Циолковский в воспоминаниях современников-1971

После большой статьи в «Известиях» йрёдсёдателя АССНАТа А. П. Модестова о К. Э. Циолковском, его работах и о бле­ стящем исходе диспута малоизвестный «калужский чудак» сразу сделался знаменитостью, гордостью советской науки и техники. В июле 1925 года в Управлении делами Совнаркома СССР состоялось заседание Комиссии по трансарктическому воздухоплаванию (Аэроарктика), в повестке дня которого был доклад Б. Н. Воробьева по истории дирижаблестроения в России и доклад К. Э. Циолковского о его цельнометалли­ ческом дирижабле. Доклад Циолковского вылился в целый диспут с германским воздухоплавателем капитаном В. Брун­ сом— автором проекта воздушной трассы Берлин — Ленин­ град— Токио через советскую Арктику на «цеппелинах». Как и в диспуте 3 мая, мне пришлось иринять участие в этих спорах, так как сидевший рядом со мной Константин Эдуардович был нездоров. Мне пришлось сопровождать Константина Эдуардовича на упомянутое совещание из Калуги в Москву. Рано утром мы с Константином Эдуардовичем прибыли на Киевский вокзал и часть пути ко мне на Малую Дмитровку проделали пешком. Когда мы, пройдя Дорогомиловский мост, поднима­ лись к Смоленской площади, Циолковский обратил мое внимание на крутой берег справа от нас, с мелкими домиш­ ками и с церковью наверху (это район Ростовских переул­ ков). Он рассказал, как однажды в юности всю ночь бродил по Москве. И именно по этим местам он проходил тогда в бесконечном восторге от мысли, что придумал способ выр­ ваться при помощи центробежной силы в мировое простран­ ство и с необычайной яркостью представил себе ощущение космического полета. Размышляя о физической основе вы­ лета в космическое пространство, он однако все больше разочаровывался в своей идее «и стал скисать», а под утро вместе с усталостью пришло полное понимание допущенной ошибки. Теперь не помню, какие места проходил в то утро начинающий изобретатель (это было примерно в 1873 году). Если меня не обманывает память, прогулка закончилась где-то в районе Чистых прудов. В одно из моих посещений Константина Эдуардовича в Калуге (в 1926 году), он рассказал мне о том, что заставило его начать печататься по вопросам космической ракеты. В 1896 году он дослал брошюру «Новый принцип воздухо­ плавания, исключающий атмосферу как опорную среду».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2