СССР. Проходивший вслед за ней V Всесоюзный съезд Советов придал пятилетнему плану силу закона. В плане пятилетки предус матривалось коренным образом изменить геогра фию размещения промышленности в стране. Индустриализация страны больше не могла опи раться на одну Южную угольно-металлурги ческую базу. Жизненно необходимым условием быстрого индустриального развития стало ис пользование богатейших угольных и рудных месторождений Урала и Сибири. У горы Магнитной на Урале в 1929 году началось строительство гигантского металлурги ческого комбината на местной руде и привозном из Кузбасса угле. А в 1930 году в Кузбассе при ступили к возведению такого же гиганта - Куз нецкого металлургического комбината на привоз ной руде с Урала и местном угле. Гигантский транспортный конвейер должен был работать без узких мест. Но такое «узкое» место было - един ственный, к тому же однопутный, мост через Обь в Новосибирске. Нужен был второй мост. И он появился в рекордно короткий срок - всего за один год - и до настоящего времени остается одним из крупнейших инженерных сооружений в Сибири. Общая его длина равна 871,31 метра. . Он состоит из 8 пролетов, над которыми встали две металлические фермы длиной по 125 метров; пять пролетов перекрывают фермы по 87,6 мет ра, один пролет —30,3 метра и, кроме этого, 6 ка менных аркад, пролетом 20 метров каждая. Работу по постройке второго железнодорож ного моста через Обь выполняли три организа ции: Сибжелдорстрой - генеральный строитель и заказчик; Мостотрест - он выполнил кладку опор моста в объеме 34212 кубических метров; Стальмост, осуществлявший работы по сборке металлических ферм, общим весом 3960 тонн. Сборка ферм велась на берегу, а затем их с по мощью барж доставляли и устанавливали на опоры. Сибжелдорстрой, известный теперь в горо де как трест Запеибтрансстрой, передал на стро ительство 2500 рабочих, в том числе 300 камен щиков, 330 плотников; для транспортных работ - 290 лошадей и 320 тонн фуража для них. На стройку было доставлено 13,6 тысяч кубометров круглого и пиленого леса, 5,8 тысяч тонн цемен та и другие материалы. К подготовительным работам на стройке приступили в октябре 1930 года, через год с не большим - 12 ноября 1931 года - было заверше но возведение всех опор моста. Тремя неделями позже - 5 декабря 1931 года - закончена уста новка металлических пролетных строений. Еще раньше были готовы подходы к мосту. Строитель ство велось с расчетом двухпутного движения, которое было осуществлено несколько позднее. Высокие темпы строительства были бы не возможны без опыта и мастерства специалистов, трудового соревнования и энтузиазма молодежи. Средний возраст трети работавших на постройке моста составлял 23 года. Комсомольская органи зация строительства в мае 1931 г. насчитывала 1161 чел. Комсомол был запевалой всех ударных дел. История стройки знала немало примеров рекордной выработки. Только на субботниках было отработано 12370 человеко-дней. За удар ную работу были премированы 315 комсомоль-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2