Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2001 год

любовь женскую, непреодолимое желание защи­ тить и возвысить ее. Тяготея к развернутым метафорическим образам, Н. Грехова нередко за их основу берет времена года или какие-то явления и состояния природы (беседует с ветром, дождем...). И в то же время стихов о природе в традиционном пони­ мании, когда созерцающий поэт описывает обла­ ка, деревья, травы и т. д., у Н. Греховой практи­ чески нет. Она не созерцает, а вовлекает приро­ ду центробежными силами души в сферу своих чувств и переживаний, делая ее как бы подругой и наперсницей, которой поверяются сердечные тайны, боли тревоги. Постоянно в той или иной форме подчеркивается мысль о нераздельной связи всего сущего в мире: По великой, по веч­ ной спирали до земной, до последней юдоли сколько раз мы с тобой умирали, возрождаясь в любимой ладони. Облаками, цветами, корнями миллионы веков мы кружили... Поэтический мир Н. Греховой не замыка­ ется в локальном пространстве собственного «я», а обретает в лучших ее стихах поистине фило­ софские емкость, масштабность и глубину осмыс­ ления. Сопряжение разных уровней бытия - житейско-бытового (сиюминутного) и глобально­ космического (вечного) происходит естественно. В стихах поздней Н. Греховой все глуше ноты интимных переживаний, зато все настойчи­ вее звучат апокалипсические тона. И это понят­ но. Последнее десятилетие XX века слишком тому способствует. Н. Грехова не может равно­ душно взирать на позор «нищей супер-Державы», где нынче даже «столб фонарный обворован», чьей любви сегодня «так ненадежен полис» и чьей «груди так беззащитна твердь». Трагедия не так еще давно великой России становится острой сердечной болью поэтессы: Крестами сплошь заштопана, как рана, судьбы твоей обугленная треть... Ищу лицо твое из-за Урала И страшно мне в глаза тебе смотреть. На трагическом этом фоне возникновение в творчестве Н. Греховой еще одного мотива - мотива бегства - видится вполне естественным. Но лирическая героиня Греховой «замыслила свой побег» отнюдь не ради того, чтобы поменять опостылевшую «страну Дураков» на что-нибудь поприличнее, «отгородиться хочется от мира» не для того, чтобы уберечь свое сердце от чужих бед, и горестей. Ей надо выбраться из болота ненави­ сти, лжи, равнодушия и предательства, в которых погрязло современное общество, «пока не устала душа свое постигать ремесло». Важно признание Н. Греховой о таинстве рождения стиха, цели и смысле поэзии: Стихи мои, Неласковые дети! Мне вновь и вновь вас суждено спасти. Внезапно возникают на рассве­ те... слепые, бездыханные почти. На проблему, волновавшую не одно поколение художников сло­ ва, она взглянула по-своему. Эта самоотвержен­ ная материнская забота о детях-стихах, стремле­ ние создать их такими, чтобы, успешно преодо­ левая Пространство и Время, они могли бы продолжить самостоятельную жизнь, не пропав, не затерявшись в тучах рифмованных строк, луч­ ше всего характеризуют самое Н. Грехову как подлинного мастера. Стихи ее не окажутся «чу­ жими» еще многим поколениям читателей. Г. П. Рыбина Литература ГРЕХОВА Н. М. Стихи. - Новосибирск: Кн. изд-во, 1991. - 240 с.: ил. ГРЕХОВА Н. М. Шиповник: Стихотворе­ ния. - Новосибирск: Кн. изд-во, 1987. - 63 с. ГРЕХОВА Н. М. Осень: [Стихи / Предисл. Е. Стюарт «Найти дорогу к людям»]. - Но­ восибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1978. - 79 с. ГРЕХОВА Н. М. Стихотворения. - Новоси­ бирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1976. - 79 с. ГОРШЕНИН А. В. «Моя душа болеть осуж­ дена...»: («Невеселое перо» Нины Грехо­ вой) / / Горшенин А . В. Беседы о сибирской литературе. - Новосибирск, 1997. - С. 247- 251. КОЛМАГОРОВА Г. Не напугайте тишину / / Молодость Сибири. - 1981. - 15 окт. - С. 3. СТЮАРТ Е. «Я разгадать секрета не могу...»: [Стихи, посвящ. Н. Греховой / Предисл. «Читаю - оторваться не могу!..» А . Плитчен- ко / / Горница. - 1997. - № 1. - С. 136: портр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2