Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2001 год
90 лет назад (1911) был решен вопрос о выборе места для новониколаевской станции строящейся Алтайской железной дороги. Ныне — станция Новосибирек-Южный Огромный сдвиг крестьянских масс из евро пейской России на восток, в Сибирь, происходив ший с момента открытия движения по Велико му Сибирскому железнодорожному пути, вызвал мощный подъем экономики этого, некогда пу стынного края. Растущее производство товарно го хлеба, животного масла в Западной Сибири, а также встречный поток промышленных изделий, сельхозмашин потребовали надежных транс портных связей. Водные пути по Оби, Иртышу и их притокам полгода оставались скованными льдом и не могли обеспечить все больший объем перевозок. Необходимость постройки железной дороги в меридиональном направлении уже ни у кого не вызывала сомнений. Оставалось неясным, кто будет строить дорогу - казна или частное обще ство? Казенное строительство изначально было обречено на затяжки и проволочки. Акционер ное общество для строительства Алтайской доро ги оказалось предпочтительнее. Во главе его го тов был встать известный сибирякам инженер Григорий Моисеевич Будагов. Оказалось непро стым и решение вопроса о месте примыкания дороги к главному ходу Транссибирской магист рали. Существовало несколько вариантов, имев ших своих сторонников в правительстве. В част ности, предлагалась постройка дороги через Бар- наул-Павлодар к Омску. Другие варианты: Барнаул-Тайга-Томск, Барнаул-Мариинск и даже Барнаул-Ачинск. Но лучшим вариантом оставался вариант примыкания дороги у Ново- николаевска, в пользу которого говорило мно гое. Здесь дорога на всем своем протяжении прорезала по продольной оси наиболее произво дительные районы края. Новониколаевск стано вился важным центром, пунктом перевалки гру зов с воды на воду. Представитель Новониколаевской городской управы Сигизмунд Феликсович Дунин-Марцин- кевич телеграфировал из Петербурга 11 февраля 1911 года городскому голове Владимиру Иппо литовичу Жернакову: «Постройка алтайской дороги с выходом на Новониколаевск признана настоятельно необходимой. Выясняется способ постройки казной или концессионерами. Подроб ности письмом». Пару недель спустя другая те леграмма: «Потеря времени постройки за счет казны склоняет министров к отданию его концес сионерам. Надо продолжать личные ходатайства городов». Спустя время: «Жду окончательного заключения Совета Министров. Газетным сооб щениям из Томска, Барнаула не верьте. Плетут интриги». Инженер Дунин-Марцинкевич честно отрабатывал положенное ему городом жалование 600 рублей в месяц! Вопрос о расположении станции Алтайской дороги в Новониколаевске был решен на совеща нии представителей города совместно с руковод ством строительства 15 сентября 1911 года. Ме сто для станции определили на городской земле, а для депо и других служб - за городской чер той, на землях села Усть-Иня. Под линию желез ной дороги и станцию потребовалось отчуждение 238 усадебных участков. Большая часть домохо зяев добровольно уступила их за установленную плату - 3 рубля за квадратную сажень. Были и не согласные, славшие жалобы Томскому губер натору. В конечном итоге им тоже пришлось со гласиться, правда за более высокую плату. Утряс лись и вопросы переездов и переходов через ли нию к берегу Оби по улицам Гавриловской (ныне Добролюбова), Гурьевской, Сузунской, Павловской (ныне Сакко и Ванцетти). Переход дороги через Николаевский проспект первоначально предусмат ривался с сооружением «горбатого моста» над линией для проезда экипажей. Однако техничес кие условия были изменены и дорога прошла над проспектом. Алтайская железная дорога в составе ли нии Новониколаевск—Барнаул-Семипалатинск (663 км) и ветви Алтайская-Бийск (148 км) была построена за 4 года. Открытие ее состоя лось 21 октября 1915 года в помещении вокза ла ст. Барнаул. Н. В. Безрядин
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2