Циолковский в воспоминаниях современников-1971

латуни и жести, причем некоторые достигали двухметро­ вой длины. Спутник Циолковского — П. П. Каннинг — помо­ гал ему нагнетать в них воздух большим самодельным насо­ сом, чтобы наглядно показать, как с изменением давления внутри оболочки она меняет форму и работает. Константин Эдуардович считал показ моделей дирижаб­ ля в действии очень важным для распространения своих идей среди возможно более широкого круга людей и поэто­ му почти безотлучно находился в помещении съезда. Выступление на этом съезде не удовлетворило Циолков­ ского. Немногочисленные оппоненты высказались лишь о несовершенстве соединения тонких металлических ли­ стов оболочки дирижабля посредством спайки оловом, что он и сам понимал (других способов тогдашняя техника не знала). О самой же конструкции не говорил почти никто. Пребывание в пути и в гостинице в течение недели, не­ здоровье и шумная обстановка — все это явно утомило его, непривычного к поездкам и многолюдью. Как только окон­ чился съезд, он поспешил домой. На память мне осталась фотография, которую там же, в помещении съезда, сделал по моей просьбе студент-путеец Г. В. Мулюкин. Впоследствии оказалось, что она — един­ ственный за многие годы снимок Циолковского того пери­ ода. Он пожелал сфотографироваться вместе со всеми сво­ ими моделями, что и было исполнено... Когда мы встретились снова, все уже было по-новому в нашей стране: произошла Великая Октябрьская социалисти­ ческая революция. Россия была уже не та. И скромного калужского учителя никто больше не называл безнадеж­ ным фантазером и автором сумасбродных проектов. Это был знатный человек своей Родины — первой в мире стра­ ны социализма, уважаемый и любимый всем народом уче­ ный, перед которым открылась возможность творить не в одиночку в своей крохотной домашней мастерской, а в заводских цехах, в окружении квалифицированных инже­ неров и техников. Создавалась целая школа его последова­ телей и учеников — энтузиастов реактивной техники, круп­ нейшее значение и огромные перспективы которой теперь быстро вырисовывались. Но раньте , чем мы увиделись снова, мне многое при­ шлось услышать о Циолковском за рубежом, в Германии, куда я был в 1922 году командирован по делам авиапромы-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2