Очерк работы по заготовлению переселенческих участков - 1900
вовали въ переселенческомъ движенш,—и представлялось полное осно- BaHie, съ одной стороны, ожидать, что мноие нзъ этихъ рабочихъ, при смотревшись къ услов1ямъ жизни въ Сибири, не пожелаютъ возвра щаться на родину и увеличатъ собою и своими семьями число пере- селенцевъ, требующихъ наделешя землею; а съ другой стороны, можно было предвидеть, что эти pa6onie будутъ способствовать раепро- странешю среди населешя внутренних!, губернш сведенш о Сибири, а следовательно-—и новому наплыву переселенцевъ. Въ силу всехъ изложенныхъ обстоятельств!,, съ открыпемъ ра ботъ но сооруженщ дороги молено было ожидать такого наплыва въ Сибирь переселенцевъ, который, силою вещей, долженъ былъ-бы потре бовать къ себе особеннаго внимашя правительственной власти; но н самое отношеше последней къ этому наплыву должно было стать инымъ, нежели было прежде. До приступа къ сооружение Сибирской магист рали Сибирь, сама но себе, возбуждала къ себе мало интереса и вни- манш; вонросъ о переселении разсматривался исключительно съ точки зрешя интересов!, техъ частей Имперш, о тк у д а шли переселенцы,- и известныя соображения заставляли Правительство относиться къ этому явленно съ известною осторожностью. Предпринятое, въ значи тельной мйрй, по общеполитическим!, соображениям!,, сооружеше Си бирской дороги заставило взглянуть на переселенчески! вонросъ сь иной точки зрешя: даже не задаваясь более широкими видами, нельзя было не обратить внимашя на то, что самая эксплоатацш дороги, пролегающей по более или менее пустынной местности, была-бы связана съ серьезными затруднешями и потребовала-бы крупных!, за трать, которыя устранились-бы съ заселошемъ непосредственно при легающей къ дороге полосы. Но несравненно большее значеше имело другое обстоятельство, — именно, что лишь при условш заселешя и промышленнаго развитая края железная дорога могла обещать принести народному и государственному хозяйству всю ту пользу, какую способны приносить подобнаго рода предпринял, и въ частности — лишь при этомъ услов! II она могла окупить связанный съ сооружешемъ ея огром- ныя затраты. Совершенно естественно, поэтому, что вонросъ о колонизацш Си бири и въ частности - о мйрахъ къ обезнечешю землею будущихъ переселенцевъ и къ приведенш въ известность земельнаго фонда Си бири, долженъ былъ выдвинуться на видное место, какъ только пред принято было сооружеше Сибирской магистрали,—и въ особенности, когда началась, начиная отъ Челябинска, постройка Западно-Сибирской лиши, непрерывнымъ рельсовымъ путемъ соединившей наиболее пло дородную и доступную для колонизацш часть Сибири съ отпускаю щими переселенцевъ местностями Европейской Poccin. Еще въ сентябре 1891 года бывши! Военный Министръ, Генералъ-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2