Очерк работы по заготовлению переселенческих участков - 1900

вовали въ переселенческомъ движенш,—и представлялось полное осно- BaHie, съ одной стороны, ожидать, что мноие нзъ этихъ рабочихъ, при­ смотревшись къ услов1ямъ жизни въ Сибири, не пожелаютъ возвра­ щаться на родину и увеличатъ собою и своими семьями число пере- селенцевъ, требующихъ наделешя землею; а съ другой стороны, можно было предвидеть, что эти pa6onie будутъ способствовать раепро- странешю среди населешя внутренних!, губернш сведенш о Сибири, а следовательно-—и новому наплыву переселенцевъ. Въ силу всехъ изложенныхъ обстоятельств!,, съ открыпемъ ра­ ботъ но сооруженщ дороги молено было ожидать такого наплыва въ Сибирь переселенцевъ, который, силою вещей, долженъ былъ-бы потре­ бовать къ себе особеннаго внимашя правительственной власти; но н самое отношеше последней къ этому наплыву должно было стать инымъ, нежели было прежде. До приступа къ сооружение Сибирской магист­ рали Сибирь, сама но себе, возбуждала къ себе мало интереса и вни- манш; вонросъ о переселении разсматривался исключительно съ точки зрешя интересов!, техъ частей Имперш, о тк у д а шли переселенцы,- и известныя соображения заставляли Правительство относиться къ этому явленно съ известною осторожностью. Предпринятое, въ значи­ тельной мйрй, по общеполитическим!, соображениям!,, сооружеше Си­ бирской дороги заставило взглянуть на переселенчески! вонросъ сь иной точки зрешя: даже не задаваясь более широкими видами, нельзя было не обратить внимашя на то, что самая эксплоатацш дороги, пролегающей по более или менее пустынной местности, была-бы связана съ серьезными затруднешями и потребовала-бы крупных!, за­ трать, которыя устранились-бы съ заселошемъ непосредственно при­ легающей къ дороге полосы. Но несравненно большее значеше имело другое обстоятельство, — именно, что лишь при условш заселешя и промышленнаго развитая края железная дорога могла обещать принести народному и государственному хозяйству всю ту пользу, какую способны приносить подобнаго рода предпринял, и въ частности — лишь при этомъ услов! II она могла окупить связанный съ сооружешемъ ея огром- ныя затраты. Совершенно естественно, поэтому, что вонросъ о колонизацш Си­ бири и въ частности - о мйрахъ къ обезнечешю землею будущихъ переселенцевъ и къ приведенш въ известность земельнаго фонда Си­ бири, долженъ былъ выдвинуться на видное место, какъ только пред­ принято было сооружеше Сибирской магистрали,—и въ особенности, когда началась, начиная отъ Челябинска, постройка Западно-Сибирской лиши, непрерывнымъ рельсовымъ путемъ соединившей наиболее пло­ дородную и доступную для колонизацш часть Сибири съ отпускаю­ щими переселенцевъ местностями Европейской Poccin. Еще въ сентябре 1891 года бывши! Военный Министръ, Генералъ-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2