Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2001 год

ПИРОЖКОВ П. Ф. Даллас о Сузуне / / Но­ вая жизнь (Сузун). - 1976. - 31 янв. - С. 4; 3 февр. - С. 4; 5 февр. - С. 4. - Содерж.: 1. Обские крестьяне; 2. «Положение места весь­ ма приятно...»; 3. «Где выбивают сибирскую ходячую монету». Комментарии еузунского краеведа к отрывкам из кни­ ги Далласа «Путешествие по разным местам Россий­ ского Государства...» (СПб., 1786). ПАЛЛАС (Петр-Симон) / / Энциклопеди­ ческий словарь. - Репринт, воспроизведение изд. Ф. А . Брокгауз - И. А. Эфрон 1890 г. - [М.], 1992. - С. 641-642. МОЛЯВКО Г. И., ФРАНЧУК В. П ., КУЛИ- ЧЕНКО В. Г. Паллас Петр Симон / / Моляв- ко Г. И., Франчук В. П ., Куличенко В. Г. Геологи. Географы: Биогр. справ. - Киев, 1985. —С. 203: портр. ПРОНШТЕЙН А. П. Паллас, Петр Симон / / Советская историческая энциклопедия. - М., 1967. — Т. 10. — Стб. 759. — Библиогр.: стб. 759. 90 лет со дня рождения В. В. Лиотвейзена (1911-1973), актера театра «Красный факел» в 1942-1973 гг. «О таких, как он, в театре принято говорить: “ Крепкий актер!” , вкладывая в это емкое поня­ тие многое. Это значит, что в каждой пьесе ар­ тист может полноценно сыграть 3-5 ролей, ни одной не испортит! Это значит, что актер твор­ чески мобилизован, в любой момент готов при поднятии занавеса вспыхнуть, подобно электри­ ческой лампочке, и гореть ярко до той поры, пока театру надо. Чтобы заслужить от товарищей оп­ ределение “крепкий актер” , нужно быть в своем творчестве устойчиво-ровным: твой самый удач­ ный и самый худший спектакли не должны друг от друга отличаться существенно, видимо для глаза непосвященного. Наконец, необходимо иг­ рать крупно, смелыми, сильными мазками, быть заразительным. Твои мысли и чувства должны быть театрально укрупнены, должны “перехлес­ тывать через рампу” ». Так начинает главу, посвященную творчеству артиста В. В. Лиотвейзена, в книге «На сцене и за кулисами: Путь театра “Красный факел” (1920- 1970)» известный новосибирский театральный и литературный критик, кандидат искусствоведения и член Союза писателей Л. А. Баландин. Вадим Владимирович Лиотвейзен родился в 1911 году в Новороссийске в семье железнодо­ рожного служащего. Как и большинству его ро­ весников не «рабоче-крестьянского происхожде­ ния», ему пришлось в конце 20-х годов начинать свою жизнь с приобретения рабочей профессии. После окончания курсов он работал дежурным диспетчером в управлении дороги в Свердловске (ныне Екатеринбург). Мечта о сцене привела его в кружок художественной самодеятельности, где одаренность юноши была замечена. Последова­ ло предложение учиться в Свердловском теат­ ральном техникуме, сразу на 2-м курсе. После окончания техникума В. В. Лиотвейзен работал в Свердловском драматическом театре. Призван­ ный в ряды Красной Армии, он и здесь занима­ ется организацией армейского театра, заочно учится в ГИТИСе. После демобилизации - рабо­ та в театрах Ставрополя, Нальчика, Алма-Аты, участие в спектаклях Московского театра им. Моссовета, поставленных Ю. А. Завадским. Его партнерами были Н. Мордвинов, Р. Плятт, В. Ма­ рецкая... В театр «Красный факел» В. В. Лиотвейзен пришел в 1942 году, когда военное лихолетье за­ несло его в шахтерский г. Прокопьевск (ныне Кемеровской, а тогда - Новосибирской области), где наряду с эвакуированными московскими те­ атрами работал и наш театр, уступивший сцену в Новосибирске Ленинградскому академическому театру драмы им. А. С. Пушкина (знаменитой Александринке). Ученик мхатовского корифея М. М. Тарханова органично вписался в труппу «Красного факела», развивавшего и продолжавше­ го традиции МХАТа. Более тридцати лет В. В. Лиотвейзен был ведущим артистом театра «Красный факел», сыграл на его сцене около двухсот ролей в спек-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2