Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2001 год
ная шелесту леса, журчанию ручья, напеву вет ра. Общая мелодия адресована каждому, кто от кроет книжку стихов Нины Греховой. Яркий, образный строй стихов, их музы кальность, подкупающая искренность поэзии, удивительная трепетность и беззащитность, про низывающая каждую строчку - всем этим по коряет поэзия Нины Греховой. Стихи ее растут из тишины, из «тайного тре пета листа». Они органичны и естественны, как сама природа. Стихи находят отклик в сердцах читателей еще и потому, что оптимизм автора непоказной, необманный, а действительный и жиз ненный, где за каждое мгновение счастья запла чено борьбой и трудом. Н. М. Грехова родилась в 1941 г. Юность ее сложилась нелегко: учеба в средней школе была прервана тяжелой болезнью. Старшие классы она закончила заочно и поступила в Новосибирский педагогический институт. Ее первые стихи были опубликованы в га зете «Советская Сибирь» в 1957 г. А двумя года ми позже в журнале «Смена» появилась первая крупная подборка, принесшая ей российскую из вестность. И вот уже более четырех десятков лет поэтический голос Нины Греховой волнует серд ца многочисленных ее почитателей. Е. Стюарт сказала о ней: «Очень талантли ва Нина Грехова, голос ее завораживает, как флей та, гипнотизирует, как Белла Ахмадулина, хотя природа таланта другая». «Внутренний мир молодого поэта Нины Греховой предстает в стихах очень наполненным, богатым, индивидуальным, - писала она позднее в предисловии к первой книжке стихов Н. Гре ховой. - Неповторимость, какая-то «единствен ность» интонаций и образов сразу же завоевыва ет читателя... Стихи Н. Греховой как дыхание - то спокойное, то прерванное волнением: «Навер но, такое уж это время баламутных и гордых ве сенних снов...». Имя этого времени - молодость». Первая книга «Стихи» вышла в Новосибир ске в 1964 г. Через год в журнале «Знамя» на нее появилась рецензия (авт. И. Роднянская), в ко торой говорилось о чуде рождения еще одного по эта, наделенного «веществом поэзии»... С тех пор прошли годы, выходили сборнич ки ее стихов «Осень» (1978), «Шиповник» (1987), % «Стихи» (1991), редкие и маленькие, как лепест ки ее любимого шиповника. Судьба не баловала лирическую героиню Нины Греховой. Были и надежда, и любовь, и разочарования... Есть у поэтессы характерные строки: Во преки всему, а не вместе с тем... Так восприни мает мир ее лирическая героиня. И причиной тому не пресловутый дух противоречия, а особен ный внутренний склад и душевный опыт (пре имущественно печальный, драматический), обо стренное видение и чувствование, далеко не все гда согласующиеся с традиционной житейской моралью и даже здравым смыслом. «Описывать бессонницу смешно...», - чита ем у Н. Греховой. Ее стихи, полные зыбко-тре- вожащих предчувствований и нередко напомина ющие причудливые бессонные бдения, трудны для толкования. Иной раз кажется, что не поэтес са управляет словом, а оно, преломляясь в спо лохе очередного видения, увлекает автора за со бой. Будто берется поэтесса за кончик словесной ниточки и сматывает его в клубок стихотворе ния: Уже рассвета осторожный призрак остано вился, замер у дверей. Не надо плакать - это только призрак, а не знаменье гибели моей... Любовная лирика Нины Греховой сдержан на, чиста и благородна. Любовь - не выдуман ная, не декларированная - настоящая, выстра данная любовь составляет таинственное «веще ство поэзии». Любовь в поэзии Н. Греховой доминирует. Именно в ней отчетливей всего и проявляется парадоксальная логика чувств: Ло май меня как хворост для костра. Мне хорошо гореть в твоем огне, который ты забыл задуть вчера. Образ всепожирающего огня любви очень близок Н. Греховой. Языки его пламени возни кают то в одном, то в другом стихотворении, некоторые пронизаны насквозь этой огненной метафорой , отчего драматическое напряжение до стигает высокого накала. Проявления любовных чувств лирической героини Н. Греховой могут быть самыми раз ными, подчас неожиданными, как, например, в лирическом монологе «Ночь», где неприкаян ная любящая душа предстает в облике ночи- женщины. Тема одиночества не случайна для Греховой. Она пришла из опыта любви и серьезных разду мий о предназначении женщины. «О, нарисуй меня прозрачной», «Глупая песня», «Венера», «Построй мне домик из песка», «Колыбельная песня», «Песня бабьего лета», «Лодка» - это сво еобразная хроника становления характера, исто рия любви. Лирическая героиня Греховой смело идет навстречу любви и, становясь матерью, сохраня ет всю непосредственность, романтическую окры- ленность и благородство юности. Для нее харак терны доброе отношение к людям, тревога не за свою личную, а за общечеловеческую любовь и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2