Циолковский в воспоминаниях современников-1971

ти железных и шоссейных дорог, особенно в районах Си­ бири и севера. К. Э. Циолковский очень охотно общался с людьми, ко­ торые интересовались вопросами воздухоплавания и его идеями. Хотя ради справедливости следует сказать, что сам Константин Эдуардович не очень любил искать знакомства. Из-за глухоты он часто стеснялся новых людей и особенно не по душе ему были заседания и совещания. Лично мне его глухота казалась не очень большой. Правда, с ним ста­ рались говорить погромче, пояснее и не быстро, переспра­ шивал беседовавших с ним он редко и только иногда при­ кладывал руку к уху. Константин Эдуардович приводил ряд данных о важно­ сти воздушных путей сообщений в России, что совпадало с теми мнениями, которые я, спустя 8—10 лет, постоянно слышал от академика Владимира Николаевича Образцова Не раз он развивал мысль о большой будущности управ­ ляемых воздушных кораблей (дирижаблей), которые, как он говорил, в дальнейшем будут иметь гигантские размеры и станут играть видную роль в перевозках пассажиров и ценных грузов. Циолковский высказывал мысль о том, что аппараты тяжелее воздуха — самолеты менее вместительны и более пригодны для скоростных сообщений, чем для грузов. Помню, как Константин Эдуардович говорил о значении ракет для полетов в космических пространствах, причем еще тогда (1906—1908 годы) чувствовалась его полная уве­ ренность в осуществлении этого замысла в ближайшем бу­ дущем. Я не один раз слышал от Константина Эдуардови­ ча сетование на то, что этим вопросам, имеющим мировое значение, наши ученые и специалисты уделяют мало вни­ мания, и что в правительственных и в высших кругах Рос­ сии к ним относятся скептически. Константин Эдуардович говорил, что если так будет продолжаться и дальше, то не исключена возможность нашего очень большого отставания в области воздухоплавания от заграницы. Там на экспери­ ментирование идут гораздо смелее, а вот у нас не могут да­ же построить один опытный воздушный корабль, несмотря на наличие технически достаточно разработанного предло­ жения. 1 В. Н. Образцов (1874—1949) — академик , крупный специа ­ лист в области железнодорожного транспорта.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2