Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2001 год

Документальные источники ГАНО: Ф .Д -9 7 . О п .1 .Д .6 4 . Лл. 16, 3 4 ,5 0 , 7 1 ,1 6 0 . 90 лет со дня рождения Л. В. Мясниковой (1911), ведущей солистки Новосибирского театра оперы и балета в 1944-1982 гг., почетного гражданина Новосибирска «Сибирским Шаляпиным в юбке» называ­ ли земляки Лидию Владимировну Мясникову, коренную сибирячку, выросшую в семье томских интеллигентов, и от природы наделенную редки­ ми вокальными данными, красивейшим меццо- сопрано с беспредельными возможностями. Любовь к пению Лидии Владимировне при­ вили в семье, где часто звучала музыка. Отец, Владимир Константинович, врач-патологоанатом, хорошо пел, играл на фортепиано и скрипке. Обучая пятилетнюю дочь пению, он любил гово­ рить: «Лялька должна стать певицей». В школе Лида занималась в хоровом круж­ ке, который вела М. М. Ганчикова. По ее совету Лидия Мясникова поступила в Томский музы­ кальный техникум, по окончании которого по­ лучила направление в Ленинградскую консер­ ваторию. Училась Л. В. Мясникова у выдающихся музыкантов и педагогов М. И. Бриан и И. В. Ер­ шова. С первого до последнего курса консерва­ тории Л. Мясникова получала почетную стипен­ дию им. Бородина, а после выпуска в 1939 году ей было предложено остаться в аспирантуре. Начавшаяся в 1941 году война нарушила все ее планы. Молодая певица возвращается в Томск, где работает во Всесоюзном гастрольном объе­ динении: выездные концерты, выступления в госпиталях... В 1944 году Л. В. Мясникова была пригла­ шена солисткой в только что организованную труппу Новосибирского оперного театра, с кото­ рым навсегда связала свою творческую судьбу. 12 мая 1945 года театр был открыт премьерой оперы М. Глинки «Иван Сусанин», а 21 июля Л. В. Мясникова дебютировала в партии Кармен. Первая роль принесла и первый успех. Одну за Другой готовит Л. Мясникова сложные и ответ­ ственные партии: Любаша в «Царской невесте», Марина Мнишек в «Борисе Годунове», Амнерис в «Аиде», Аксинья в «Тихом Доне», Азучена в «Тру­ бадуре», Марфа в «Хованщине», Полина и Графи­ ня в «Пиковой даме» - это лучшие сценические работы Лидии Владимировны, каждая из них - новое достижение и рождение интересной трак­ товки образа. Мясникова подчеркивает сильные черты характера своих героинь: свободолюбие Кармен, властность Амнерис, трагизм любви Мар­ фы. «Ее голос, мягкий и певучий, пленяет богат­ ством звуковых контрастов, разнообразием тон­ ких оттенков и красок, тесно связанных с музы­ кой и ее стилем» - так оценили критики талант певицы во время очередных гастролей Новосибир­ ского оперного театра в Москве. Одной из этапных стала партия Дьячихи в опере Л. Яначека «Ее падчерица». По мнению режиссера-постановщика спектакля Л. Михайло­ ва, «она пела и играла гениально». Эта роль по­ зволила Мясниковой в полную мощь проявить свое драматическое дарование. Стремление к драматизму свойственно ар­ тистке и в камерном репертуаре. Певица успеш­ но выступала с сольными программами. В вокаль­ ных миниатюрах она создавала жизненно прав­ дивые образы, не менее убедительные, чем в оперных партиях. В ее репертуаре были и народ­ ные песни, и классические романсы, и песни со­ ветских композиторов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2