Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2001 год

ная шелесту леса, журчанию ручья, напеву вет­ ра. Общая мелодия адресована каждому, кто от­ кроет книжку стихов Нины Греховой. Яркий, образный строй стихов, их музы­ кальность, подкупающая искренность поэзии, удивительная трепетность и беззащитность, про­ низывающая каждую строчку - всем этим по­ коряет поэзия Нины Греховой. Стихи ее растут из тишины, из «тайного тре­ пета листа». Они органичны и естественны, как сама природа. Стихи находят отклик в сердцах читателей еще и потому, что оптимизм автора непоказной, необманный, а действительный и жиз­ ненный, где за каждое мгновение счастья запла­ чено борьбой и трудом. Н. М. Грехова родилась в 1941 г. Юность ее сложилась нелегко: учеба в средней школе была прервана тяжелой болезнью. Старшие классы она закончила заочно и поступила в Новосибирский педагогический институт. Ее первые стихи были опубликованы в га­ зете «Советская Сибирь» в 1957 г. А двумя года­ ми позже в журнале «Смена» появилась первая крупная подборка, принесшая ей российскую из­ вестность. И вот уже более четырех десятков лет поэтический голос Нины Греховой волнует серд­ ца многочисленных ее почитателей. Е. Стюарт сказала о ней: «Очень талантли­ ва Нина Грехова, голос ее завораживает, как флей­ та, гипнотизирует, как Белла Ахмадулина, хотя природа таланта другая». «Внутренний мир молодого поэта Нины Греховой предстает в стихах очень наполненным, богатым, индивидуальным, - писала она позднее в предисловии к первой книжке стихов Н. Гре­ ховой. - Неповторимость, какая-то «единствен­ ность» интонаций и образов сразу же завоевыва­ ет читателя... Стихи Н. Греховой как дыхание - то спокойное, то прерванное волнением: «Навер­ но, такое уж это время баламутных и гордых ве­ сенних снов...». Имя этого времени - молодость». Первая книга «Стихи» вышла в Новосибир­ ске в 1964 г. Через год в журнале «Знамя» на нее появилась рецензия (авт. И. Роднянская), в ко­ торой говорилось о чуде рождения еще одного по­ эта, наделенного «веществом поэзии»... С тех пор прошли годы, выходили сборнич­ ки ее стихов «Осень» (1978), «Шиповник» (1987), % «Стихи» (1991), редкие и маленькие, как лепест­ ки ее любимого шиповника. Судьба не баловала лирическую героиню Нины Греховой. Были и надежда, и любовь, и разочарования... Есть у поэтессы характерные строки: Во­ преки всему, а не вместе с тем... Так восприни­ мает мир ее лирическая героиня. И причиной тому не пресловутый дух противоречия, а особен­ ный внутренний склад и душевный опыт (пре­ имущественно печальный, драматический), обо­ стренное видение и чувствование, далеко не все­ гда согласующиеся с традиционной житейской моралью и даже здравым смыслом. «Описывать бессонницу смешно...», - чита­ ем у Н. Греховой. Ее стихи, полные зыбко-тре- вожащих предчувствований и нередко напомина­ ющие причудливые бессонные бдения, трудны для толкования. Иной раз кажется, что не поэтес­ са управляет словом, а оно, преломляясь в спо­ лохе очередного видения, увлекает автора за со­ бой. Будто берется поэтесса за кончик словесной ниточки и сматывает его в клубок стихотворе­ ния: Уже рассвета осторожный призрак остано­ вился, замер у дверей. Не надо плакать - это только призрак, а не знаменье гибели моей... Любовная лирика Нины Греховой сдержан­ на, чиста и благородна. Любовь - не выдуман­ ная, не декларированная - настоящая, выстра­ данная любовь составляет таинственное «веще­ ство поэзии». Любовь в поэзии Н. Греховой доминирует. Именно в ней отчетливей всего и проявляется парадоксальная логика чувств: Ло­ май меня как хворост для костра. Мне хорошо гореть в твоем огне, который ты забыл задуть вчера. Образ всепожирающего огня любви очень близок Н. Греховой. Языки его пламени возни­ кают то в одном, то в другом стихотворении, некоторые пронизаны насквозь этой огненной метафорой , отчего драматическое напряжение до­ стигает высокого накала. Проявления любовных чувств лирической героини Н. Греховой могут быть самыми раз­ ными, подчас неожиданными, как, например, в лирическом монологе «Ночь», где неприкаян­ ная любящая душа предстает в облике ночи- женщины. Тема одиночества не случайна для Греховой. Она пришла из опыта любви и серьезных разду­ мий о предназначении женщины. «О, нарисуй меня прозрачной», «Глупая песня», «Венера», «Построй мне домик из песка», «Колыбельная песня», «Песня бабьего лета», «Лодка» - это сво­ еобразная хроника становления характера, исто­ рия любви. Лирическая героиня Греховой смело идет навстречу любви и, становясь матерью, сохраня­ ет всю непосредственность, романтическую окры- ленность и благородство юности. Для нее харак­ терны доброе отношение к людям, тревога не за свою личную, а за общечеловеческую любовь и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2